Исследование психологических предикторов креативности у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Носкова, Ю. А. Исследование психологических предикторов креативности у дошкольников / Ю. А. Носкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109658/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье приводятся результаты исследования нового подхода к изучению креативности, определенного С. Ю. Степановым. Подтверждаются выдвинутые гипотезы о высокой положительной степени корреляции между креативностью и психологическими предикторами креативности у дошкольников: поисковой активностью, восприятием, воображением и комбинаторикой. Данные результаты имеют значительную практическую ценность, поскольку определяют направление формирования образовательной среды с целью развития творческой личности.

Ключевые слова: креативность, психологические предикторы креативности, образовательная среда.

В настоящее время мы живем в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире. В таких условиях возрастает потребность в нестандартных решениях. Еще сохраняется надежда, что искусственный интеллект и другие технические алгоритмы в будущем не смогут полностью заменить творческих работников. Таким образом, креативность сохраняет важную роль в списке ключевых социально-эмоциональных компетенций XXI века. И самое ценное в рамках образовательной позиции — это понимание, каким образом развивать креативность.

Существует множество подходов к изучению феномена креативности. Так креативность может быть изучена с четырех сторон (М. Родс): через новый продукт, который был создан; через процесс создания продукта; через личностные характеристики творца; и через влияние окружающей среды [1]. Профессор, доктор психологических наук Сергей Юрьевич Степанов отмечает, что есть еще одна сторона изучения креативности — это выделение основных психологических предикторов креативности. В данном случае под предиктором понимается психический процесс, который прогнозирует (предсказывает) формирование креативности, является своего рода источником «новизны».

С. Ю. Степанов выделяет следующие психологические предикторы креативности: восприятие, воображение, комбинирование, интуитивное понимание и рефлексия. Они, в свою очередь, строятся на базе биологически обусловленных форм активности, таких как ориентировочно-поисковая (по П. Я. Гальперину, ориентировочная) и сексуальная (по З. Фрейду), а также на базе социокультурного фактора — языковой среды [2].

Для подтверждения данной модели нами было проведено исследование с целью установления степени корреляции между креативностью и вышеупомянутыми психологическими предикторами креативности.

В исследовании приняло участие 50 детей дошкольного возраста: 20 девочек и 30 мальчиков. Базой исследования были следующие дошкольные учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н. В. Троян»;

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва «Школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко».

В данном исследовании у дошкольников не диагностировались: рефлексия и интуиция, поскольку в этом возрасте эти психические функции и процессы еще не проявляются в достаточной степени. Сексуальная активность и влияние языковой среды также не были включены, так как достоверные методики диагностики только предстоит разработать.

Таким образом, оценивались следующие психологические предикторы креативности посредством следующих методик:

Таблица 1

Предиктор

Методика / тест / субтест

Поисковая активность

М. Б. Шумакова «Вопрошайка»

Восприятие

Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Разрезные картинки»

Р. С. Немов «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Воображение

Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «На что это похоже?»

Комбинаторика

Е. Н. Каткова «Заколдованные фигуры»

Для диагностики креативности использовались методики в адаптации Е. Е. Туник: Батарея тестов «Творческое мышление»; «Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса».

Полученные результаты каждого из предикторов суммировались. Так как максимальные значения в каждом тесте варьируются, то баллы дополнительно приводились к доле от этого максимально возможного результата (процентное соотношение), которое можно в нем получить. Итоговый показатель креативности является суммой баллов, полученных в вышеперечисленных методиках, оценивающих креативность.

Графическое отображение результатов приводится на рис. 1.

Рис. 1

Значение коэффициента корреляции Пирсона составляет 0.84, что означает наличие сильной положительной линейной связи между уровнем креативности и суммарным значением психологических предикторов.

Суммарные показатели креативности и психологических предикторов креативности сравнивались среди детей 4, 5 и 6 лет попарно. Данные обрабатывались статистически с использованием U-критерия Манна-Уитни и представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выборки

U -критерий Манна-Уитни( U Эмп )

Критические значения ( U Кр )

Вывод

р<0,01

р<0,05

4 и 5 лет

предикторы

55

50

65

Статистически неопределены

5 и 6 лет

предикторы

129

88

109

Статистически не значимы

4 и 6 лет

предикторы

22

44

57

Статистически значимы

4 и 5 лет

креативность

68

50

65

Статистически не значимы

5 и 6 лет

креативность

133

88

109

Статистически не значимы

4 и 6 лет

креативность

25

44

57

Статистически значимы

Статистически значимые показатели как предикторов креативности, так и суммарного показателя креативности, отмечены в выборке групп 4 и 6 лет. Можно сделать вывод, что дети 6 лет имеют более высокую креативность из-за того, что к этому возрасту имеют более высокие показатели поисковой активности, восприятия, воображения и комбинаторики. Это подтверждает сделанный ранее вывод о положительной корреляции между креативностью и суммой значений психологических предикторов креативности. Другими словами, чем более развиты у ребенка поисковая активность, восприятие, воображение и комбинаторика, тем более высокую креативность он будет проявлять.

Также считали, как коррелирует отдельно каждый предиктор от креативности. В соответствие со значениями критерия Пирсона корреляции являются статистически достоверными, что также соответствует нашим предположениям и гипотезе:

Таблица 3

Выборки

Коэффициент Пирсона

Креативность/ поисковая активность

0,64

Креативность/ воображение

0,69

Креативность/ восприятие

0,70

Креативность/ комбинаторика

0,55

Подтверждение подхода к креативности С. Ю. Степанова имеет большую практическую значимость — выстраивание образовательной среды должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для развития каждого идентифицированного психологического предиктора креативности. То есть, развивая каждый из предикторов, повышаем уровень креативности.

Литература:

  1. Gruszka A., Tang M. The 4P’s Creativity Model and its Application in Different Fields In book: Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp.51–71) Chapter: 3 — Publisher: World Scientific PressEditors: Tang Min, Christian H. Werner, May 2017. — URL: https://www.researchgate.net/publication/316644392_The_4P's_Creativity_Model_and_its_application_in_different_fields (дата обращения: 21.10.2023).
  2. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др.; под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 c.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический предиктор креативности, креативность, поисковая активность, образовательная среда, предиктор, высокая креативность, государственное бюджетное образовательное учреждение, Москва, суммарный показатель креативности, языковая среда.


Ключевые слова

креативность, образовательная среда, психологические предикторы креативности

Похожие статьи

Задать вопрос