Административная ответственность отдельных участников дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 29.12.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Аксютин, Е. В. Административная ответственность отдельных участников дорожного движения / Е. В. Аксютин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109661/ (дата обращения: 08.05.2024).



Особенная часть административного права наполнена рядом статей, предусматривающих ответственность водителя транспортного средства за нарушение правил дорожного движения, но кроме него на дороге задействованы и иные лица. Автор на основе нормативных правовых актов и научной литературы осуществляет анализ норм законодательства, регулирующих вопросы ответственности всех участников дорожного движения, и делает вывод о неоднозначности правового регулирования данного явления.

Ключевые слова: административная ответственность, пассажир, водитель, участники дорожного движения.

Внимание, уделяемое в настоящее время административной ответственности, вполне обоснованно. Административные правонарушения — самые распространенные из всех видов правонарушений, и уже в силу этого борьба с ними приобретает первостепенное значение.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной — один из видов юридической ответственности, установленный государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к правонарушителям, порядок рассмотрения дел и применение этих мер [4, с.325].

По данным судебной статистики Российской Федерации, за 2022 год было рассмотрено 1049644 дела об административных нарушениях в области дорожного движения [7]. Таким образом, данный вид правонарушения является одним из самых встречающихся на практике среди других составов административных правонарушений.

Поскольку основным субъектом отношений, возникающих в процессе дорожного движения, является водитель — он и является субъектом наибольшего количества административных правонарушений [3, с.172]. Однако от водителя не может зависеть вся остановка на дороге. Согласно Правилам дорожным движениям (далее — ПДД), водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, — не более. То есть он не несет ответственности за обстоятельства, или действия (бездействия) других лиц, не имеющих к нему отношения [2].

Так, еще одним субъектом отношений в сфере дорожного движения является пассажир, вопрос об ответственности которого является вполне дискуссионным в юридической литературе.

Обращаясь к определениям, закрепленным в ПДД, — пассажиром является лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое садится в транспортное средство либо выходит из него.

Как уже было отмечено, административная ответственность — это один из видов юридической ответственности, представляющий собой применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам, юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Соответственно, необходимо определить, за какие правонарушения пассажир может нести административную ответственность.

ПДД определяет закрытой перечень обязанностей пассажира, среди которых условия о ремне безопасности, правила посадки и высадки, запреты отвлекать водителя от управления, открывание дверей по время движения и выбор несоответствующего места для сидения.

Однако, обращаясь к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), прямая ответственность пассажира предусмотрена только в ч.1 ст.12.29 за правонарушение в виде нарушения пассажиром транспортного средства ПДД, и в ч.1 ст.12.30 за нарушение, повлекшее создание помех в движении транспортных средств [1]. То есть нарушение в том числе и тех действий, предусмотренных в ПДД как обязанности пассажира.

Так, в случае если пассажиры разместились в транспортном средстве в большем количестве, чем это предусмотрено техническими характеристиками самого транспортного средства, то ответственность за такое правонарушение не будет нести каждый из пассажиров; ответственность будет нести водитель по ч.1 ст. 12.23 КоАП РФ — за нарушение правил перевозки людей.

Нарушение пассажиром ПДД возможно в случае бездействия [6, с.29]. Так, в случае, когда пассажир не пристегнут в транспортном средстве ремнем безопасности, он будет нести ответственность по вышеуказанной ч.1 ст.12.29 КоАП РФ. Однако в этом случае ответственность будет нести не только сам пассажир, но также и водитель, в силу ст.12.6 КоАП РФ.

Рассматривая участников дорожного движения, нельзя не учитывать такое лицо, как пешеход. Согласно легальному определению, пешеход представляет собой лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. Анализируя ПДД, можно с уверенностью отметить — у пешехода обязанностей намного больше, чем у пассажира. В первую очередь это связано с тем, что пассажир является пассивным участником движения, в отличие от пешехода.

Ответственность пешехода не отличается от ответственности пассажира — она предусмотрена так же в ч.1 ст.12.29 и ч.1 ст.12.30 КоАП РФ.

Еще одним немаловажным участником дорожного движения является велосипедист. Велосипедистом считается лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедист является участником дорожного движения, а значит, у него, как и у других есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административная ответственность.

Так, например, велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу, сойдя с транспорта и ведя его рядом. За несоблюдение данного требования ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ предусмотрен административная ответственность в виде штрафа.

В соответствии с п. 24.2 ПДД, велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях, если он сопровождает велосипедиста младше 14 лет; перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте); нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и (или) по правому ряду дороги.

В случае, если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, ответственность предусмотрена уже известной нам ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ. Если же нарушение Правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, ответственность наступает по ч. 2 ст.12.30 КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела [5, с.48].

Также велосипедист привлекается к ответственности за езду на велосипеде в нетрезвом виде по ч.3 ст.12.29 КоАП РФ.

Анализируя нормы актуального административного законодательства, можно сделать вывод о том, что основным ответственным лицом в области дорожного движения является водитель. Он, как управляющий транспортным средством, как лицо, обладающее правом управления и одновременно обязанностью соблюдения всех закрепленных в законе Правил, должен быть предельно внимательным и предусмотрительным не только к обстановке на дороге, но и к обстановке внутри транспортного средства. Он несет ответственность не только за себя, но и в отдельных случаях — за других участников дорожного движения, находящихся как в транспортном средстве, так и за его пределами.

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (последняя редакция) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 19.10.2023). — Текст: электронный.
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.06.2023) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 10.10.2023). — Текст: электронный.
  3. Алексеев, И. А. Административное право: учебник / И. А. Алексеев, А. А. Свистунов, Г. В. Станкевич [и др.]. — Москва: Проспект, 2016. — 312 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444386 (дата обращения: 12.10.2023). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5-392–19933–4. — Текст: электронный.
  4. Братановский, С. Н. Административное право: учебник / С. Н. Братановский, А. А. Мамедов. — Москва: Юнити-Дана, 2017. — 544 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=685514 (дата обращения: 23.10.2023). — ISBN 978–5-238–02571–1. — Текст: электронный.
  5. Климова, Е. В. Аварийность велотранспорта на автомобильных дорогах РФ// Е. В. Климова.- Текст: непосредственный//Евразийский Союз Ученых. — 2019. — № 9–1 (66). — С.47–50
  6. Петров, С. А. Ответственность пассажира за нарушение правил дорожного движения// С. А. Петров.- Текст: непосредственный//Евразийский Союз Ученых. — 2015. — № 6–5(15). — С.28–30
  7. Судебная статистика РФ: сайт. — Санкт-Петербург, 2015 -.- URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/72 (дата обращения: 28.10.2023). — Режим доступа: для всех пользователей. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, РФ, транспортное средство, административная ответственность, ответственность, велосипедист, водитель, лицо, пассажир, правонарушение.


Похожие статьи

Задать вопрос