Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 10.01.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Скрипкина, Е. С. Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов / Е. С. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110010/ (дата обращения: 01.05.2024).



На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них заниматься физической культурой, лечебной физической культурой и спортом без каких-либо проблем. Каждая современная школа должна предоставить физкультурно-оздоровительное пространство для занятий спортом детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровье сберегающих технологий в образовательном пространстве школы

Необходима адаптация условий реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей- инвалидов. Следовательно, необходима разработка новых подходящих технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями. Это позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов спортивные занятия, а также поспособствует их «спортивной социализации».

Ключевые слова: лечебная физическая культура, занятия спортом, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, обучение, физкультурно-оздоровительное пространство.

Today the Russian Government pays sufficient attention to the problem of involving the younger generation in sports. A special place in this issue is occupied by the adaptation in the sports field of children with disabilities, as well as children with disabilities, the opportunity for them to engage in physical education, therapeutic physical education and sports without any problems. Every modern school should provide a physical education and recreation space for sports for children with disabilities and children with disabilities, in which the emphasis is on the implementation of health-saving technologies in the educational space of the school

It is necessary to adapt the conditions for the implementation of physical education classes to the peculiarities in the education of children with disabilities and children with disabilities. Therefore, it is necessary to develop new suitable technologies for teaching children with disabilities and children with disabilities in accordance with their needs. This will make it possible to spread sports activities among children with disabilities and children with disabilities, as well as contribute to their «sports socialization».

Keywords: therapeutic physical education, sports, children with disabilities, children with disabilities, education, physical culture and recreation space.

Потребность в организации занятий физической культурой детей с ОВЗ и детей-инвалидов обусловлена, в первую очередь, тем, что эти занятия способствуют восстановлению функций организма, его максимально возможной реабилитации после тяжелых, хронических заболеваний. Однако рассматриваемые в теории положения о соответствии обучения принципу индивидуализации, на практике могут быть не реализованы в полной мере, т. е. прослеживается оторванность учебно-воспитательного процесса от жизненных реалий.

Среди наук , изучающих опорно-двигательную систему человека — медицина (анатомия, физиология (физиология движений), ортопедия, травматология, спортивная медицина, протезирование, клиническая биомеханика), биомеханика и физическая культура (теория физической культуры, биомеханика физических упражнений).

У современного человека нет разрядки, реакция подсознания на внешние раздражители заканчивается напряжением мышц, напряжение никуда не исчезает, напряжение одного дня переходит в другое, так возникают мышечные блоки, происходит утечка энергии, и только физические занятия помогут вырваться из порочного круга. При кратковременных занятиях в течение 15 минут для покрытия энергетических потребностей организм использует гликоген, а при продолжительной нагрузке — подкожный жир. Вход в режим физических нагрузок должен быть постепенным, индивидуальным, дозированным, физические упражнения должны стать частью повседневной жизни.

Воспитание у детей с ОВЗ и детей-инвалидов положительного отношения к здоровью предполагает выработку у них готовности соблюдать соответствующие нормы и правила, выработку умения противостоять ситуациям, грозящим их нарушением, воспитание умеренности и дисциплинированности, культуры питания и др. [3, с. 281]

Ребенок с ОВЗ и дети-инвалиды специальных групп подготовки особенно остро нуждаются в формировании коллективизма, развития духа товарищества, взаимной поддержки, в связи с тем, что они психологически более уязвимы, более остро переживают свои неудачи. Им требуется помощь и поддержка как со стороны педагога, так и со стороны товарищей на протяжении всего занятия по физической культуре. С позиции педагога, следует реализовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на занятиях физической культурой, поскольку ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид первоначально чувствует неуверенность в себе. С позиции коллектива товарищей требуется проявить чуткость и внимательность по отношению к ребенку с ОВЗ и ребенку-инвалиду, чтобы он смог преодолеть барьеры при выполнении упражнений. [1, с. 123]

Сущность дисциплины «Физическая культура» заключается в формировании осознанного отношения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к качеству своего здоровья, стремление средствами подобранного комплекса упражнений улучшить общее физическое состояние. Пропаганда результатов проектной деятельности детей с ОВЗ и детей- инвалидов подразумевает целенаправленную деятельность по распространению, популяризации, разъяснению и внедрению в сознание широких масс физкультурно-спортивной информации, а также знаний по вопросам здорового образа жизни, спорта и массовой физической культуры.

Сегодня школьная система средств пропаганды включает в себя довольно разнообразный перечень средств массовой информации. Это печатные (газеты, журналы, книги, листовки и т. д.), аудиальные (радио и т. д.), аудиовизуальные (телевидение, кино, интернет и т. д.) средства. Важным средством пропаганды здорового образа жизни являются и средства устной агитации и лекционной пропаганды: система физкультурно- спортивного образования, система лекционной пропаганды, физкультурно- спортивное информирование широких масс. [6, с. 41]

Проектная деятельность как деятельность, характеризующая развитие образовательной сферы, формировалась в контексте социокультурного развития общества в течение достаточно длительного временного периода, и сегодня тенденциями его развития можно считать его массовость, более детальную регламентацию деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.

