Физическое воспитание в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 07.01.2024

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, О. В. Физическое воспитание в дошкольном образовании / О. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109899/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. В статье рассмотрено понятие физического воспитания в дошкольном образовании.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, физическая культура, дошкольники, дошкольное образование, укрепление здоровья.

Введение

Актуальность. Физическое воспитание является важнейшим средством приобщения каждого человека к физической культуре и спорту, а также важнейшим компонентом системы воспитания человека в обществе. В дошкольной образовательной организации физическое воспитание направлено на своевременное формирование двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста. Основное содержание этой работы базируется на различных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, некоторых видах спортивных упражнений, спортивных играх, общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и художественной гимнастики, подвижных играх.

Особое значение игры в данном контексте подчеркивали М. Газинддин и Дж. Греден, объясняя ее как влияние детей друг на друга в непосредственном взаимодействии и переживании общих эмоций. В. Э. Ремус убедительно показывает значение игры для всестороннего развития ребенка [1].

О необходимости организованной двигательной деятельности детей для полноценного развития их физических способностей заявляют и зарубежные ученые B. Gratty, J. Hughes. В частности, B. J. Cratty в исследовании«Movement behavior and motor learning» подробно представил особенности функционирования двигательной системы, описал специфику развития двигательных действий и двигательных умений. Из пяти физических качеств автор акцентировал внимание на ловкости [2]. Национальный консультант по физическому воспитанию J. D. Hughes наглядно путем традиционного проведения семинаров демонстрирует сотрудникам и студентам Университета Висконсин Ошкош, а также преподавателям физического воспитания творческий подход к организации и проведению уроков, игр и обучению начальному физическому воспитанию [3].

Цель: рассмотрение вопроса физического воспитания дошкольников. Задачи: изучение понятия физического воспитания в дошкольных учреждениях. Оценка физической активности детей. Разработка методик физического воспитания среди дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы, программы и организация физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Основная часть

Главная особенность дошкольного периода заключается в том, что ребенок очень активно познает окружающий мир, приобретает различные знания, умения и навыки, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главная цель ребенка — как можно быстрее войти во взрослую жизнь и стать самостоятельным.

Дошкольный возраст является ключевым этапом, оказывающим большое влияние на развитие ребенка.

Основная задача физического воспитания — укрепление здоровья ребенка. Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка. Они способствуют всестороннему развитию, повышают защитные и резервные функции организма путем закаливания, повышают устойчивость к заболеваниям, неблагоприятным условиям окружающей среды, повышают работоспособность дошкольников [4].

В процессе физического воспитания ребенок дошкольного возраста учится:

— понимать свои двигательные возможности;

— приобретает знания о физических упражнениях и их структуре;

— усваивает терминологию физического воспитания (исходные положения и т. д.);

— приобретает необходимые знания о правильном выполнении движений и спортивных упражнений;

— знакомится с оборудованием и предметами, правилами их использования.

Физическое воспитание помогает детям познакомиться с основными видами спорта. Выполняя воспитательную задачу дошкольного физического воспитания, учитель готовит ребенка к школе. Необходимо подчеркнуть огромное значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию всесторонне развитой личности ребенка.

Физические упражнения являются важнейшим специфическим средством физического воспитания, оказывающим многогранное воздействие на личность. С их помощью решаются задачи физического воспитания: они способствуют реализации умственного и физического труда, являются средством лечения многих заболеваний. Физические упражнения играют и воспитательную роль. С их помощью человек приобретает умение владеть своим телом, эффективно использовать свои физические силы, вырабатывает важные для жизни двигательные навыки, практически усваивает законы движения. Преодолевая различные трудности и превозмогая эмоции в процессе физической активности, человек вырабатывает ценные для жизни качества и черты характера, такие как смелость, настойчивость, трудолюбие, внимательность, целеустремленность и другие.

