Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 09.01.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Абдулов, А. А. Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения / А. А. Абдулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110015/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена прокурорскому надзору за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. Прокурорский надзор является одной из главных функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности деятельности государственных органов и должностных лиц. В статье рассматриваются основные задачи прокурорского надзора, его правовая основа и процедура осуществления. Кроме того, особое внимание уделяется роли прокурора в защите прав и свобод граждан при применении административного принуждения. Анализируются правовые нормы и прецеденты, регулирующие данную сферу. Также в статье представлены основные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры в процессе надзора. В заключение статьи предлагаются рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора и обеспечению законности при применении мер административного принуждения.

Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, меры административного принуждения, права граждан, основные задачи, правовая основа, процедура, прецеденты, проблемы, совершенствование.

Важнейшим принципом, определяющим деятельность органов государственной власти, является принцип законности. Принцип законности является фундаментальным принципом права в целом. Данный принцип не закреплен прямо в Конституции РФ, однако имеет опосредованное значение в ряде статей Основного закона (ст. 4, 13, 15, 17–19).

Прокуратура РФ как орган власти наделен государством важнейшей задачей по соблюдению законности, защите правопорядка, прав и законных интересов граждан и юридических лиц от злоупотребления правом, бюрократизма, некомпетентности, инертности и других явлений в деятельности государственных органов и организаций, имеющих властные полномочия. [5] Прокуратура РФ играет важную роль в области административного судопроизводства, поскольку органы прокуратуры могут по своей инициативе возбуждать дела об административных правонарушениях. Прокурорский надзор осуществляется в целях соблюдения законодательства России в рамках соблюдения прав и законных интересов граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в создании условий, при которых совершение противоправных действий невозможно.

Иной важной проблемой является несовершенство применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП РФ). Необходимо тщательное рассмотрение и реформирование мер обеспечения производства в отношении административных дел, возбужденных органом прокуратуры, поскольку при отсутствии данных мер органами прокуратуры применяются те меры, которые им доступны в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре», что приводит к нарушению законодательства и подменой тех функций, которых должна выполнять прокуратура на самом деле. [6]

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения является важной функцией государственного прокурорского надзора. Он осуществляется с целью обеспечения соблюдения закона в процессе применения административных мер принуждения, которые применяются государственными органами по отношению к нарушителям закона. Прокурорский надзор заключается в контроле за соблюдением процедур и правил при принятии решений о применении мер административного принуждения. Прокурор следит за тем, чтобы данные меры применялись в соответствии с законом, справедливо и без произвола. Он также проверяет, чтобы они не превышали своих полномочий и не нарушали прав и свобод граждан. [1]

Прокурорский надзор осуществляется путем проведения проверок и расследований. Прокурор имеет право обращаться в суд с иском о признании меры административного принуждения незаконной или о ее отмене. Также прокурор может предъявлять обвинение в случае выявления преступлений в процессе применения административных мер принуждения. Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения является неотъемлемой частью правового государства и гарантией защиты прав и свобод граждан. Он способствует эффективному функционированию системы правосудия и обеспечению законности в обществе. [4]

Прокурорский надзор является одной из важнейших функций прокуратуры и направлен на обеспечение законности, защиту прав и свобод граждан, а также предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений. Основные задачи прокурорского надзора включают:

  1. Контроль за соблюдением закона. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов государства и обеспечивает их единообразное применение. Он осуществляет проверку законности действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, должностных лиц юридических лиц и граждан.
  2. Защита прав и свобод граждан. Прокурорская проверка направлена на защиту прав и свобод граждан от неправомерных действий со стороны государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан.
  3. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений. Прокурор проводит предупредительную работу, направленную на предотвращение правонарушений и преступлений. Он также отслеживает и расследует совершенные правонарушения, возбуждает уголовные дела и обеспечивает привлечение виновных к ответственности.

Правовая основа прокурорского надзора определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими нормативными актами, регулирующими деятельность прокуроров. Прокурорский надзор осуществляется в соответствии с законом и принципом верховенства права.

