Понятие и правовая сущность федерализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.12.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Очирова, А. А. Понятие и правовая сущность федерализма / А. А. Очирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109724/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Ключевые слова: государственное устройство, территориальное устройство, федерализм, федерация, модель федерации, конфедерация.

Появление федерализма в истории человечества было обусловлено естественным стремлением народов к организации единого сообщества для обеспечения коллективной безопасности и создания наиболее благоприятных социально-экономических условий для жизнедеятельности, так и политикой более сильных и могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Определение понятия «федерализм» (от франц. federalisme) существует давно в научной литературе, где оно рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства и его функционирование, отличающихся от унитаризма и конфедерации [1].

Изучая подходы к определению федерализма в западной юридической науке, профессор В. Е. Чиркин предлагает рассматривать федерализм «прежде всего не как совокупность структур и норм, а как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления» [2].

В целом федерализм многими учеными в зависимости от политической конъюнктуры в деятельности властвующих сил [3], и практически сводится к отдельным элементам управления, а не раскрывается как форма государственного устройства страны, обладающая системой принципов, структур и норм.

В современной юридической литературе выделяют новые модели федерализма — бюджетный, экономический» и налоговый (фискальный). Суть первого состоит в сведении понятии «федерализм» к «бюджетной» политике в федеративном государстве, а второй определяется как «способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества на его политической и социально-экономической структуре» [4]. «Налоговый» федерализм — система налоговых отношений между федеральным центром и элементами федерации, призванной обеспечить эффективную реализацию своих полномочий каждым уровнем власти при повышении налоговой самообеспеченности территорий федеративного государства [5].

Напомним, что «федерализм» — политико-правовое понятие, выражающее форму государственного устройства, в котором, конечно же, имеются и регулируются экономические, бюджетные, транспортные и иные отношения между федерацией и ее субъектами, но не сводящиеся к ним.

В Конституции Российской Федерации отсутствует формулировка «бюджетный федерализм», но устанавливается правила в сфере бюджетных отношений. Вопросы бюджетно-финансовых отношений, система взимания налогов в федеральном бюджете и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются и регулируются федеральным законодательством. Регулирование финансово-бюджетных отношений устанавливается в конституциях и законах всех федеративных государств, разумеется, с учетом их особенностей. В то же время отметим также, что финансово-бюджетные отношения существуют между центром и территориальными образованиями независимо от их федеративного или унитарного устройства. Таким образом, нигде понятия «федерализм» или «унитаризм» не сводятся к регулированию финансово-бюджетных и налоговых отношений [6].

Центральная проблема теории федерализма состоит не в определении и описании разных моделей, а в организации федеративного государства в соответствии с его научным понятием и основными принципами. Именно благодаря этому сохраняется единая сущность федерализма. По мнению профессора И. А. Умновой, отказ от исследования федерализма на основе идентификации его особенностей и выделение различных моделей, характеризующих специфику систем разделения государственной власти по вертикали, степень развития демократии и эффективность федеративного устройства, вряд ли оправдан [7]. В этой связи изучение различных моделей федерализма позволяет раскрыть его правовую природу и сущность как правового явления.

Необходимо отметить, что понятие федерации как союзного государства предполагает наличие двух взаимообусловленных начал — интеграции и дифференциации. Разнообразие конкретных форм федеративных государств, проблемы регулирования и реализации отношений с их субъектами свидетельствуют, что федеративные отношения представляют собой сложное правовое явление. Часто сегодня понятие федерализм рассматривается как структурно-организационный принцип, способ организации власти в сложносоставных государствах, многоуровневая система, основными признаками которой являются целостность, единство и многообразия [8].

Зарубежные исследователи федерализма, в частности, Д. Дж. Элазар, раскрывая сущность понятия «федерализм», отмечают, что оно имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти. В более широком смысле понятие «федерализм» заключается в сочетании «самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации» [9].

Аналогичную характеристику дает В. Остром: «сущность федерализма состоит в том, чтобы, опираясь на процесс заключения совместного договора — соглашения и объединения людей, установить взаимоотношения самоуправляющегося сообщества» [10].

В идеале федерализм направлен на общественное развитие, удовлетворение интересов населения государственными (публичными) институтами, объединение общества для совместного достижения общих целей. Федерализм, таким образом, возникает и развивается потому, что политические, социальные институты и отношения наилучшим образом устанавливаются посредством договоров и соглашений во имя свободы людей, создающих федерацию [11].

В исторической ретроспективе мы видим, что подобие федеративных, а точнее конфедеративных отношений существовали уже в античные времена (Афинский союз, Коринфский союз). Но классические буржуазные федералистские представления стали складываться только с появлением самого буржуазного общества и государства.

Одним из первых стал И. Альтузиус, который в конце XVI — начале XVII вв. рассматривал государство как некий союз нескольких политических образований, объединенных в силу наличия у них некоторого комплекса общих интересов. В те времена подтверждением этой теории могло служить лишь существование Швейцарской конфедерации, состоящей из трех кантонов — Ури, Швиц и Унтервальден.

