Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шустова, Д. О. Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Д. О. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110001/ (дата обращения: 28.04.2024).



В современном мире возникает важнейшая проблема подрастающего поколения — деградация населения в воспитательно-образовательном процессе этнокультурных ценностей своего народа. Современная молодёжь попусту забывает о старых традициях, которые складывались на протяжение многих лет и образовали свою культуру, обычаи и традиции. Именно в этой статье затронуто формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и развлечениями русского и татарского народов.

Ключевые слова: этнокультура, культура, народ, русский народ, татарский народ, праздники, развлечения, воспитание, дошкольники, возраст, старшая группа.

Этнокультурное воспитание — это этнопедагогический процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности.

Евгения Владимировна Пивторак

Что же такое этнокультурное воспитание в дошкольном учреждение и какую роль играет знание об этнокультуре своего народа. Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Именно воспитание в дошкольном возрасте основ и ценностей культуры своего народа, позволяет будущему поколению не столкнуться проблемой деградации населения в этнической сфере образования. Исходя из данной проблемы современности, была разработана организационная работа с дошкольниками на протяжении учебного года, с сентября-январь. На протяжении сентября подобрали методический материал, методическую литературу по этнокультурному воспитанию детей в Республики Татарстан, подобрано оборудование и материал для этнокультурного уголка в группе, создали предметно-развивающую среду, обеспечили содействие родителей в участие этнокультурного образование детей, подобрали и создали дидактический и раздаточный материал для проведения образовательных занятий в процессе ознакомления культуры своего народа, так же подобрали материал по ознакомлению праздников и развлечений татарского и русского народа Республики Татарстан.

Октябрь состоял на проведение практической деятельности с детьми. Была предусмотрена работа с помощью бесед, дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, знакомство с музыкой, а также работа с родителями.

В утреннее время и во время прогулок проводились различные беседы по изучению татарского народа. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению татарского быта, традиций, труда; изучены татарские национальные праздники и развлечения, такие как, «Боз озату», «Уныш Байрам», «Жиен», «Сабантуй», «Навруз», «Каз омэсе», «Чэчэк бэйрэме», «Ураза»; ознакомились с национальными татарскими блюдами, такие как, «Губадия», «Кыстыбый», «Элеш», и «Чак-чак».

Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку», так же читалась художественная и народная литература татарского народа: А.Алиша «Оч кыз», «Сер тотмас урдэк», «Бик батыр белэн бик куркак»; М,Джалиля «Камыр Батыр хэм Аждаха»; Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Кэжэ белэн сарык».

На музыкальных занятиях дети знакомились с народной татарской музыкой, слушали татарские национальные инструменты, познакомились с инструментом «Курай» и даже попробовали каждый на нем поиграть. Во время музыкальных занятий дети познакомились с хороводными играми татар: «Чума урдэк-чума каз», «Тубэтэй».

Ноябрь был изучением русского народа. С детьми была организована работа с помощью бесед, дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, знакомство с музыкой, а также работа с родителями.

На протяжении дня проводились познавательные беседы. Такие как, «Народные приметы», «Быт и традиции русского народа», изучение русских народных праздников: «Рождественские потехи», «Новый год встречаем», «Веснянка», «Колядки», «Пасха», «Христово». Изучение русских национальных блюд, такие как, «Щи», «Блины», «Ботвинья», «Солянка», «Борщ».

Так же проводились с детьми дидактические и подвижные игры во время утренних, дневных и вечерних прогулок и в период занятий. «Одень куклу», «Половинки», «Собери узор», «Магазин игрушек», «Хитрая лиса», «Масленица», «Аленушка и Иванушка», «Волк во рву».

В утренний и вечерний круг, а также перед дневным сном читалась художественная и народная литература русского народа: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василиса — Прекрасная», «Морозко», «Медведь и мужик», «Снегурочка»; «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкин; «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка» А. Н. Афанасьев; «Иван царевич и серый волк» В. А. Жуковский.

Во время музыкальных занятий дети изучали русские народные песни и танцы. Изучили русский национальный инструмент «Баян». Выучили потешки и частушки русского народа. С помощью музыкальных инструментов русского народа «Металлофон», «Баян», «Ложки» исполнили лёгкие мелодии.

Декабрь был месяцем изучения кряшенского народа. Была предусмотрена работа с помощью бесед, дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, знакомство с музыкой, а также работа с родителями.

В утреннее время и во время прогулок проводились различные беседы по изучению кряшенского народа. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению кряшенского быта, традиций, труда; были изучены национальные блюда кряшен «Гобэдия», «Чэк-чэк», «Бавырсак», «Бэлеш», «Пэрэмэч», «Боккэн», «Табикмэк»; народные праздники, такие как, «Нардуган», «Олы кон», «Качману», «Семик «Раштуа» и др.;

Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку», так же читалась художественная и народная литература кряшенского народа.

На музыкальных занятиях дети знакомились с народной кряшенской музыкой, слушали национальные инструменты, познакомились с музыкальными инструментами.

Итоговым мероприятием стало приготовление совместно с родителями национальных блюд русского, татарского и кряшенского народа, с помощью народных праздников и развлечений. Проведена дегустация блюд. Дети подготовили много танцев, песен и потешек для родителей.

В январе был проведен заключительный этап проекта. С помощью анализа данных полученных в ходе изучения праздников и развлечений русского и татарского народа детьми старшего дошкольного возраста.

С помощью полученных результатов можно сделать вывод, что дети повысили качество знаний о татарском, русском и кряшенском народах.

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, татарский народ, время прогулок, ребенок, народ, народная литература, помощь бесед, художественная литература, этнокультурное воспитание, утреннее время.


Похожие статьи

Задать вопрос