В дошкольном возрасте дети должны осваивать основные движения, такие как:

— Ходьба, несмотря на кажущуюся простоту и естественность, является координационно сложным движением. В дошкольном возрасте ходьба отрабатывается во всех ее вариантах — на носках и пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы, в полуприседе и приседании, в выпадах, боковых и скрестных шагах.

— Бег — очень динамичный вид деятельности, поэтому воздействие на организм, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, значительно больше, чем при ходьбе. На уроках чаще всего выполняются различные виды бега: с высоким подниманием бедра, с отведением ног назад, с отведением ног вперед, назад, в сторону и другие.

— Прыжки. Большая группа полезных прыжков в высоту, в длину со скакалкой и так далее.

Физическая подготовленность характеризуется развитием двигательных и физических качеств детей и связанных с ними двигательных навыков.

Итак, был проведен эксперимент среди дошкольников. В проведении мини-эксперимента по оценке физического воспитания дошкольников можно использовать следующий план:

Цель эксперимента. Оценить уровень физического воспитания дошкольников на основе выполнения различных физических заданий. Были выбраны 10 участников.

Таблица 1

Результаты физического воспитания дошкольников

Участник

Рост (см)

Вес (кг)

Тест «Бег» (сек)

Тест «Прыжки» (раз)

Тест «Ловкость» (баллы)

1

105

18

15

10

8

2

98

16

18

8

6

3

110

20

12

12

7

4

95

15

20

6

5

5

102

17

14

9

9

6

108

19

16

11

7

7

100

16

17

7

6

8

115

22

13

13

8

9

97

14

19

5

4

10

112

21

11

14

10

В результате анализа данных таблицы физического воспитания дошкольников можно выделить индивидуальные различия в характеристиках каждого участника. На фоне этого, наблюдаются разные уровни физической подготовки, что подчеркивает важность индивидуального подхода в физическом воспитании. Положительные результаты в тестах ловкости и выносливости могут свидетельствовать о положительном влиянии физической активности на общее физическое состояние детей.

Можно предложить несколько методик для развития физических качеств. Описание некоторых интересных, физкультурно-оздоровительных программ и методик:

«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Основной принцип программы: «Играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать». Цель программы: через движение и игру — к воспитанию человека будущего. В программе изменена традиционная структура основных движений. Для развития двигательных способностей детей предлагается горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.

«Здоровье»

Она представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного ребенка-дошкольника. Задачи программы: укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств, создание условий для реализации потребности в двигательной активности, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей, способностей. Отличительной особенностью программы является то, что уделяется внимание организации групп реабилитации для часто болеющих детей. Представлены методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Заключение

Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня требует глубоких знаний и творческого подхода. Физическое воспитание принимает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Основная задача физического воспитания детей дошкольного возраста — оздоровление ребёнка. Существует множество особенностей методики организации занятий в дошкольный период, например, основным должны быть разнообразные физические упражнения, основные виды движений, действия с предметами, а ведущей должна быть игровая деятельность.

Также педагогический контроль позволяет, с одной стороны, получать объективную картину о состоянии занимающихся, с другой — выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения запланированных результатов в перспективе.

Литература:

  1. Remus W. E. Who likes business games? // Simulation on and Games. — Vol. 12, 1981. № 1. Р.3–14.
  2. Gratty B. Movement behavior and motor learning. Philadelphia. Lee and Febliger. 1973. 347 p.
  3. Hughes J. No Standing Around in My Gym: Lessons plans, games, and teaching tips for elementary physical education. Human Kinetics. 2004. 168 р.
  4. Мазуренко О. В., Винокурова Н. В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-resheniya-problemy-razvitiya-fizicheskikh-sposobnostej-doshkolnikov.html
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, дошкольный возраст, физическое воспитание дошкольников, ребенок, укрепление здоровья, упражнение, дошкольное образование, дошкольный период, основная задача, творческий подход.


Похожие статьи

Задать вопрос