Актуальные проблемы процессуального статуса вневедомственной охраны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 10.01.2024

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Ечина, А. В. Актуальные проблемы процессуального статуса вневедомственной охраны / А. В. Ечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109555/ (дата обращения: 10.12.2024).



С 2014 года Республика Крым перешла в правовое поле Российской Федерации в качестве отдельного субъекта, а 05.04.2016 года указом Президента Российской Федерации № 157 была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой включена, в числе прочего, и вневедомственная охрана. Указанные события и преобразования являются определенно значимыми и не могли остаться незамеченными в организации, структуре управления, статусе службы, а также в повседневной службе для каждого из сотрудников.

Учитывая, что основными задачами вневедомственной охраны, как структурной единицы Росгвардии, является участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, охрана объектов и имущества граждан и юридических лиц на договорной основе, а также участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом в пределах своих полномочий, детальное рассмотрение вопроса правового статуса является основополагающим.

Таким образом, качественному выполнению своих должностных обязанностей, а также в целом реализации направления деятельности вневедомственной охраны способствуют знания, понимание положений нормативно-правовых актов, а также грамотное применение на практике объема прав и обязанностей сотрудника вневедомственной охраны, установленного соответствующими нормами права.

Все это в совокупности позволит качественно выполнять поставленные перед службой задачи и в результате обеспечит безопасность граждан и их имущества.

Подразделения вневедомственной охраны ВНГ России предназначены для осуществления деятельности ВНГ России по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ России, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).

В связи с включением вневедомственной охраны в общий состав войск национальной гвардии, являющегося по своей сути военизированным федеральным органом, актуальным является вопрос правовых основ деятельности вневедомственной охраны, не являющейся военизированным подразделением.

К актуальным проблемам правовой основы деятельности ФГКУ УВО ВНГ РФ также относится и общая проблема всех подразделений Росгвардии, где проходят службу сотрудники, имеющие специальные звания полиции, и эта проблема заключается в отсутствии единой правовой базы в части обеспечения социальных гарантий, что негативно отражается на процессе набора и подбора кадров, а также их компетентности в дальнейшей службе.

Анализируя судебную практику с участием ФГКУ УВО ВНГ РФ, отметим, что большинство дел составляют трудовые споры, те которые по своей сути являются служебные споры. Нельзя не указать и на отсутствие практики разрешения служебных споров в досудебном порядке, в частности необходимо отметить полное самоустранение профсоюзов.

Кроме того, нельзя не упомянуть и о том, что в настоящее время сотрудники ФГКУ УВО ВНГ РФ не привлекаются к выполнению служебно-боевых задач в зоне проведения специальной военной операции, в виду чего, граждане, пытающиеся в перспективе избежать призыва в рамках частичной или полной мобилизации, пытаются трудоустроиться на службу в ФГКУ УВО ВНГ РФ, при этом, не обладая необходимыми морально-психологическими и нравственными качествами сотрудника Росгвардии.

Отсюда нами предлагается законодательно урегулировать данный вопрос, путем издания соответствующего нормативно — правового акта Президента РФ или Правительства РФ, предусматривающего привлечение сотрудников ФГКУ УВО ВНГ РФ, для выполнения служебно-боевых обязанностей в зоне проведения СВО. Данные изменения позволят отфильтровать недобросовестных кандидатов.

В тоже время законодателю следовало бы сделать единой систему оплату труда военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания полиции, а для сотрудников ГЗ предусмотреть отдельную процентную надбавку, так как объем работы и риски в нарядах ГЗ и стационарных постах несопоставимы между собой.

Таким образом, приходим к выводу, что вневедомственная охрана в общей структуре Росгвардии в настоящее время не имеет определенности своего правового статуса и де-юре относится к военизированному федеральному органу, де-факто является органом аналогичным правоохранительному.

В части правовой основы деятельности, основным нормативным актом является ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», которым определено место, цели и задачи вневедомственной охраны. Однако регулирование деятельности вневедомственной охраны, данным ФЗ -226 и нормативными актами МВД РФ одновременно создает многочисленные правовые коллизии, что возможно разрешить не путем перевода сотрудников, имеющих специальные звания полиции в статус военнослужащих или наоборот, а путем создания единообразия нормативной базы Росгвардии в целом, например путем издания ФЗ «О статусе лица, проходящего службу по контракту в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

Как альтернативный вариант предлагается обособить законодательно вневедомственную охрану в отдельный орган исполнительной власти.

