Одним из ключевых элементов современной системы международных экономических отношений является межгосударственные экономические и финансовые организации.
До середины ХХ в мир был поделен на колонии и метрополии. Колония - в том числе арабские страны находились не только в политической, но и в экономической зависимо-сти. После получения независимости ими двигало желание играть весомую роль в между-народных отношениях, стать полюсом силы на мировой арене. В отсутствие реальных и эффективных арабских институтов, в том числе АВФ, они в течение 40 лет решают про-блемы связанные с трудностями платежного баланса, смягчением последствий политики стабилизации, низким темпом экономического роста, увеличением внешних задолженнос-тей с международным валютным фондом. Поэтому они вступили в такие международные организации как МВФ, ВБ и др. Кроме того, были созданы некоторые межарабские организации, такие как: Лига Арабских Государств (ЛАГ), АВФ и др.
Сотрудничество с МВФ возможно по ряду направлений, среди которых:
разработка рекомендаций по корректированию экономической политики стран-членов, кредитование этих стран. В этой связи можно заметить, что МВФ является одной из важ-нейших мировых организаций, обладающих значительным капиталом, общая сумма квот которого на 30 апреля 2008г. составляла 217,4 млрд.CDR[2, c.63]. Поэтому может помочь многим странам, у организаций которых такой возможности нет. Если рассматривать вопрос о том, что явилось причиной обращения за финансовой помощью МВФ, то их можно выделить две:
• Обращение к МВФ за финансовой помощью, когда ресурсы стран исчерпаны и происхо-дит резкое ухудшение платежного баланса.
• Вторая причина спроса стран на кредиты МВФ – инфляция, особенно в случаях, когда она приводила к переоценке валюты.
В то же время ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критик со стороны развивающихся стран, в том числе арабских стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако, по моему мнению, без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия для развивающихся стран и мировой кредитной системы был бы гораздо более серьезны.
Возникает вопрос: есть ли необходимость в создании АВФ или нет? Безусловно, по мнению арабских стран, да. Альтернативным решением их проблем является создание определенных арабских организаций. Например, (АВФ).
АВФ это кредитный орган стран - членов ЛАГ, основан в 1976 г. со штаб-квартирой в Абу-Даби (Объединенные Арабские эмираты ( ОАЭ). Функционирует с 1977 г.
The fund aims at contributing to the achievement of the following objectives: Действия фонда направлены на следующие цели [3,c.5]:
Correcting disequilibria in the balances of payments of member States. • Устранение диспропорций в платежных балансах государств-участников.
• Establishing policies and modes of Arab monetary co-operation. Установление политики и режимов арабского валютного сотрудничества.
• Promoting the development of Arab financial markets. Содействие развитию арабских финансовых рынков.
Paving the way towards the creation of a unified Arab currency.• Разработать путь к созданию единой арабской валюты.
• Promote trade among member States. Стимулировать торговлю между государствами-участниками.
•Striving for the removal of restrictions on current payments between member States. Стремление к устранению ограничений на текущие платежи между ним.
• Rendering advice, whenever called upon to do so, with regard to policies related to the investment of the financial resources of member States in foreign markets. Оказание консультативной помощи, когда это потребуется, в отношении политики, связанной с инвестициями в финансовые ресурсы государств-членов на зарубежных рынках.
Капитал АВФ:
Его капитал формируется из взносов государств-участников. Уставный капитал 263 млн.арабских динаров ( 1 арабский динар =3 CDR), капитал распределен между странами- членами. В апреле 2005 Совет Директоров одобрил добавочные взносы в капитал Фонда до 600млн динар.
Принципы АВФ :
Арабскими странами был создан АВФ для выполнения экономической интеграции между ними и облегчения роста экономики в этих странах. Важнейшим направлением де-ятельности АВФ стало преодоление проблемы платежного баланса в арабских странах. Поэтому внимание фонда сконцентрировано на макроэкономическом уровне страны.
Деятельность АВФ:
• Кредитные деятельности [ 4, c1-4]
Фонд предоставляет кредиты на поддержку программ структурных реформ, на проведе-ние экономических преобразований, осуществляет инвестиционную деятельность. Вся сов-
ременная кредитная деятельность АВФ реализуется через четыре направления : автоматиче-ский, обычный, расширенный и компенсационный кредит.
А. Автоматический кредит:
Государство может получить этот кредит в случае, если оно имеет проблемы платёж-ного дефицита. Размер средств автоматического кредита составляет 75% квоты и срок по-гашения кредит на 3 года.
Б. Обычный кредит :
Государство может получить этот вид кредита в случае, когда автоматического кредита недостаточен для решения проблемы дефицита платежного баланса. Размер средств этого кредита составляет 100% квоты и срок погашения кредит на 5 лет. Заявка на получение ресурсов в рамках этого кредита требует от страны согласования с экспертами АВФ прог-раммы финансовой реформы за год.
