Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Науменко, Л. С. Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии) / Л. С. Науменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6375/ (дата обращения: 16.12.2024).

Сегодня каждый учитель понимает необходимость использования ИКТ на своих уроках. Это соответствует духу времени, отвечает требованиям современного урока, предоставляет различные возможности учителю и обучающимся. Учителя иностранного языка не являются исключением и для обеспечения максимально эффективного процесса обучения языку, в частности, обучения иноязычному говорению, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является оправданным.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ. Согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, «ИКТ — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения [6].

Говоря проще, это технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет и их использование, вероятно, позволяет судить о применении ИКТ в образовательном процессе.

Обучение говорению на иностранном языке является весьма непростой задачей и значительное количество статей подтверждают это, а предлагаемые разработки уроков, внеклассных мероприятий и пр. с применением ИКТ призваны облегчить труд учителя и сделать процесса обучения иноязычному общению школьников результативным.

Сравнительно новым и не нашедшим достаточного отражения, как в литературе, так и в практике, является использование блог технологии и обучение иноязычному говорению средствами блог технологии.

Анализ журнальных статей за последние два года показывает, что эта тема была практически не освещена. Встречаются единичные попытки описания методики работы с ними. Кащук С. М., например, предлагает использование франкофонных блогов в старших классах в учебных целях, использование которых, по ее мнению, «существенно расширяет возможности общения школьников со своими сверстниками из стран изучаемого языка» [3].

Александров К. В. анализируя применение ИКТ с целью интенсификации (улучшение качества обучения за отведенное время) учебного процесса описывает некоторые из них, в частности блог, и говорит о том, что «блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них» [1].

Мы полностью разделяем точку зрения Александрова К. В. и добавляем, что это только некоторые возможности блог технологии. Ее можно использовать гораздо шире.

Прежде чем приступить к описанию данной технологии в развитии коммуникативных умений обучающихся, попробуем разобраться с понятием «блог» и определить функции блогов.

Блог (с англ. «web log» — интернет страница) — веб-сайт, основное содержание которого составляют короткие записи, располагающиеся в обратной хронологической последовательности. Блог, позволяет размещать документы, изображения, мультимедиа [2].

Первые упоминания о блоге, именно в вышеназванном контексте, относятся к 1992 году, когда английский ученый Тим Бернерс-Ли начинает публиковать новости. А в 1996 году наблюдается широкое распространение блогов и регистрируется все большее количество участников, блогеров. В настоящее время весьма проблематичным является подсчет хотя бы приблизительного количества блогов и блогеров, ведь один и тот же человек может быть зарегистрирован на нескольких интернет страничках и, одновременно, являться автором и создателем нескольких реально функционирующих блогов.

Сегодня существуют блоги самой различной направленности от спортивных до политических, от бытовых (непроизводственных) до таких, которые обсуждают и решают вопросы образования, на пример. Каждый блог имеет аудиторию и ориентируется на нее, предлагая самые насущные темы. Несмотря на кажущуюся бессмысленность назначения и содержания некоторых блогов, выделены несколько функций интернет-страничек, а именно: коммуникативная функция, функция самопрезентации, функция развлечения, функция сплочения и удержания социальных связей, функция мемуаров, психотерапевтическая функция и, наконец, функция саморазвития, или рефлексии.

Кратко опишем некоторые из перечисленных функций.

Коммуникативная функция является наиболее распространенной среди блогеров. Возможность сказать о жизненно важном однажды, но при этом быть услышанным многими и в самом деле кажется привлекательной для любителя общаться.

Функция самопрезентации. В основу понятия «самопрезентация» положено 2 слова, одно из которых, «презентация», переводится с английского как «представление кому-л». и получившее известность в русском в конце XX века. «Самопрезентация» — вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Другими словами, это то, как выглядит человек и что представляет собой в глазах всего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или бытовое общение.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в форме изложения информации о себе, публикациях произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков) и обсуждении этих работ раскрывается функция самопрезентации.

Некоторые предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения. Ситуация приобретает массовый характер, если по каким-либо причинам блогеры ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют достаточно свободного времени. Сюда можно отнести молодых мам, которые составляют заметную часть сообщества блогеров — им всегда есть о чём написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Таким образом, блоги представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения и играют развлекательную роль.

Функция мемуаров. Наряду с традиционным бумажным дневником, блог, помимо новых функций, может рассматриваться и нести функцию мемуаров, места для каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией полагают, что ведут дневник для себя, чтобы читать записи позже, для того чтобы отмечать важное, то, что хочется помнить. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

И, наконец, функция саморазвития, или рефлексии, связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. Некоторые отмечают, что публичность дневника вынуждает их продолжать его вести, а также заставляет учиться более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять переживаемые события.

Все выделенные ранее и каждая описанная функция находят отражение в реально существующем блоге (http://techlyceum97.blogspot.com), который активно используется его создателем в работе. Автор реализует его в нескольких направлениях: как классный руководитель для ведения работы с родителями и детьми (размещение новостей в учебном заведении и классе, изменения в расписании по разным причинам, поздравления, фиксирование успехов в учебных и спортивных достижениях, оповещения о предстоящих и отчеты о проведенных мероприятиях, в том числе с размещением фотографий и клипов. У каждого родителя есть возможность не только узнать от своего ребенка, чем и как живет школа и класс, но и послушать, посмотреть, понаблюдать со стороны); как учитель-предметник на уроках иностранного языка и во внеурочное время; как методист, размещая ответы на актуальные вопросы методики преподавания языка; а также как начинающий аспирант, размещая изданные статьи и доклады выступлений на конференциях различного уровня. По мнению автора это действенный способ распространения опыта [4].

