Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Богданов, Д. С. Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации / Д. С. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109998/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются небольшие предприятия при организации транспортной логистики и ведения эффективной экономической деятельности.

Ключевые слова: транспортная логистика, морская логистика, воздушная логистика, Арктическая зона, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Арктическая зона РФ — суровая территория, обладающая географическими и природно-климатическими барьерами, препятствующих развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Ключевым направлением проблем экономической деятельности небольших фирм является организация транспортной логистики, поскольку цепи поставок при закупках товарно-материальных ценностей и реализации продукции характеризуются длительными транспортными маршрутными путями.

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ обеспечивает региональную экономическую безопасность северных регионов страны и степень формирования конкурентной политики. С целью обеспечения экономического развитие данных региональных субъектов РФ важно стимулировать деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих производственную и деловую активность, создание предложения товаров и услуг на рынках. Это позволяет развивать конкурентную политику, повышая инвестиционную привлекательность национальной и региональной экономики.

Благодаря экономической деятельности малого и среднего бизнеса формируются такие социально-экономические процессы, как [1]:

1) стимулируется экономический рост и экономическое развитие;

2) формируются новые рабочие места и увеличивается занятость населения;

3) повышается конкурентоспособность территории и ее инвестиционной привлекательности для частных инвесторов;

4) увеличивается поступление доходов в бюджеты разных уровней, обеспечивая финансирование социальной сферы.

Однако есть проблемы управления экономическим развитием субъектов малого и среднего предпринимательства, о которых не стоит молчать [2]:

– наличие естественных монополий, которые увеличивают барьеры малым предприятиям для входа в рынок;

– низкий потенциал экономического развития бизнеса, его масштабирования и увеличения рыночной доли;

– высокий уровень конкуренции в отдельных сферах экономической деятельности (в особенности, сферы услуг), где ограниченные покупательные возможности (спрос) потребителей;

– барьеры в привлечении внешнего финансирования, где отсутствуют альтернативные источники капитала, кроме банковского кредитования;

– сохранение высокой административной нагрузки органов власти на бизнес-деятельность молодых предпринимателей и небольших фирм;

– международные торгово-экономические санкции, которые создают барьеры для реализации международных коммерческих операций;

– строгие отношения органов системы налогового администрирования к малым и средним предприятиям, что выражает в частой блокировке счетов.

Важнейшим направлением стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ является формирование транспортно-логистической инфраструктуры морского и воздушного транспорта.

Актуальность этого обусловлена тем, что благодаря оптимальной организации процесса проектирования устойчивых цепей поставок обеспечивается бесперебойная логистическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике северных регионов РФ. С учетом текущих условий экономической нестабильности внешней среды, многие прежние цепи поставок были нарушены по причине влияния международных торгово-экономических санкций стран Запада. Однако применение комплексных транспортных систем позволяет повысить устойчивость и надежность проводимых цепей поставок предприятий российской экономики.

Примером является «Северный морской путь». Его развитие выступает крупнейшим инфраструктурным проектом морской логистики в мире, где основное место занимают северные регионы Арктической зоны РФ [4].

На рис. 1 изображена схема Северного морского пути, где продемонстрировано, что основные транспортные пункты морской логистики в Арктической зоне проходят через порты северных регионов РФ.

Северный морской путь [3]

Рис. 1. Северный морской путь [3]

На развитие Северного морского пути, как комплексной транспортной системы, изначально влияли следующие факторы, как:

– удачное географическое расположение, соединяющее Китай и Европу;

– рост экономической и деловой активности субъектов китайского и российского предпринимательства, заинтересованных в экспорте и импорте продукции, товаров и ресурсов;

– присутствие разнообразия различных морских портов, обеспечивающих бесперебойный процесс морской транспортной логистики;

– наличие в РФ соответствующего персонала, который обеспечивает кадровыми ресурсами экипаж морских судов, передвигающихся по транспортному коридору;

– высоко развивая сеть железнодорожных путей и станций, прилегающих к основным портам Северного морского пути;

– развитый парк ледоколов у РФ, где свыше 40 суден, способных прокладывать транспортные маршруты для грузовых судов в транспортном коридоре Арктической зоны.

Что касается воздушного транспорта в Арктической зоне РФ, то сбалансированная система воздушного транспорта относится к обязательным элементам хозяйственного освоения территорий, привлечения инвестиций в регион и обеспечения высокого качества жизни населения. Роль гражданской авиации в освоении Арктических территорий, с учетом заявленной государственной политики, характеризуется рядом особенностей, в числе которых скорость перевозки пассажиров и доставки грузов, невысокие, в сравнении с другими видами транспорта, затраты на строительство инфраструктуры, а также обеспечение мобильности, безальтернативность перемещения пассажиров в ряде труднодоступных местностей.

Также следует отметить тот факт, что строительство посадочных площадок для приема воздушных судов малой вместимости и вертолетов имеет меньшую капиталоемкость, чем строительство автомобильной сети и железнодорожной магистрали, что иногда является невозможным в силу труднодоступности и суровых климатических условий наибольшей части арктических территорий [5].

Таким образом, формирование транспортно-логистической инфраструктуры воздушного и морского транспорта в северных регионах Арктической зоны РФ позволяет создать инфраструктурную поддержку организации эффективных цепей поставок субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяя им проводить оптимальную закупочную деятельность и сбыт продукции.

Литература:

1. Абултаирова Д. Р., Савельева Е. В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы, специфика и приоритеты развития // Флагман науки. 2023. № 3 (3). С. 525–532.

2. Нафиков Р. В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5–4 (68). С. 173–178.

3. Северный морской путь. URL: https://regnum.ru/pictures/2322191/2.html (дата обращения: 04.01.2024).

4. Журавель В. П., Назаров В. П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник МГОУ. 2020. № 2. С. 140–158.

5. Зайцева И. В., Бородулина С. А. Исследование авиационной системы Арктической зоны Российской Федерации // ТДР. 2022. № 1. С. 159–161.

Основные термины (генерируются автоматически): Арктическая зона РФ, Арктическая зона, Северный морской путь, среднее, воздушный транспорт, морская логистика, предпринимательство, РФ, транспортная логистика, инвестиционная привлекательность.


Похожие статьи

Задать вопрос