Административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гладников, А. Е. Административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций / А. Е. Гладников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109688/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена анализу административной ответственности за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций. Рассматриваются подходы к определению понятия «административная ответственность». Отмечается, что административная ответственность является одним из наиболее эффективных механизмов противодействия правонарушениям в бюджетной сфере. Автором исследуется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.4. КоАП РФ, как одного из видов правонарушений в бюджетной сфере.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, бюджетное законодательство, нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций.

The article is devoted to the analysis of administrative responsibility for violation of the conditions for the provision of budgetary investments. Approaches to the definition of the concept of «administrative responsibility» are considered. It is noted that administrative responsibility is one of the most effective mechanisms for countering offenses in the public sector. The author examines the composition of the administrative offense provided for in Article 15.4 of the Administrative Code of the Russian Federation as one of the types of offenses in the public sector.

Keywords: administrative liability, administrative offense, budget legislation, violation of the conditions for the provision of budget investments.

В юридической науке актуальность вопросов, связанных с ответственностью за нарушение бюджетного законодательства, является достаточно высокой. Такой вывод основывается на ряде обстоятельств. Прежде всего, нужно отметить, что в современных условиях развития экономических отношений количество правонарушений в бюджетной сфере деятельности государства не уменьшается. Как обоснованно отмечает Н. А. Шишкина, одной из причин такой ситуации является «проворачивание» многомиллионных теневых операций по преступным схемам, что приводит, кроме огромных непоступлений в бюджет, к дисбалансу распределения средств в стране [7, с. 64].

Наиболее опасными считаются нарушения бюджетно-правовых норм, поскольку именно с помощью бюджетного обеспечения реализуются основные функции государства. Такое состояние деликтности в бюджетной сфере обуславливает необходимость адекватных действий со стороны государства и общества. В то же время органы государственных органов, осуществляя меры противодействия совершению правонарушений в бюджетной сфере, должны четко придерживаться принципов верховенства права и закона. Для этого необходимо понимание правовой природы правонарушений в бюджетной сфере, оснований и границ применения ответственности за нарушение бюджетно-правовых норм.

Одним из наиболее эффективных механизмов противодействия правонарушениям в бюджетной сфере выступает административная ответственность. На законодательном уровне отсутствует определение понятия административной ответственности, что обуславливает наличие в научных исследованиях различных точек зрения относительно понятия и содержания данного правового явления.

Е. Я. Бордюг рассматривает административную ответственность в нескольких аспектах:

1) в перспективном понимании — как ответственное отношение участника административных отношений (гражданина, организации, должностного лица) к закрепленным за ним обязанностям;

2) в негативном — как реагирование государства в лице его компетентных органов власти на неправомерное деяние и последующее применение административно-правовых санкций [1, с. 50].

А. В. Попов считает, что административная ответственность представляет собой самостоятельную разновидность юридической ответственности, которая наступает в результате нарушения административно-правовых норм [4, с. 52]. Полагаем, что недостатком данного определения служит отсутствие специфических признаков административной ответственности. Более того, административная ответственность — это не единственно возможное последствие нарушения административно-правовых норм. Например, если лицо нарушило административно-правовые нормы, но в условиях крайней необходимости, то административная ответственность не наступает. Это следует из содержания ст. 2.7. КоАП РФ.

В. А. Селезнев, предлагает более четкую дефиницию административной ответственности. В частности, он указывает, что административная ответственность — это мера государственного принуждения, целью которой выступает применение в отношении правонарушителя санкций, предусмотренных КоАП РФ или региональным законодательством об административных правонарушениях [5, с. 138].

А. А. Тимошенко отмечает, что административная ответственность — это совокупность административных правоотношений, которые возникают в связи с реализацией в отношении правонарушителей особых административно-правовых санкций — административных наказаний [6, с. 120].

Административная ответственность в бюджетной сфере регламентируется, прежде всего, Главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [3], поскольку именно в этой главе сконструированы составы административных правонарушений в бюджетной сфере.

Одним из видов административных правонарушений в бюджетной сфере является нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций. Оно предусмотрено ст. 15.15.4. КоАП РФ.

Объектом любых административных правонарушений выступает определенная группа общественных отношений. Представляется, объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.4. КоАП РФ, является система правоотношений, складывающихся в сфере предоставления государством бюджетных инвестиций. Основным источником финансирования бюджетных инвестиций являются бюджетные средства, то есть денежные средства, выделяемые из федерального или регионального бюджета. Следует иметь в виду, что процедурные особенности предоставления бюджетных инвестиций не регламентируются нормами КоАП РФ. Прежде всего, сфера данных правоотношений регулируется ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) [2].

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.4. КоАП РФ, заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные инвестиции, условий их предоставления и нарушении юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления.

Субъектами административного правонарушения, установленного ст. 15.15.4. КоАП РФ, могут быть как частноправовые, так и публично-правовые субъекты: организации, должностные лица. Обязательным признаком должностного лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 15.15.4. КоАП РФ, является наличие у него полномочий по предоставлению бюджетных инвестиций из федерального или регионального бюджета.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций представляет собой разновидность юридической ответственности в бюджетной сфере. Полагаем, что ее следует определять как предусмотренную ст. 15.15.4. КоАП РФ меру государственного принуждения, применяемую в отношении должностных лиц, юридических лиц, допустивших нарушения условий предоставления бюджетных инвестиций, которые сформулированы ст. 80 БК РФ.

Литература:

  1. Бордюг Е. Я. Соотношение административной ответственности с другими видами ответственности в финансово-бюджетной сфере // Закон и право. 2022. № 10. С. 49–53.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Попов А. В. Некоторые вопросы привлечения граждан к административной ответственности за незаконное предпринимательство // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 3. С. 51–58.
  5. Селезнев В. А. О спорадичности применения отдельных норм Особенной части КоАП РФ об административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 137–150.
  6. Тимошенко А. А. Раскрытие понятия «административная ответственность» и виды этой ответственности // Реализация конституционных принципов в современном законодательстве России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 120–122.
  7. Шишкина Н. А. Основные направления совершенствования законодательства в области применения мер административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 8 (84). С. 63–68.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, РФ, бюджетная сфера, административное правонарушение, инвестиция, нарушение условий предоставления, правонарушение, бюджетное законодательство, государственное принуждение, Российская Федерация.


Ключевые слова

административная ответственность, административное правонарушение, бюджетное законодательство, нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

Похожие статьи

Задать вопрос