Учитывая сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, проведение специальной военной операции и деятельность террористических организаций, диверсионно-разведывательных групп противника и преступную среду, нами предлагается внести изменения в абзац 2 пункта 4 раздела 2 Наставления, изложив его в следующей редакции: «ГЗ, патруль, НТ и НМТ состоят из не менее трех сотрудников, имеющих группу «А» в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан, отбираемых в подразделения специального назначения, спецсооружения, плавсостав органов федеральной службы безопасности; военнослужащих, отбираемых в подразделения специального назначения, спецсооружения, плавсостав органов федеральной службы безопасности и проходящих службу в подразделениях специального назначения, спецсооружениях, плавсоставе органов федеральной службы безопасности, при этом каждый из них назначается старшим наряда поочередно».

Данные изменения вызваны необходимостью усиления охраны объектов, учитывая постоянную деятельность диверсионно-разведывательных групп противника в период проведения специальной военной операции.

Изменения в части поочередного назначения старшим наряда, обусловлены взаимозаменяемостью сотрудников. Учитывая не только риски при несении службы, но и текущие жизненные ситуации (больничный, отпуск и т. д.) каждый сотрудник наряда должен уметь в полном объеме исполнять обязанности старшего наряда. Кроме того, поочередное выполнение обязанностей старшего наряда позволит определить предрасположенность сотрудника к руководящей должности, в том числе и умение грамотно руководить подчиненными. Проблема администрирования в настоящее время является одной из актуальных проблем руководящего состава в целом.

В настоящее время основополагающим документом в части совершенствования правового регулирования деятельности вневедомственной охраны в составе Росгвардии, является Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года (далее- Концепция).

Необходимо отметить, что наличие такого разнообразия субъектов охраны на рынке охранных услуг диктует также необходимость выработки более четких критериев их отнесения к государственному и негосударственному (частному) видам охраны.

По-нашему мнению, учитывая количество и вид вооружения, поставляемого недружественными странами на территорию Украины, целесообразным является упразднение всех частных охранных предприятий. Причиной тому является возможность обучения обращения с оружием сотрудников ЧОП, которые в последующем имеют доступ к охраняемым объектам, в том числе и к дошкольным учреждениям и школам. Но в свою очередь в отношении кандидатов и сотрудников ЧОПа не проводится специальная проверка как в отношении кандидатов на службу, что не исключает возможности работы в ЧОПе лиц, преследующих преступный умысел.

Таким примером является задержание сотрудниками ФСБ в Свердловской области работника ЧОП, работавшего на предприятии оборонно-промышленного комплекса, который планировал принять участие в боевых действиях на Украине на стороне Киева [1].

К сожалению, подобные факты не единичны, и выявить их своевременно крайне сложно. Именно поэтому, полагаем, что в современных условиях целесообразно контролировать как оружие, так и лиц, имеющих допуск к нему, только путем перевода их на государственную службу и проведения соответствующего перечня всех необходимых проверок.

Кроме того, еще в 2022 году Руководитель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин также указал на снижение уровня работы вневедомственной охраны и лицензионно — разрешительной работы после перехода в Росгвардию.

Учитывая задачи, которые стоят перед Росгвардией, то как проявляют себя сотрудники данного ведомства, имеющие специальные звания полиции, надо отметить это серьёзная силовая структура, однако, в связи с организацией данной структуры, умением руководить совершенно разными подразделениями (военные и сотрудники полиции), правильно и целесообразно распределять имеющиеся силы и средства, в настоящее время Росгвардия не имеет авторитета сильного ведомства.

Таким образом, приходим к выводу, что единственным решением существующих проблем правового регулирования ФГКУ УВО ВНГ РФ, является законодательная работа в части приведения к единообразию нормативно — правовых актов Росгвардии.

Росгвардия — это нечто новое в системе органов, обеспечивающих безопасность государства и соответственно организация деятельности Росгвардии должна отличаться новизной и единообразием.

Литература:

  1. ФСБ задержала сотрудника ЧОПа, планировавшего вступить в ВСУ и агитировавшего коллег: новостная лента РБК: https://www.rbc.ru/politics/24/04/2023/6446496c9a7947d4aa6fa04f . - Текст электронный (дата обращения 01.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): вневедомственная охрана, РФ, Российская Федерация, национальная гвардия, специальное звание полиции, правовая основа деятельности, военизированный федеральный орган, правовой статус, специальная военная операция, старший наряд.


Задать вопрос