Пуритане Новой Англии, основатели классического федеративного государства — Соединенных Штатов Америки, — были сторонниками конгрегационалистской идеи, приверженцами федеральной теологии. Самоуправленческие начала их общин опирались на идеи раннехристианских братств, отраженные в Новом Завете. Исповедуя библейскую истину о равенстве всех людей перед Создателем, именно они несли идею свободы человека, личности, гражданского самоуправляющегося общества [12]. Они ввели в обиход термин «федерализм», о популярности которого может сказать тот факт, что основной труд о принципах республиканской формы правления отцов — основателей США Дж. Медисона, Дж. Джея и А. Гамильтона назывался «Федералист» [13].

В XIX веке появилось множество взглядов о сущности суверенитета государства в приложении к федеративному государству, в частности. Так Л.Дюги утверждал, что «нельзя создать юридически удовлетворительную конструкцию федерального государства», если распределить суверенитет между самой федерацией и ее субъектами. Эту же идею развивали и Ж. Боден, Г. Еллинек, В. Уиллоуби, правда у них были и противники (М. Зейдель, Дж. Кельхун и другие), которые отстаивали идею, в соответствии с которой суверенитет принадлежит составным частям федерации и эти части обладают правом свободного выхода из нее [14].

С другой стороны, современная теория права видит в федеративном устройстве путь децентрализации управления и «трансформации территории», т. е. создания территориальных сообществ более высокого порядка, чем традиционно существующие, с более высокой степенью самостоятельности. Впрочем, споры между противниками и сторонниками федеративных отношений продолжались на протяжении всего XIX и XX вв.

Современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях [15].

В то же время в мировой науке справедливо отмечается, что федерализм как принцип государственного устройства вышел далеко за рамки применения во внутригосударственных отношениях. Федерализм используется как механизм улучшения отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их территорий в гармоничное единое сообщество. В современных отечественных и зарубежных работах, анализирующих тенденции развития государственности в целом и федеративной государственности в частности, выделяются динамичность и гибкость государственной власти как важные составляющие достигнутого уровня развития общественной жизни. Таким образом, в обеспечении единства государственной власти с учетом его одновременного распределения по двум уровням государственности проявляется организующая роль федерализма, необходимая для достижения эффективности государственной власти [16].

На основании вышеизложенного федерализм можно определить как совокупность тех качеств, которые обозначают природу государства как федерации: устанавливают принципы, структуру, способы и формы образования и функционирования федеративного государства, обусловливающие типологическую характеристику модели федерализма; выявляют отличительные свойства системы разделения государственной власти по вертикали; характеризуют режим ответственности за ее осуществление.

Литература:

  1. Алехин А. Е. Советский федерализм как конституционно-правовой феномен / А. Е. Алехин, И. А. Ромайкин // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2023. — № 3. — С. 8.
  2. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. // Государство и право. — 1994. — № 8–9. — С.154.
  3. Муравель М. А. Институт губернаторства как основа федерализма / М. А. Муравель, А. С. Окунев, Е. А. Магомедова // Правовая реформа. — 2023. — № 1. — С. 20–25.
  4. Любимцев Ю. Экономический федерализм. Российская модель // Этнополис. — 1995. — № 3. — С.81–82.
  5. Воронцов, О. Г. Налоговый (фискальный) федерализм: понятие и роль в построении налоговой системы / О. Г. Воронцов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 3–2(53). — С. 46.
  6. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — С.24.
  7. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. — М.: Дело, 2000. — С. 28.
  8. Аринин А. Н. Российский федерализм и гражданское общество. М.: Издание Государственной Думы, 2000.
  9. Элазар Д.Дж. Сравнительный федерализм. // Политические исследования. — 1995. — № 5. — С.106.
  10. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. М.: Арена, 1993. — С.75–76.
  11. Элазар Д.Дж. Что такое федерализм? // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 3. Новосибирск: Экор, 1996. — С. 7–8.
  12. Бусыгина И. М. О пользе неудачи: опыт России для исследований сравнительного федерализма / И. М. Бусыгина, М. Г. Филиппов // Вестник Пермского университета. Политология. — 2020. — Т. 14, № 3. — С. 6–19.
  13. Гамильтон А., Медисон Дж., Джей Дж. Федералист. М., 1993.
  14. Стрельников Г. А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 9.
  15. Паненкова Н. Н. Конституционно-правовой статус субъектов РФ / Н. Н. Паненкова, Ю. Ю. Суворкина // Colloquium-Journal. — 2021. — № 2–3(89). — С. 40–42.
  16. Горбунов А. К. Некоторые актуальные проблемы российского федерализма / А. К. Горбунов // Вопросы российской юстиции. — 2022. — № 18. — С. 110–116.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, федеративное государство, государственное устройство, федерализм, отношение, государство, принцип, Российская Федерация, современная юридическая литература, федеративное устройство.


Похожие статьи

Задать вопрос