Групповые (командные) формы работы по проектной деятельности являются приоритетными на занятиях физической культуры, поскольку эти занятия предполагают наличие духа соревновательности, стремление к победе, коллективизм. Рассмотрим преимущества командных форм работы на примере занятий физической культурой у детей с ОВЗ и детей-инвалидов: [2, с. 91]

  1. У детей с ОВЗ и детей-инвалидов развиваются навыки сотрудничества (взаимодействия), что предполагает наличие коммуникации между детьми с ОВЗ и детям-инвалидами;
  2. В групповом проекте может быть отражена многоаспектность (вариативность взглядов) исследуемого феномена, в данном случае изучение аспектов здорового образа жизни с позиции педагога и детей с ОВЗ и детей- инвалидов;
  3. В групповой проектной деятельности должен быть лидер, ведущий за собой. Развитие лидерских качеств — одна из приоритетных задач проектной деятельности, которая может быть реализована на основе признания авторитетности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Совершенствование лидерских и волевых качеств важно для занятия физической культурой, поскольку они позволяют успешнее справляться с поставленными в ходе занятия задачами.
  4. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид является вовлеченным в проектную деятельность, это творческий процесс, у которого нет физических и интеллектуальных ограничений. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид вносит свой вклад в развитие тематики, т. е. осваивает принципы здорового образа жизни.
  5. Дух соревновательности является дополнительной мотивацией для достижения успеха. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид хочет оставить значимый вклад в развитие тематики, следовательно, он учится формировать свою позицию и отстаивать свою точку зрения. В контексте формирования здорового образа жизни дух соревновательности может быть мотивацией для приобщения к здоровье сберегающей культуре.

Стоить заметить, что методы и формы педагогической деятельности не позволяют формировать у детей с ОВЗ и детей-инвалидов те или иные потребности здорового образа жизни, поскольку предполагают реализацию соответствующего содержания. Особенный подход — вариативность форм деятельности, каждая из которых вызывает к себе определенное отношение у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, благодаря чему формируется положительное восприятие исследуемой проблемы — формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в контексте реализации здоровье сберегающих технологий в обучении. [4, с. 126]

Выводы

В процессе изучения проблемы исследования, её специфики было установлено, что в школе должно быть создано физкультурно- оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, учитывая наличие хронических заболеваний.

Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровье сберегающего поведения.

Физическая культура является важным компонентом в системе образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она способствует не только физическому развитию ребенка, но и формированию уверенности в себе, социальной адаптации и интеграции.

Занятия физической культурой для детей с ОВЗ должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка и направлены на развитие его потенциальных возможностей. Важным является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, поддержка и мотивация со стороны взрослых.

Родители, педагоги и специалисты в области физической культуры должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить детям с ОВЗ доступ к качественным и эффективным программам физического развития. Только таким образом можно достичь максимального успеха в реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Алексеева, Е. В. Создание безопасной среды для детей с ОВЗ и детей- инвалидов в условиях разновозрастной группы / Е. В. Алексеева // Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. — С. 120–124.
  2. Дунская, М. В. Педагогические возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов / М. В. Дунская, Н. А. Королева // Липецк: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования», 2018. — С. 89–93.
  3. Касьяненко, А. Н. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом / А. Н. Касьяненко, Д. А. Сулиманова // Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2018. — С. 278–285
  4. Мишустина, Н. И. Новые направления в работе инструктора по физической культуре с детьми — инвалидами и детьми ОВЗ / Н. И. Мишустина // Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. — С. 121–128.
  5. Никонорова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого- педагогического консилиума / А. А. Никонорова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9(174). — С. 12–19.
  6. Соколова, Н. А. Социальная интеграция детей с ОВЗ и детей — инвалидов в системе ДОУ / Н. А. Соколова, В. А. Каюда, Т. Г. Юнакова // Моя профессиональная карьера. — 2022. — Т. 2. — № 37. — С. 35–44.
  7. Степанова, Н. А. Система работы по обучению детей с ОВЗ и детей- инвалидов / Н. А. Степанова // Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. — С. 315–321.
  8. Филатова, И. А. Тренинговые занятия как одно из условий формирования готовности специалистов в работе с детьми ОВЗ и инвалидами / И. А. Филатова, А. П. Тарасова // Преемственность в образовании. — 2018. — № 19(09). — С. 226–231.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, ребенок, занятие, проектная деятельность, ребенок - инвалидов, лекционная пропаганда, лечебная физическая культура, обучение детей, физкультурно-оздоровительное пространство.


Ключевые слова

обучение, Дети-инвалиды, дети с ОВЗ, лечебная физическая культура, занятия спортом, физкультурно-оздоровительное пространство

Похожие статьи

Задать вопрос