В. Расширенный кредит :
Страна может получить расширенный кредит при наличии серьезных перекосов в пла-тежном балансе, связанных со структурными нарушениями в экономике. Заявка на получ-ение ресурсов в рамках этого кредита требует от страны согласования с экспертами АВФ программы структурной реформы за 2 года. Размер средств этого кредита составляет 175 % квоты и срок погашение кредит на 7 лет.
Г. Компенсационный кредит:
В рамках компенсационного кредита средства предоставляются странам, которые исп-ытывают потребность в финансировании дефицита платежного баланса , возникшего всл-едствие временного падения от экспорта товаров и услуг и/или временного чрезвычайного увлечения расходов по импорту. Размер средств этого кредита составляет 50% квоты и срок погашение кредит на 3 года.
Другие направления политики и подходы АВФ :
• Торговая помощь :
Фонд оказывает торговую помощь стран- членам, которые испытывают трудности из-
за финансовых затрат, возникших в результате политики и мер по торговым реформам. Размер средств этого кредита составляет 175% квоты и срок погашение кредит на 4 года, c требованием от страны согласования с экспертами АВФ программы структурной реформы.
•. Топливный кредит :
Согласно топливным кредитам в 2007г. была создана для стран-импортёров нефти, затронутых ростом мировых цен на нефть и газ.
• Структурный кредит :
Государство может получить этот вид кредита в случае, когда реализуется программы структурной реформы в финансовых и банковских областях. Размер средств этого кредита составляет 175% квоты и срок погашение кредит на 4 года.
Соответственно, фонд с 1978 до 2007 г. взял на себя обязательства предоставить 137 кредитов на общую сумму 1083,5 млн. динаров , что составляет примерно 5 млрд.долл. для 14 стран- Египет, Ирак ,Судан, Марокко, Сомали, Сирия , Иордания, Йемен, Тунис, Алжир, Ливан, Мавритания, Джибути и Коморок[1,c.13]. О том, как распределялись кредиты , можно видеть на рис.1.
Рис 1
Источник : Арабский валютный фонд, годовой доклад,2007,c13.
Техническая помощь:
Техническая помощь является ключевым аспектом поддержки Фондом программы реформ правительства. Она осуществляется через направление сил в центральные банки, министерства финансов органы стран. Она оказывает техническую помощь по развитию арабских финансовых рынков и осуществлению связей между ними, содействует подго-товке кадров ( 176 сессия курс за 31год) сфере кредитной деятельности, денежно- валю-тной политики и банковского надзора[5,c. 3-5]. В связи с этим возникает вопрос, это успешно ли АВФ выполняет свои задачи? Безусловно, ответ на вопрос не может быть од-нозначен. С одной стороны, по мнению экспертов Фонда, конечно, легко заметить из его деятельности. В первых, фонд выдал кредитов на сумму около 5 млрд. долл.и оказывает техническую помощь в разных сферах. Во вторых, фонд способствовал развитию арабс-ких финансовых рынков, особенно в странах арабского залива, например Катар, ОАЭ и Кувейт. В третьих, фонд поэтапно работал и в других направлениях, которые находятся в зависимости от противоречия политических и экономических факторов между арабскими странами.
C другой стороны, критики деятельности АВФ считают, что его деятельность с 1978 по 2008г. не удовлетворительно по сравнению с объемами проблем арабских стран. Размер кредитов, которые фонд выдал арабским странам 5 млрд. $ за 31 год не имеют большого веса для решения этих проблем. В то же время он неуспешно осуществлял одну из его целей, таких как образования единой арабской валюты.
В заключении можно отметить, что Фонд не выполнил все свои цели за 31 год сущ-ествования. Однако, нужно отдавать себе отчет в том, что пока эти цели находятся в за-висимости от противоречия между этими странами в разных областях. Для усиления дея-тельности АВФ, по моему мнению, необходимо увеличить размер капитала фонда, кото-рый является важнейшим внутренним рычагом его деятельности, призванным поддер-живать устойчивость и эффективность работы. Здесь подчеркивается, что значительную роль в экономических и финансовых отношениях в то время играл МВФ. Примерно с-1978 по 2008г. МВФ принял некоторые программы кредитной поддержки арабских стран, например, Египет с 1991 по 1998г. получил кредиты на сумму 905 млн. долл., Марокко на сумму1130[i] млн. долл. и Ирак в размере до 2000 млн. долл.[7,c31].
Одновременно, адаптировать ее к себе и улучшить условия кредитования, например, отказ от своих процентов и увеличение срока кредитов. Другой способ – необходимо разрабатывать стратегию и поддерживать активную роль в качестве региональной валютной организации, стабилизирующей обменный курс и политику арабских стран.
Примечания:
1. Арабский валютный фонд, годовой доклад,2007.
2. Годовой отчет за 2008 год издательство Международный валютный фонд.
3. Годовой отчет за 2007 год издательство Арабский валютный фонд.
4. Доклад о кредитной деятельности, Арабский Валютный Фонд,2003.
5. Доклад о технической помощи, Арабский Валютный Фонд,2003.
6. Финансовых мест для Египта и Марокко в МВФ, 2008.
7. Финансовое министерство в Ираке ,доклад о проблеме внешней задолженности, 2008.