В связи со специфичностью нашей работы, а именно, использование данной технологии для развития коммуникации на иностранном языке, наиболее интересным является то направление работы интернет странички, которое реализуется учителем-предметником как средство повышения уровня иноязычных коммуникативных умений обучающихся (в списке страниц блога эта страничка называется «English»).

Блог помогает организовать процесс обучения языку и развивать иноязычные коммуникативные умения во внеаудиторное время, а также управлять самостоятельной работой обучающихся [5].

На страничке «English» в большом объеме представлены ссылки на сайты, перейдя по которым, учащиеся обнаруживают темы по основным видам речевой деятельности. Главной заслугой учителя в данном вопросе является выборка сайтов с необходимым материалом, объяснение которого характеризуется лаконичностью, понятностью, незаменимым количеством упражнений различной направленности для закрепления, а, самое главное, возможностью проверить усвоение пройденного сразу же. Контролирующая функция подчинена обучению и может быть реализована посредством автоматической проверки компьютером правильности ответа, введенного обучающимся. При неудовлетворительном результате есть возможность изучить материал еще раз и снова проделать этот же тест и/или выбрать задания другого уровня при обнаружении положительного исхода. Основным принципом обучения в этом случае является направленность на самостоятельное обучение. Это хороший вариант для болеющих и пропускающих занятия детей, а также на время карантина в учебном заведении или в период отсутствия учителя. Ведь после возобновления взаимодействия участников образовательного процесса, нет необходимости в нередко бессмысленном слиянии двух и более уроков в один, с тем, чтобы успеть вычитать положенные на данную четверть часы у одних, и попыток изучить, познать, разобраться, понять и закрепить лавину учебного материала, которая обрушивается на еще неокрепший организм других. По мнению автора, в указанном случае вопросы здоровьесбережения обучающих и обучающихся не приобретают остро выраженного характера.

Более того, учителем-предметником делается набор из интервью, рассказов, клипов, историй и пр. материала, который актуален в связи с событиями в мире или изучаемой на уроке темой. Весь необходимый материал размещается на интернет страничке и после прослушивания/прочтения/прочтения дома (часто по самым разным причинам, в том числе объективным, нет возможности использовать данный материал на уроке), обучающиеся выполняют требуемые задания. Все задания включают разного рода преобразования и трансформации предложений и словаря, ответы на вопросы, с тем, чтобы в конечном итоге создать свой собственный продукт. Это может быть интервью с тем же перечнем вопросов, но предполагающих другие ответы. Это может быть и сравнительный анализ по проблеме, и написание краткого пересказа с использованием правил «summary» или составление схемы с описанием событий в общих чертах. Кстати сказать, выделяя конкретное слово, скажем, «составление схемы» или «короткий пересказ» и делая ссылку на него, учитель предоставляет возможность обучающимся кликнуть на ссылку, взглянуть еще раз и вспомнить, как составить требуемую схему или краткий пересказ. Особенно то, что учитель может фантазировать с заданиями, отрабатывая интересующую его тему и/или предлагать каждый раз разное и новое. Опрос домашнего задания по данному материалу возможен несколькими способами: во-первых, объяснение канвы текста, во-вторых, просмотр учителем схемы и дальнейшее ее описание обучающимися, с использованием словаря на основе темы и/или изученных лексико-грамматических конструкций (это можно обговаривать с учащимися заранее, прописывая тонкости выполнения на блоге, не затрачивая времени, которого всегда не хватает, на уроке), в-третьих, обсуждение самой съемки клипа/фильма/интервью, места, действующих лиц, внешности и одежды каждого персонажа и пр.

На наш взгляд, использование в обучении иноязычному говорению блог технологии повышает уровень разговорного языка обучающихся, углубляет понимание по проблеме и использованию иноязычного словаря, обеспечивает формирование у школьников опыта различения речи разного темпа, оттенков и акцентов.

Таким образом, наряду с известными и давно зарекомендовавшими себя проявлениями ИКТ, применяемыми учителями в обучении школьников иноязычным коммуникативным умениям на уроках и во внеурочное время, использование «блог» технологии может качественно повысить и, в некоторых случаях, существенно изменить образовательный потенциал иностранного языка.


Литература:

  1. Александров, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностр. языки в школе. — 2011. — № 5. — С.15–20.

  2. Блог [Электронный ресурс]. — Загл. с экрана. — http://ru.wikipedia.org/wiki/ %C1 %EB %EE %E3.

  3. Кащук, С. М. Использование франкофонных блогов в старших классах в учебных целях // Иностр. языки в школе. — 2010. — № 3. — С.35–41.

  4. Науменко, Л. С. Блог технология в работе учителя [Электронный ресурс]. Загл.сэкрана.http://techlyceum97.blogspot.com/search/label/ %D0 %A3 %D1 %87 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F.

  5. Науменко, Л. С. Проблема развития иноязычных коммуникативных умений одаренных школьников средствами ИКТ/ Л. С. Науменко // Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся. Материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. 2 декабря 2011, г. Челябинск. — Челябинск, 2011. — С. 60–67.

  6. Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342с.




Основные термины (генерируются автоматически): блог, иностранный язык, блог технологии, возможность, иноязычное говорение, образовательный процесс, функция мемуаров, функция самопрезентации, внеурочное время, коммуникативная функция.


Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Активизация познавательных интересов на уроке математики через использование информационно-коммуникационных технологий

Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка»

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Активизация познавательных интересов на уроке математики через использование информационно-коммуникационных технологий

Использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательной области «музыка»

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий

Задать вопрос