Анализ положений административного и уголовного законодательства государств-членов Таможенного союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Горшкова, Е. Р. Анализ положений административного и уголовного законодательства государств-членов Таможенного союза / Е. Р. Горшкова, А. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109751/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная научная статья направлена на исследование и сравнительный анализ нормативных актов, регламентирующих административные и уголовные правонарушения в странах-участницах Таможенного союза.

В ходе исследования была проведена подробная аналитика соответствующих законодательных актов и определены основные аспекты, включая определение административных и уголовных правонарушений, установление ответственности, применение мер дисциплинарного воздействия и наказания, процедуру рассмотрения дел и судебную практику.

Авторами исследования сделаны выводы о существовании значительных различий в законодательстве членов Таможенного союза, что влияет на согласованность и эффективность применения административных и уголовных санкций в рамках этого интеграционного объединения.

Ключевые слова: административное законодательство, уголовное законодательство, Таможенный союз.

Прежде всего, актуальность темы определяется необходимостью гармонизации и унификации законодательства стран-участниц Таможенного союза в сфере административных и уголовных правонарушений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, административные правонарушения — это административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) [1].

Законодательство в области административной ответственности в странах-членах таможенного союза, представлено следующими актами:

1. Российская Федерация:

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за нарушения административных правил и норм;

— Федеральный закон «Об административных процедурах», регламентирующий порядок рассмотрения и разрешения административных дел.

2. Республика Беларусь:

— Кодекс Беларуси об административных правонарушениях, который определяет понятие и правовой статус административных правонарушений, а также наказания за их совершение;

— Закон Республики Беларусь «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», устанавливающий правила проведения административных процедур и правовой статус государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность.

3. Республика Казахстан:

— Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, в котором устанавливаются ответственность и наказания за совершение административных правонарушений;

— Закон Республики Казахстан «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», регулирующий порядок рассмотрения административных дел и применения административных наказаний.

4. Республика Армения:

— Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях, определяющий ответственность и наказания за нарушение административных правил и норм;

— Закон Республики Армения «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», устанавливающий порядок рассмотрения административных дел и правила применения санкций.

5. Киргизская Республика:

— Кодекс Киргизской Республики об административных правонарушениях, в котором определены понятие и виды административных правонарушений, а также предусмотрены наказания за их совершение;

Административное законодательство в государствах-членах Таможенного союза имеет определенные общие черты, однако существуют и различия в законодательстве каждого из государств.

Основные общие черты административного законодательства в государствах-членах ТС:

— в каждом из государств-членов ТС существуют законы, регулирующие порядок рассмотрения административных дел и применения административных наказаний.

— каждое государство-член ТС имеет свои нормы, устанавливающие виды и размеры административных санкций за совершение правонарушений. Эти санкции содержат штрафы, ограничение прав или лишение разрешений.

Но, несмотря на общие черты, существуют и различия в административном законодательстве каждого из государств-членов ТС:

— размеры штрафов и санкций за административные правонарушения различаются в каждом из государств-членов ТС.

— процедуры рассмотрения административных дел также имеют различия в каждом из государств-членов ТС.

Что касается таможенного законодательства, то здесь можно выделить следующие отличия:

— в Российской Федерации самые строгие санкции установлены административным законодательством. Кроме штрафа, суд может применить конфискацию оружия или предмета, связанных с административным правонарушением. В Кодексе Республики Казахстан указано, что изъятые товары вернутся нарушителю только при добровольной оплате таможенных платежей в двойном размере, включая пени.

— существует различный перечень субъектов, на которых налагаются санкции. Во всех странах Евразийского экономического союза, за исключением Казахстана, санкции дифференцированы для физических и юридических лиц. [3].

Таким образом, хотя административное законодательство в государствах-членах Таможенного союза имеет общие черты, оно также имеет различия, связанные с особенностями каждой из стран.

Рассмотрим таблицу основных положений уголовного законодательства в государствах-членах Таможенного союза.

Таблица 1

Уголовное законодательство стран-членов ТС

Государство

Основные положения уголовного законодательства

Российская Федерация

Уголовный кодекс Российской Федерации включает разделы, регулирующие различные виды преступлений, включая убийство, мошенничество, наркотики и т. д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в нем содержатся положения о наказаниях и судебном процессе

Республика Казахстан

Уголовный кодекс Республики Казахстан аналогичен Российскому уголовному кодексу в своей структуре. В нем описываются различные виды преступлений, включая уголовные преступления против жизни, здоровья, имущества и так далее

Республика Беларусь

Уголовный кодекс Республики Беларусь также содержит основные положения уголовного законодательства. Он охватывает разнообразные преступления и наказания, включая преступления против личности, имущества, общественной безопасности и многое другое

Киргизская Республика

В Киргизской Республике преступления и наказания регулируются Уголовным кодексом Киргизской Республики. В нем также описываются виды преступлений, включая преступления против жизни, здоровья, имущества и т. д. Более конкретные положения можно найти в тексте кодекса

Уголовное законодательство стран-членов Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь и Киргизская Республика) имеет сходные особенности.

Например, изучение сопоставимых норм уголовных кодексов Армении, Казахстана, Кыргызстана и России об ответственности за коммерческий подкуп, позволило выявить различия, касающиеся отдельных признаков состава рассматриваемого вида преступления:

— в Армении и Беларуси, подкуп в коммерческой сфере рассматривается как преступление против экономической деятельности, а не против интересов организаций и предприятий.

— в России, в соответствии с международными конвенциями, ответственность за обещание или предложение коммерческого подкупа является самостоятельным преступлением, в отличие от других государств-членов ЕАЭС [2].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в рамках ЕАЭС сегодня фактически не действует эффективный правовой механизм, который бы обеспечивал формирование и реализацию единообразного отношения к оценке степени общественной опасности и, соответственно, оптимальной наказуемости различных форм подкупа в частном секторе.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/
  2. Аснис А. Я. Проблема согласованной уголовно-правовой политики государств-членов ЕАЭС в сфере борьбы с коммерческим подкупом // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soglasovannoy-ugolovno-pravovoy-politiki-gosudarstv-chlenov-eaes-v-sfere-borby-s-kommercheskim-podkupom (дата обращения: 15.12.2023).
  3. Клейменова А. Н. Сравнительно-правовой анализ административной ответственности в области таможенного дела в евразийском экономическом союзе // Административное и муниципальное право. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-administrativnoy-otvetstvennosti-v-oblasti-tamozhennogo-dela-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 15.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Таможенный союз, Казахстан, административное законодательство, Российская Федерация, Беларусь, Киргизская Республика, правонарушение, правоприменительная деятельность, Армения, основное положение уголовного законодательства.


Похожие статьи

Задать вопрос