Административное правонарушение как основание юридической ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 06.01.2024

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Доронина, А. Е. Административное правонарушение как основание юридической ответственности / А. Е. Доронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109638/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной научной статье анализируется содержание административного правонарушения, определяются его отличительные признаки, индивидуализирующие его как самостоятельное правовое явление.

Ключевые слова : административное правонарушение, состав административного правонарушения, признаки административного правонарушения, виды административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении РФ (далее по тексту КоАП РФ) [1] либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В доктрине административного права существует множество точек зрения относительно содержания понятия административного правонарушения.

О. В. Матузов обращает внимание на то, что законодательное определение содержит всего один критерий, разграничивающий административное правонарушение с другими видами деликтов, а именно — его административная противоправность [6, с. 264].

Административно-правовая доктрина предлагает немало альтернативных определений понятия административного правонарушения. Имеющийся плюрализм мнений по данному вопросу с очевидностью свидетельствует об актуальном характере дискуссии и неразрешенности соответствующей проблемы.

К примеру, К. С. Бельский, считал, что к административным правонарушениям относится «обширная группа антиобщественных деяний, посягающих на общественный порядок, права и свободы граждан, на собственность, установленный порядок управления» [3, с. 31].

М. С. Студеникина понимала под административным деликтом «нарушение гражданином, учреждением, организацией или должностным лицом административно-правовой нормы, взыскание за которое налагается властью органа государственного управления (должностного лица), а не в судебном порядке» [2, с. 233].

Исследуя понятие административного проступка, А. Е. Лунеев рассматривал его как «виновное общественно опасное действие или бездействие, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, направленные на охрану социалистической собственности, обороны страны, государственной безопасности, общественного порядка, личных имущественных интересов граждан и влекущее административную ответственность, к которой виновный привлекается исполнительно-распорядительными органами Советского государства» [7, с. 122].

Характеризуя категорию административного правонарушения, О. М. Якуба определяла его как виновное, противоправное деяние (в виде действия или бездействия), совершение которого нарушает обязательные для всех административно-правовые предписания и обуславливает наступление ответственности, реализуемой компетентными органами исполнительной и судебной власти, а также отдельными общественными организациями [8, с. 38].

По мнению А. С. Дугенца, рассматриваемые правонарушения «выражаются в нарушении установленных государством правил возможного или должного поведения субъектами общественных отношений в различных отраслях управленческой сферы» [5, с. 263].

Таким образом, большая часть исследователей к основным признакам административно-правового деликта относят его противоправный характер, виновность, общественную опасность (антиобщественность) деяния и его наказуемость.

Во внешней среде противоправное поведение находит выражение в двух формах. При этом характер указанных форм может быть как пассивным, так и активным. Пассивным характером выражается такая форма как бездействие. Активная форма выражения противоправного поведения виновного лица выражается в действии.

Административное правонарушение характеризуется следующими обязательными признаками, которые одновременно являются характеризующими. Таких признаков три и к ним относятся следующие:

  1. противоправность;
  2. виновность;
  3. наказуемость деяния.

Нормами действующего КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных правонарушений. Указанные нормы сгруппированы в законе исходя из общего предмет посягательства. К таким группам административных правонарушений можно отнести [4, с. 17]:

  1. посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  2. в области охраны собственности;
  3. в области охраны окружающей природной среды
  4. и природопользования;
  5. в промышленности, строительстве, энергетике;
  6. в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  7. на транспорте и в области дорожного движения;
  8. в области связи и информации;
  9. в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  10. в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  11. посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  12. в области воинского учета.

Помимо КоАП РФ, административная ответственность устанавливается нормами законов в конкретных субъектах РФ.

Для квалификации деяния в качестве административного правонарушения помимо обязательных признаков, необходимо наличие определенного состава правонарушения, который включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Совершенное деяние в обязательном порядке должно содержать всю совокупность элементов состава административного правонарушения, так как при отсутствии хотя бы одного элемента, оно таковым не является.

При этом необходимо отметить, что каждый состав административного правонарушения, закрепленный в нормах действующего законодательства, является индивидуальным, так как помимо единой для все конструкции элементов состава применяются индивидуальные признаки, характеризующие каждый из элементов.

Следовательно, состав административного правонарушения представляет собой закрепленную в нормах административного права совокупность конкретных элементов, характеризующих совершенное деяние с разных сторон, с присущими им обязательными и факультативными признаками, установление которых и их последующее отождествление является единственным основанием, дающим право привлечь лицо к административной ответственности.

К примеру, такой состав административного правонарушения как провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, предполагает административную ответственность, которая применяется к лицу, которое сопровождает ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). В противном случае, если ребенок, в возрасте до 16-ти лет, был установлен как лицо, совершающее безбилетный проезд, его действия можно охарактеризовать как противоправные.

Однако, в данном случае административная ответственность не наступит, так как в действиях указанного лица отсутствуют признаки состава административного правонарушения. В данном случае отсутствует конкретно один из элементов состава преступления, а именно сам субъект, так как виновное лицо не достигло возраста привлечения к административной ответственности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для того, чтобы деяние можно было квалифицировать как административное правонарушение, оно должно содержать в себе помимо элементов состава правонарушения также признаки, их характеризующие и предусматриваемые нормой, закрепленной законодательстве содержащей конкретный состав правонарушения.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 12.12.2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 736 с.
  3. Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник / А. Б. Агапов. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 495 с.
  4. Ахтанина, Н. А. Множественность административных правонарушений: автореферат дис... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Н. А. Ахтанина. — Орел, 2021. — 29 с.
  5. Волков, А.М., Дугенец, А. С. Административное право: учебник / А. М. Волков, А. С. Дугенец. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
  6. Матузов, В.О. понятие и сущность административного правонарушения / В. О. Матузов // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. — 2021. — № 8. — С. 263–266.
  7. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник / Н. Ф. Попова. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 343 с.
  8. Федорова, Т. В. Административная ответственность и административные правонарушения / Т. В. Федорова. — М.: РГУП, 2021. –152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, административная ответственность, РФ, общественный порядок, признак, виновное лицо, должностное лицо, противоправное поведение, состав правонарушения, субъект РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос