В данной статье рассматриваются ключевые критерии, которые определяют эффективность деятельности местного самоуправления. Исследуется взаимосвязь между качеством управленческих решений и благополучием территориального сообщества. Автор выделяет основные факторы, способствующие повышению эффективности деятельности местных органов управления, а также исследует проблемы и препятствия на пути достижения высокой результативности их работы.
Ключевые слова: местное самоуправление, эффективность, критерии оценки, система показателей.
Оценить эффективность муниципального управления невозможно без соответствующей оценки критериев социальной эффективности отдельно взятого управленческого органа государственной власти или органа местного самоуправления), деятельности каждого должностного лица, а также каждого управленческого решения, действия. Г. В. Атаманчук настаивает на том, что общая эффективность муниципального управления состоит суммарно и учитывает соответствующую социальную эффективность каждого управленческого органа (государственной власти и местного самоуправления) [1, c. 117].
Управление, в том числе муниципальном, — это прежде всего результат умственной деятельности человека, которая продуцирует знания, информацию, идеи, а не материальную продукцию, поэтому умственная управленческий труд не подлежит количественному измерению, ее не определяют затратами, о ней свидетельствуют результаты.
Другой отечественный ученый, Мухаев Р. Т., определяет понятие «эффективность муниципального управления» «...как определенное отношение результатов, достигнутых в работе муниципальной организации, к поставленным конечным целям» [4].
Ученый дает определение такому понятию, как эффективность управления — результат сопоставлен с затратами на его достижение (ресурсная эффективность) или с целями (целевая эффективность). Определить результат управления, измерить его объективацию, оценить вызванный им эффект трудно, тогда выделяют критерии — стороны, признаки, проявления управления, по которым можно оценить его уровень, качество и эффективность [4].
Различают три основных показателя эффективности в муниципальном управлении: общая социальная эффективность; эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления; эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц [2, с. 131].
В муниципальном управлении каждый орган, в частности орган местного самоуправления, имеет собственную компетенцию, которая определяет содержание и направления его деятельности; устанавливает границы сферы его влияния, ответственности, требования к служащим. Рассмотрим, какие критерии, по мнению Купряшина Л. Г., определяют социальную эффективность органа местного самоуправления.
Первым критерием можно считать степень соответствия результатов управленческой деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц параметрам, которые закреплены юридически.
Вторым критерием социальной эффективности деятельности органа местного самоуправления является законность решений и действий как самого органа, так и его должностных лиц.
Третьим критерием можно считать реальность управленческого влияния, то есть способность органа местного самоуправления решать проблемы соответствующей территориальной общины.
Четвертый критерий, который предлагается, учитывает степень реализации ожиданий и потребностей общины от местной власти, то есть содержательность управленческих действий и распорядительных документов органа местного самоуправления.
Пятый критерий непосредственно связан с предыдущим и определяет характер и объемы взаимодействия соответствующего органа местного самоуправления, его должностных лиц с обществом.
Шестым критерием является мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа.
Следующий, седьмой критерий характеризует степень правдивости и целесообразности управленческой информации, предоставляемой органом местного самоуправления или его должностными лицами. Заключительным, восьмым критерием является нравственность. В этом случае как позитивное, так и негативное поведение должностных лиц местного самоуправления формирует ценностные наставления людей и их отношение к местной власти [2, С. 93–96].
В словаре-справочнике, чтобы привлечь внимание читателей к сложности темы, цитируют И. Кхола: «эффективность управленческих решений и действий зависит преимущественно от характера проблем, решаемых; от управленческих ситуаций; от условий, особенно организационного характера, в которых принимаются решения и совершаются управленческие действия, и меньше — от характеристик личности и положения управленческого работника» [3, с. 82–83]
Кхол предлагает считать определяющим критерием эффективности управленческого труда качество решения управленческих ситуаций, а также количество качественно решенных управленческих ситуаций определенным руководителем или коллективом, который он возглавляет.
Весомый научный вклад в исследование такой категории, как эффективность сделали ученые Добрынин Н. М. и Знаменский Д. Ю., которые в своих работах от понятия эффективности переходят к концепции «качественного управления», которая ведет к достижению желаемых результатов. По мнению ученых, целью «качественного управления» является не достижение результата любой ценой (что неоднократно происходило в отечественной истории), а выстраивание прозрачного, основанного на широком участии граждан процесса реализации политики в интересах их большинства.
Ученые выделяют, что принципы высокоэффективного управления наилучшим образом претворяются в жизнь на муниципальном уровне, включая региональные и местные общности. Здесь эффективность управленческих решений напрямую связана с умением местных органов управления, структур гражданского общества и коммерческих предприятий сотрудничать для решения важнейших задач общества. Оттого, представляется необходимым применение идеи «высокоэффективного управления» в качестве методологической базы при проектировании обновленной модели управленческого взаимодействия в российских территориальных органах власти и структурах гражданского общества. В этой роли территориальные органы власти охватывают как исполнительные органы государственной власти, так и механизмы местного самоуправления.
Таким образом, эффективность местного самоуправления можно оценить по ряду ключевых критериев, среди которых — прозрачность деятельности, уровень участия граждан в управлении, качество предоставляемых услуг, финансовая устойчивость, а также способность реагирования на потребности сообщества. Т. е. критерии эффективности местного самоуправления представляют собой систему показателей и мерил, позволяющих оценить степень достижения поставленных целей и задач местными органами управления, учитывая интересы и потребности территориального сообщества, а также ресурсоемкость и результативность принимаемых управленческих решений.
Ключевые критерии эффективности местного самоуправления сводятся к созданию такой управленческой системы, которая будет отвечать заинтересованности, потребностям и ожиданиям граждан, обеспечивая при этом устойчивое развитие муниципальных образований.
Литература:
- Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография / Атаманчук Г. В. — М.: Изд-во РАГС, 2012. — 272 c.
- Купряшин Г. Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы: Монография / Г. Л. Купряшин. —Москва: Издательство Московского университета Москва, 2012. — 312 с.
- Кхол Йозеф. Эффективность управленческих решений [Текст]: Пер. с чеш. / Под общ. ред. и с послесл. [с. 164–192] канд. экон. наук Б. В. Губина и канд. юрид. наук А. Г. Певзнера. — Москва: Прогресс, 1975. — 195 с.
- Мухаев Р. Т., Жданов А. И., Эволюция системы политических ценностей в современной России // Социально-политические исследования. 2020. № 4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-politicheskih-tsennostey-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.10.2023).
- Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 340 с.