История развития системы государственных закупок в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 08.01.2024

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Важенина, М. В. История развития системы государственных закупок в России / М. В. Важенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109956/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор исследует характеристику основных этапов истории развития системы государственных закупок в России. Систематизированы основные события и законы, которые произошли и были приняты в целях формирования национальной системы государственных закупок. Классифицированы основные стадии становления и развития системы государственных закупок в России.

Ключевые слова: государственные закупки, закупочная деятельность, система государственных закупок, история развития.

Актуальность научного исследования на выбранную тематику обусловлена тем, что оценка этапов истории и эволюции развития системы государственных закупок в России позволяет определить национальную характеристику закупочной деятельности, выявляя причинно-следственные связи и факторы, которые способны приводить к определенным трудностям и недостаткам. Понимание такой особенности используется в целях совершенствования нормативно-правового обеспечения и государственного регулирования системой закупок в российской практике.

Сфера государственных закупок в рамках контрактной системы представляет собой ключевой элемент, через который проходит трансфер финансовых потоков в различные секторы экономики. Он обеспечивает исполнение нужд, формирующихся в общественном секторе экономике России, что стимулирует экономическое развитие регионов и государства. Важным критерием оценки эффективности сферы закупок в России является показатель экономии бюджетных средств при заключении контрактов.

Большинство авторов относит момент зарождения системы государственных закупок в России к XVII веку, к эпохе правления царя Алексея Михайловича. Когда в июле 1654 г. был издан Указ об условиях поставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь велел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск.

Основателем первоначальной системы правового регулирования государственных закупок возникает при Петре I, так как во времена его правления был период активных завоеваний, строительства, экономического подъема и освоение новых территорий. Договоры позволяли государству быстро строить новые фабрики, обеспечивающие продовольствием и товарами первой необходимости [1].

В 1730-х гг. существовал запрет на допуск к участию в торгах тех лиц, которые имели долги перед государством, долги по векселям и пр. Данное правило применяется до сих пор является как одно из обязательных условий для участия в торгах.

В 1758 г. в период правления Екатерины Петровны был утвержден «Регул провиантского правления», где значительное внимание уделялось закупка не у перекупщиков, а у непосредственных производителей (принцип эффективности) [5].

Следующим нормативным актом о государственных закупках, который следует отметить, является Положение «Об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», подписанное в 1830 г. Николаем I. Данное положение действовало вплоть до 1917 г. и претерпевало лишь незначительные изменения [4].

К концу XIX века стали появляться торги, в которых могли участвовать только специально приглашенные лица, известные своим опытом и надежностью.

В 1921 г. СНК РСФСР утвердил Положение «О государственных подрядах и поставках». Теперь выгодность условия определения поставщика не ограничивается только поиском самой низкой цены. В августе 1927 г. была издана Инструкция «О производстве публичных торгов на государственные подряды и поставки» [2].

В процессе перехода к рыночной экономике принципы, концепция и механизм размещения государственных закупок существенно изменился. В переходный период отношения в сфере государственных закупок регулировались двумя Федеральными законами: «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28.05.1992г. № 2859–1-ФЗ6 и «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ7 [3].

С 01.01.2014 года вступил в силу ФЗ № 44. Разработка нового закона была вызвана необходимостью комплексного подхода к решению целого ряда проблем в сфере государственных закупок, которые не представлялось возможным решить внесением изменений в существующее законодательство России [6].

Современный этап развития системы государственных закупок в России тесно связан с решением задач, которые позволяют интегрировать российское законодательство с характеристикой закупочной деятельности в странах Евразийского экономического союза, с которыми осуществляется работа над созданием единого рынка и пространства закупок. Также к перспективам дальнейшего развития системы государственных закупок в России стоит отнести цифровизацию и автоматизацию закупочной деятельности. В 2024 г. успешно функционируют электронные системы аукционов и закупок, позволяя повышать социальную и экономическую эффективность закупочной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Схематически этапы эволюционного развития системы государственных закупок в России можно изобразить на рис. 1.

Этапы развития системы государственных закупок в России

Рис. 1. Этапы развития системы государственных закупок в России

Таким образом, национальная система государственных закупок в России имеет более трехсотлетний период становления и развития закупочной деятельности, что позволяет сделать заключение о том, что на сегодняшний день, контрактная система российского государства полностью развита и сформирована, позволяя осуществлять закупки в целях обеспечения нужд государства, регионов, муниципальных образований, органов власти и бюджетных учреждений.

Перспективами и приоритетами дальнейшего развития системы государственных закупок в России является унификация законодательства со странами ЕАЭС и продолжение цифровизации с использованием высокоинтеллектуальных технологий. Такой вектор развития позволяет повысить социальную и экономическую эффективность закупочной деятельности, достигая экономии бюджетных средств, которая по итогам 2022 г. составила 362,9 млрд руб.

Литература:

1. Луканин И. Д. История государственных закупок в Российской Федерации // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 5. С. 353–361.

2. Девятых Ю. Н. История возникновения государственных закупок // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 308–311.

3. Салчак И. Ш. История становления института государственных закупок // NovaUm.Ru. 2020. № 23. С. 62–66.

4. Казанцев Д. А. История государственных закупок в России // Журнал Бюджет. 2021. № 10 (226). С. 88–91.

5. Зонова Н. В. История и проблематика становления национального режима государственной системы закупок в России // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 9 (72). С. 375–381.

6. Донцова Н. А. История правового регулирования государственных закупок в России // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 9 (66). С. 178–186.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, закупка, закупочная деятельность, дальнейшее развитие системы, контрактная система, национальная система, поставка продукции, Смоленск, экономическая эффективность.


Ключевые слова

государственные закупки, закупочная деятельность, история развития, система государственных закупок

Похожие статьи

Задать вопрос