Система оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Система оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109782/ (дата обращения: 18.06.2024).



Статья посвящена вопросам системы оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы. Авторы рассматривают методы и формы оценивания, а также выделяют преимущества и недостатки существующей системы. В завершение предлагаются рекомендации по ее совершенствованию, включающие внедрение критериального оценивания, развитие самооценивания и взаимооценивания, а также использование индивидуального подхода.

Ключевые слова: начальная школа, индивидуальная особенность учащихся, система оценивания, образовательный процесс, образовательный результат учащихся, форма оценивания.

Система оценивания образовательных результатов учащихся является важным компонентом образовательного процесса, поскольку она позволяет определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также выявить их потребности и интересы. В начальной школе система оценивания должна быть особенно гибкой и адаптивной, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Целью данной статьи является анализ системы оценивания образовательных результатов учеников начальной школы и предложение рекомендаций по ее совершенствованию.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

– сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

– ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

– сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

– сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

– сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

– знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Методы и формы оценивания в начальной школе

Основными методами оценивания образовательных результатов в начальной школе являются: тестирование, контрольные работы, практические задания, проекты, творческие работы и устные опросы. Формы оценивания могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Важно, чтобы система оценивания была прозрачной, объективной и справедливой, чтобы ученики чувствовали себя уверенно и мотивированно.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Критерии оценивания в начальной школе

Для оценки образовательных результатов учащихся в начальной школе используются различные критерии, такие как: знания, умения, навыки, способность к решению задач, самостоятельность, креативность, коммуникативные навыки, ответственность и т. д. Важно, чтобы критерии были ясными и понятными для всех участников образовательного процесса.

Преимущества и недостатки существующей системы оценивания

Существующая система оценивания в начальной школе имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести объективность и справедливость оценивания, возможность отслеживания динамики развития учащихся, возможность определения сильных и слабых сторон в обучении. Недостатками являются субъективность некоторых методов оценивания, отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся, недостаточная мотивация учащихся к саморазвитию.

Рекомендации по совершенствованию системы оценивания в начальной школе

Для совершенствования системы оценивания в начальной школе предлагается использовать следующие рекомендации: внедрение критериального оценивания, развитие навыков самооценивания и взаимооценивания, использование разнообразных форм и методов оценивания, применение индивидуального подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Система оценивания образовательных результатов учащихся начальной школы играет важную роль в образовательном процессе, позволяя определить уровень знаний и умений учащихся, выявить их потребности, интересы и мотивацию к обучению. Для совершенствования данной системы необходимо использовать разнообразные методы и формы оценивания, учитывать индивидуальные особенности учащихся и развивать их навыки самоконтроля и самооценки.

Литература:

  1. Ильина, Т. А. Педагогическое оценивание как средство управления образовательной деятельностью / Т. А. Ильина. — Москва: Прометей, 2013. — 274 c.
  2. Кузнецова, О. В. Оценка образовательных результатов: подходы и проблемы / О. В. Кузнецова, Е. В. Рыжков. — Москва: Перспектива, 2018. — 149 c.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, система оценивания, индивидуальная особенность учащихся, образовательный процесс, образовательный результат учащихся, форма оценивания, индивидуальный подход, критериальное оценивание, метод оценивания, учебная деятельность.


Ключевые слова

образовательный процесс, начальная школа, система оценивания, индивидуальная особенность учащихся, образовательный результат учащихся, форма оценивания

Похожие статьи

Задать вопрос