Понятие авторских и смежных прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 07.01.2024

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Мишкина, П. Г. Понятие авторских и смежных прав / П. Г. Мишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109935/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автором рассматриваются основные подходы к определению понятий авторских и смежных прав, определяются особенности, формирующие данные понятия.

Ключевые слова : авторские права, авторские и смежные права, понятие, доктринальное определение, гражданское право.

Нормы, закрепляющие определение авторского права как правовой категории отражены в содержании Четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1]. Содержание семидесятой главы данного кодифицированного нормативно-правового акта определяет авторские права посредством их распространения среди результатов интеллектуальной деятельности. Как следует из положений статьи 1255 ГК РФ, авторскими признаются права на произведения науки, литературы, искусства.

В сфере доктринальных исследований достаточно много попыток формирования более отраслевого определения авторского права. Авторы научных работ в данной отрасли стараются исходить из общего смысла отраслей гражданско-правового характера, так, авторами осуществляется трактование авторского права с опорой на понятие субъективного гражданского права. Определяющими признаками обозначаются то, что субъективное гражданское право представляет собой «производное и взаимосвязанное с объективным правом правовое явление» [2, с. 45], а равно с этим указывается, что оно представляется как «система полномочий» [3]. В совокупности с содержанием статьи 9 ГК РФ, субъективное гражданское право, в рамках современных доктринальных положений, следует понимать как систему определенных и ограниченных объективным гражданским правом поведенческих возможностей управомоченного лица, которые реализуются им по своему усмотрению.

Продолжая подход определения авторского права через понятие субъективного, нельзя не обратить внимание на субъектный состав рассматриваемых правоотношений. Ключевыми лицами, участвующими в отношениях авторского права являются авторы охраняемых законом произведений. Также значительной субъектной группой выступают правообладатели — лица, обладающие достаточными полномочиями на определение юридической судьбы произведения. Отталкиваясь от субъектного состава, отдельными авторами формируется вывод, что авторское право является особым подвидом субъективного гражданского права. Среди его особенностей выделяют то, что оно является [4, с. 151]:

— системой ограниченных объективным авторским правом правомочий;

— набором правомочий для определения юридической и реальной судьбы произведения обладают как сам автор, так и правообладатель;

Учитывая двойственность теоретического подхода к определению авторского права, данную подотрасль следует различать в объективном и субъективном смысле. Объективное представление авторского права определяет его совокупностью, а не системой правовых норм, направленных на объективное регулирование особенностей оборота произведений литературы, науки и искусства. В субъективном понимании авторское право трактуется как совокупность субъективных прав, формируемых в процессе осуществления автором действий, целью которых является создание нового, по-своему уникального произведения науки, литературы и искусства. Из субъективного понимания следует, что такая сторона авторского права направлена на предоставление необходимого набора правовых средств и методов, которыми автор произведения уполномочен определять дальнейшую судьбу произведения. В такой системе правоотношений роль государства направлена на обеспечение безопасности автора и его прав при реализации им произведения в рамках его законных интересов.

Раскрывая виды авторских прав с более практичной точки зрения, наиболее целесообразным будет воспользоваться классификацией, предоставляемой законодательством, в соответствии с которой авторские права подразделяются на следующие основные группы:

1) исключительное право на произведение — Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2) право авторства — право признаваться автором произведения;

3) право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения;

4) право на неприкосновенность произведения — не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения);

5) право на обнародование произведения;

6) право на вознаграждение за служебное произведение — Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору;

7) право на отзыв — Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

8) право следования — В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования);

9) право доступа к произведениям изобразительного искусства — Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа).

По примеру формирования понимания авторского права необходимо осуществлять и толкования смежных прав. Действующая редакция Главы 71 ГК РФ закрепляет основные положения, позволяющие дать определение смежным правам. К основным особенностям смежных прав отсылает содержание статьи 1303 ГК РФ, закрепляющее основные права, которые являются смежными по отношению к авторским.

Понятию и основным характеристикам смежных прав в юридической литературе уделяется внимание российскими специалистами в области права, в том числе в работах И. А. Близнеца и К. Б. Леонтьева [5, с. 220], И. А. Зенина [6, с. 87], Э. П. Гаврилова [7, с. 118].

В частности, в исследованиях И. А. Зенина определение смежных прав формируется на основе основных теоретических признаков субъективного гражданского права. В работе упомянутого автора производится указание на отсутствие системности смежных прав и их принадлежность к отдельным видам результатов интеллектуальной деятельности, описанным в статье 1303 ГК РФ.

Нельзя оставлять без внимания упомянутый раннее факт двойственности доктринального толкования отраслей права. Как и авторское право в целом, права, смежные с авторскими могут толковаться не только в объективном, но и в субъективном понимании. В такой форме определения, смежные права представляются многими авторами юридических исследований как конкретно определённые права, предоставляющие их обладателю особые правовые полномочия. Среди таких точек зрения можно выделить подход В. А. Белова [8, с. 470], который сформировал понятие смежных прав через особенности их возникновения в результате творческой деятельности, реализованной посредством применения лицом личных умений и технических знаний. Особенностью такого подхода можно считать особый акцент на технические навыки и умения обладателя смежных прав, применение которых и формирует факт возникновения смежного права. Таким образом, смежность возникающего права, по данному автору, определяется неразрывностью такого права с профессиональными навыками лица, которое его приобретает.

Отдельные авторы [9, с. 556] упоминают, что в зарубежных источниках можно встретить определение, согласно которому смежные права — это права, связанные с авторским правом, которые гарантируют, что определенные категории физических лиц или организаций, вносящих вклад в культурный акт, могут получать доход от своей деятельности.

Таким образом, авторские и смежные права представляют собой совокупность правомочий, приобретаемых во время совершения действий, направленных на воплощение результатов интеллектуальной деятельности в форме, возможной для дальнейшего ознакомления других лиц. Права, смежные с авторскими, неразрывно связаны с формой исполнения результата интеллектуальной деятельности.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 14.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (1 ч.). ст. 5496. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.06.2023
  2. Вавилин Е. В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав / Е. В. Вавилин. — Саратов: СГЮА. 2012. — 363 с.
  3. Матвеев А. Г. Система авторских прав: монография / А. Г. Матвеев. — М.: Юрлитинформ, 2017. — 365 с.
  4. Сарсенбаева Д. А. Понятие и правовое значение субъективного авторского права /Д. А. Сарсенбаева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 1 (126). — С.151–153
  5. Близнец И. А. Авторское право и смежные права. 2-е изд. / Близнец, И.А., Леонтьев К. Б. — М.: Проспект, 2015. — 452 с.
  6. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: учебник: в 2 ч. Ч. 1. 10-е изд., перераб. и доп. / Зенин, И.А. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 318 с.
  7. Гаврилов Э. П. Право интеллектуальной собственности. Общие положения. XXI век. / Э. П. Гаврилов. — М.: Юрсервитум, 2015. — 492 с.
  8. Белов В. А. Гражданское право. Т. 1. Общая часть. Введение в гражданское право: учебник. / В. А. Белов. — М.: Юрайт, 2012. — 622 с.
  9. Бузова Н. В. Смежные права: концептуальные подходы, определение и основные характеристика /Н. В. Бузова // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. — 2021. — Т. 25. — № 2. — С.541–561
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, автор, Автор произведения, авторские, изобразительное искусство, интеллектуальная деятельность, использование произведения, лицо, произведение, субъективное понимание.


Ключевые слова

понятие, гражданское право, авторские права, авторские и смежные права, доктринальное определение

Похожие статьи

Задать вопрос