Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 04.01.2024

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Арбузов, А. В. Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг / А. В. Арбузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109849/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Ключевые слова: контрольно-надзорные органы, жилищный контроль, потребитель, жилищно-коммунальные услуги, защита прав потребителей, качество обслуживания населения.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) продолжает оставаться одной из важнейших социально значимых функций государства.

В целях правового регулирования отрасли в 2022 году принят ряд важных решений, связанных с порядком начисления платы гражданам за коммунальные ресурсы и порядком расчета и установления нормативов потребления ресурсов и услуг.

Так, Минстроем России направлены разъяснения [1], которые касаются вопросов применения отдельных положений Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [2], в части условий и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги по холодному и (или) горячему водоснабжению ненадлежащего качества и (или) предоставленные с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В письме идет речь о допустимых отклонениях качества коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, о продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения, о снижении платы за горячее водоснабжение при применении двухкомпонентных тарифов.

Отдельный интерес представляют выводы судебных органов по спорам, связанным с предоставлением услуг ЖКХ.

Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики № 1 (2022) от 01.06.2022 [3] указал, что право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может быть поставлено в зависимость от наличия у гражданина задолженности по этим платежам, образовавшейся по уважительной причине в связи со сменой управляющей компании и изменением реквизитов для осуществления данных платежей.

ФАС России проводится долгосрочная тарифная политика, направленная на повышение прозрачности принимаемых тарифных решений в Российской Федерации, а также на применение недискриминационных подходов при утверждении тарифов для регулируемых организаций с обеспечением защиты законных прав и интересов потребителей.

В целях реализации мер, направленных на защиту прав потребителей и обеспечение устойчивости на рынках электрической энергии (мощности), ФАС России принят ряд нормативных правовых актов.

В соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 [4], на федеральном уровне выстроен механизм контроля, согласно которому Правительство Российской Федерации утверждает индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации, которые не могут быть превышены.

Согласно информации, представленной региональными органами регулирования [5], фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги по 85 субъектам Российской Федерации с 01.07.2022 в среднем составил 4,0 %, что соответствует предусмотренному Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов значению (4,0 %).

Согласно информации, представленной региональными органами регулирования [5], фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги с 01.12.2022 по всем субъектам Российской Федерации не превышает 9 %, и в среднем по Российской Федерации складывается в размере 8,4 %.

Антимонопольным органом выдано предупреждение о необходимости исключения из типовых договоров, размещенных на официальном сайте компании условий, не предусмотренных действующим законодательством, которое было исполнено.

Как освещено выше сфера ЖКХ в настоящее время находится на этапе реализации совершенно новых сформированных целей, отвечающих современным тенденциям развития общества. В этой связи государственное регулирование названной сферы приобретает новую роль.

2022 год явился годом реализации нового подхода к государственному жилищному контролю (надзору) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ [6].

Отметим, что согласно пункту 16.1 статьи 12 и части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [7] жилищный контроль (надзор) осуществляется на региональном уровне уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» [8].

Считаем необходимым обратить особое внимание на то, что жилищные отношения (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), к которым среди прочего относятся все вопросы предоставления коммунальных услуг и их оплаты, являются предметом исключительно государственного жилищного надзора, содержание которого раскрывается в статье 20 ЖК РФ и в общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 [8].

Таким образом, в виду четкого разграничения между видами государственного контроля (надзора) путем установления перечней обязательных требований нормативных правовых актов (их отдельных положений), относящихся к тому или иному виду контроля (надзора), оценка соблюдения обязательных требований, относящихся к предметам государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, не относится к полномочиям Роспотребнадзора.

Одновременно с контрольной (надзорной) деятельностью органы Роспотребнадзора активно осуществляет судебную защиту нарушенных прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.

При участии представителей территориальных органов Роспотребнадзора по делу в целях защиты прав потребителей в 2022 году достигнуты достаточно высокие суммы присужденных денежных средств потребителям. В пользу потребителей присуждено 44854,8 тыс. руб., в том числе сумма компенсации морального вреда 4313,2 тыс. руб. [5].

В 2022 году территориальные органы Роспотребнадзора направили в суды 475 исков в защиту прав потребителей, из них 279 исков рассмотрено судом, 96,8 %, из которых подлежали удовлетворению. Так, в защиту неопределенного круга потребителей было подано 297 исковых заявлений, из которых было рассмотрено 198 и удовлетворено 98 % исков. В защиту прав конкретного потребителя был подан 161 иск, удовлетворению от количества рассмотренных в суде подлежали 93,2 %. В свою очередь в защиту группы потребителей было подано 17 исков, 7 из которых судами были рассмотрены и подлежали удовлетворению [5].

Сумма присужденных денежных средств потребителям составила 31246,6 тыс. руб., в том числе сумма компенсации морального вреда 4438 тыс. руб. [5].

Ряд исковых заявлений в защиту прав конкретных потребителей касался невыполнения обязанностей, связанных с надлежащим содержанием общего имущества и невыполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом.

В заключении следует отметить, что основная сложность действующего законодательства в сфере ЖКХ определяет то, что механизм начисления платы за услуги ЖКХ, при его формальном соответствии закону, является крайне непростым для понимания не только для рядовых граждан, но и для профессиональных участников рынка. Кроме того, распространены случаи игнорирования специализированными компаниями, управляющими компаниями и иными участниками рынка решений органов государственной власти и органов местного самоуправления при выявлении случаев оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Это порождает, с одной стороны, необходимость колоссальной разъяснительной работы по вопросам, связанным с правовым регулированием данной сферы доступным языком, а с другой стороны требует крайне взвешенной и справедливой позиции органов государственной власти, участвующих в процессе нормативного правового регулирования, а также органов, осуществляющих государственный контроль (надзор).

Литература:

  1. Письмо Минстроя России от 15.11.2022 № 60299-ИФ/04. — Текст: электронный // официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/232271/ (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.11.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
  3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2022 № 1 (2022). — Текст: электронный // официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://vsrf.ru/documents/practice/31180/ (дата обращения: 03.01.2024).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  5. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023. — 400 с.
  6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2023).
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 (ред. от 29.05.2023) «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, потребитель, услуга, горячее водоснабжение, орган, постановление Правительства, региональный государственный жилищный контроль, государственная власть, Жилищный кодекс, жилищный контроль.


Похожие статьи

Задать вопрос