Процедура осуществления прокурорского надзора предусматривает следующие этапы:

  1. Получение информации о возможных нарушениях закона. Прокурор получает информацию о возможных нарушениях закона из различных источников, включая жалобы граждан, обращения организаций, данные правоохранительных органов.
  2. Предварительная проверка. Прокурор проводит предварительную проверку, которая включает сбор и анализ информации о нарушении, определение достаточности доказательств, а также принятие решения о дальнейшем рассмотрении дела или прекращении проверки.
  3. Рассмотрение дела. В случае решения о рассмотрении дела прокурор направляет его на рассмотрение в соответствующий орган, который принимает меры в соответствии с законом, включая возбуждение уголовного дела либо привлечение к административной ответственности. Прокурор следит за ходом расследования, осуществляет контроль за соблюдением законодательства и представляет интересы государства и общества.
  4. Мониторинг исполнения решений. Прокурор следит за исполнением принятых решений и принимает меры по обеспечению их исполнения.

Таким образом, прокурорский надзор играет важную роль в защите законности и прав граждан, обеспечении справедливости и предотвращении преступлений и правонарушений. [5]

Перспективы развития прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения являются важной темой, которая требует серьезного обсуждения и анализа. В современной России прокурорский надзор играет значимую роль в обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан.

Одной из основных перспектив развития прокурорского надзора является усиление его роли и компетенции в контроле за применением административных мер принуждения. Прокурорский надзор должен иметь возможность эффективно контролировать и избегать злоупотребления и нарушения прав граждан при применении таких мер. Это требует не только усиления полномочий прокуратуры, но и совершенствования законодательства, чтобы обеспечить четкие и ясные правила применения мер административного принуждения.

Другой перспективой развития прокурорского надзора является использование современных технологий и информационных систем для более эффективной работы. Автоматизация процессов, цифровизация документооборота и внедрение электронных сервисов позволят прокурорам быстро получать и обрабатывать информацию, а также взаимодействовать с другими органами власти и правоохранительными структурами. Это повысит эффективность работы прокуратуры и улучшит контроль за соблюдением законности при применении административных мер принуждения. Также важной перспективой является повышение профессионализма прокурорского корпуса. Образование, навыки и знания прокуроров должны соответствовать вызовам современности и уровню сложности задач, с которыми они сталкиваются. Необходимо предоставлять прокурорам возможности для повышения квалификации, профессионального обучения и обмена опытом с коллегами из других стран. Только таким образом можно гарантировать высокий уровень прокурорского надзора и эффективную защиту прав граждан. Перспективы развития прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения включают усиление роли и компетенции прокуратуры, использование современных технологий, повышение профессионализма прокурорского корпуса. Только совместными усилиями и систематическим подходом можно обеспечить эффективный контроль за соблюдением законности и защиту прав граждан.

В настоящее время прокуратура играет ключевую роль в защите прав и законных интересов граждан, используя мощные механизмы проверок и выявления нарушений законодательства. Широкий спектр административных мер принуждения, совместно с отсутствием должного правового регулирования надзора за соблюдением законности, делает данную тему исключительно актуальной для более детального и всестороннего исследования. Внедрение предложенных изменений в законодательство послужит рациональному определению полномочий и компетенций контролирующих органов государственной власти, а также упрощению бремени ответственности, возлагаемого на органы прокуратуры. В результате их действия во всех сферах деятельности будут более эффективными и успешными.

Литература:

  1. Абакарова Т. М. Права и полномочия прокурора в сфере административного права. — М.: Международные отношения, 2019.
  2. Глушакова Н. А. Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. — М.: Юристъ, 2017.
  3. Долматов Д. В. Административно-правовой механизм прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. — М.: Юрист, 2016.
  4. Иванов И. С. Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения. — СПб: Издательство СПбГУ, 2015.
  5. Карпов С. А. Прокурорский надзор за законностью и правомочиями государственных органов и должностных лиц в процессе применения мер административного принуждения. — М.: Юстицинформ, 2018.
  6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция). Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, административное принуждение, соблюдение законности, мера, свобода граждан, орган прокуратуры, прокурор, государственная власть, законный интерес граждан, правовая основа.


Похожие статьи

Задать вопрос