Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109772/ (дата обращения: 18.06.2024).



В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие как приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие эмпатии и трудолюбия, обучение правилам поведения в обществе и развитие самодисциплины. В качестве примеров методов воспитания приводятся личный пример, беседы и обсуждения, ролевые игры и чтение книг. Статья подчеркивает, что воспитание нравственности и культуры поведения требует времени, терпения и настойчивости, но благодаря правильному подходу можно помочь ребенку стать полноценной личностью.

Ключевые слова: ребенок, нравственная личность, культура поведения, нравственное воспитание, воспитание нравственности, норма поведения.

Воспитание нравственности и культуры поведения является одной из главных задач в процессе образования и развития ребенка. Дети младшего возраста особенно восприимчивы к влиянию взрослых, и именно в этот период закладываются основы их личности, формируются моральные принципы и ценности.

Богатый материал для решения социально-педагогических проблем детей в современных условиях дают работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. П. Вайзман, А. В. Гордеевой, Ж. Итара, Э. Сегена, Ж. Демора, А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, А. С. Макаренко, С. Г. Якобсон, Л. И. Божович, А. М. Виноградовой, С. Н. Карповой и др.

Вопросы культурно-нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в исследованиях последних десятилетий К. Р. Агаронян, Л. Н. Бересневой, С. С. Быковой, С. Л. Гостомысловой, В. А. Сахарова, О. Б. Шелыгиной; изучение негативных поведенческих проявлений детей М. Н. Заостровцевой, П. А. Ковалева, Е. Е. Копченовой, Г. Михайловска-Олейничак и др.

В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания. Несмотря на разносторонность и обширность исследований по проблеме нравственного воспитания, психолого-педагогические основы её недостаточно разработаны. В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании нравственной личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса культурного воспитания школьников, с другой стороны.

Основные аспекты воспитания нравственности

  1. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Важно объяснить ребенку, что такое добро и зло, дружба, любовь, уважение к старшим и забота о младших. Ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо, и уметь отличать одно от другого.
  2. Развитие эмпатии и сострадания. Формирование способности понимать чувства других людей и сопереживать им необходимо для становления нравственной личности. Ребенок должен научиться проявлять заботу о своих близких, друзьях и окружающих людях в целом.
  3. Воспитание трудолюбия и ответственности. Ребенок должен знать, что труд является основой жизни, и понимать его важность. Необходимо научить ребенка быть ответственным за свои поступки и решения.
  4. Обучение правилам поведения в обществе. Ребенок должен быть знаком с правилами этикета и нормами поведения, чтобы чувствовать себя уверенно в разных ситуациях.
  5. Развитие самодисциплины и самоконтроля.

Ребенок должен уметь управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение и принимать обдуманные решения.

Методы воспитания нравственности и культуры поведения

  1. Личный пример. Родители и воспитатели должны быть образцом для подражания. Их поведение, слова и поступки влияют на формирование нравственных качеств ребенка.
  2. Беседы и обсуждения. Обсуждение с ребенком различных ситуаций, в которых ему приходится сталкиваться с этическими дилеммами, поможет ему научиться различать добро и зло и принимать правильные решения.
  3. Ролевые игры. Игры, в которых ребенок может примерить на себя различные роли и ситуации, способствуют развитию социальных навыков и учат его быть вежливым, заботливым и отзывчивым.
  4. Чтение книг и просмотр мультфильмов с нравственным содержанием. Литература и кино помогают ребенку понять и прочувствовать моральные ценности и нормы поведения.

Способы формирования нравственных качеств

  1. Урок добра: учитель проводит урок, на котором дети обсуждают различные ситуации, требующие проявления доброты и заботы. Например, учитель может рассказать историю о бездомной собаке, которую приютила семья, и попросить детей подумать, как они могут помочь животным.
  2. Проект «Помоги другу»: дети разбиваются на группы и придумывают проекты, которые помогут их одноклассникам или соседям. Это может быть уборка территории, помощь в подготовке к празднику или просто дружеская поддержка.
  3. Уроки вежливости: учитель проводит уроки, на которых дети учатся правильно общаться друг с другом, проявлять уважение и внимание к другим людям.
  4. Проект «Моя семья»: дети пишут сочинения о своих семьях, рассказывают о традициях и праздниках, которые они отмечают вместе. Это помогает им осознать свою принадлежность к семье, понять важность семейных ценностей.
  5. Проект «Мое хобби»: дети рассказывают о своих увлечениях и делятся своими успехами. Это помогает развивать коммуникативные навыки, а также способствует формированию уважения к интересам других людей.
  6. Урок экологии: учитель проводит занятие, на котором рассказывает о проблемах окружающей среды и о том, как каждый из нас может внести свой вклад в ее сохранение.
  7. Проект «Мой любимый герой»: дети пишут эссе о своих любимых героях книг, фильмов или комиксов. Это помогает развить их фантазию и научиться выражать свои мысли.
  8. Уроки безопасности: учитель проводит занятия, на которых рассказывает о правилах безопасности на дороге, в общественных местах и дома.
  9. Проект “Моя будущая профессия”: дети пишут доклады о профессиях, которые им интересны, и проводят презентации перед классом. Это помогает им определиться с выбором будущей профессии.
  10. Урок толерантности: учитель проводит беседу о том, что все люди разные и что важно уважать мнение каждого человека.

Таким образом, воспитание нравственности и культуры поведения — это процесс, который требует времени, терпения и настойчивости. Однако, благодаря правильному подходу и использованию разнообразных методов, можно помочь ребенку стать полноценной и нравственной личностью, способной уважать других и жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — Москва: Международная педагогическая академия, 2016. — 212 c.
  2. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. — Москва: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2015. — 352 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, культура поведения, воспитание нравственности, нравственная личность, норма поведения, нравственное воспитание, младший возраст, правило поведения, правильный подход, развитие самодисциплины.


Ключевые слова

ребёнок, нравственное воспитание, культура поведения, нравственная личность, воспитание нравственности, норма поведения

Похожие статьи

Задать вопрос