Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Фомин, А. Г. Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства / А. Г. Фомин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109628/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Ключевые слова: конституционализация, гражданское государство, общество, общественная организация, административное законодательство, правовое регулирование.

В условиях настоящего времени такое слово как гражданство становится нарицательным. В обществе все большее распространение получают такие термины как «гражданские права, гражданское общество, гражданский брак».

Термин «гражданские права» будоражил умы ученых и общественное мнение на рубеже 18, 19. В свих трудах немецкий философ И. Кант устанавливает первичность понятия свободы по отношению к праву, первичность права по отношению к идее государственности как юридически оформленного общества, а также первичность самой идеи государства по отношению к реально существующим государствам [10].

Определение понятию «гражданское общество» пытались дать на протяжении 20 века [11]. В настоящее время в обиход вошел термин «гражданский брак», под которым в обществе сложилось мнение, что это не что иное как союз мужчины и женщины с целью создания семьи без официальной регистрации брака в органах Записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС). И несмотря на протесты ученых-правоведов и всего сообщества юристов, понимающих под гражданским браком именно зарегистрированный уполномоченным государственным органом союз мужчины и женщины, определяющее значение придается именно сформировавшемуся в обществе понятию.

Стоит сказать, что законным такой брак не признается.

Осознавая сложившуюся тенденцию Минюст России разработал поправки в Семейный кодекс Российской Федерации и закон «Об актах гражданского состояния», позволяющие россиянам регистрировать браки в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти, предлагая позволить гражданам регистрировать браки в многофункциональны центрах предоставления государственных услуг, идут на компромисс, по сути, приравняв административно-распорядительный акт к услугам, предоставляемым государством [12].

Тоже можно сказать и о выдаче водительских удостоверений, государственных регистрационных номеров, регистрации недвижимости и т. д.

В государстве сложилась тенденция, связанная с перестроением административно-командной системы управления государством и развитием демократическим принципов.

Эта тенденция хорошо прослеживается и на примере уголовного законодательства, в частности все большее распространение получает декриминализация некоторых преступлений, применение домашнего ареста в качестве меры пресечения.

И если мы говорим о демократизации законодательства в целом, распространении демократических принципов в нашем законодательстве, то стоит сказать, что эти основополагающие начала выражены в нашем Основном законе, в нашей Конституции Российской Федерации.

Таким образом можно говорить о конституционализации законодательства, приведении законодательства в соответствие с принципами и нормами, изложенными в Конституции Российской Федерации.

Конституционные принципы — это основополагающие начала конституционно-правового регулирования общественных отношений, сформировавшиеся объективно, в силу развития социальных связей, в целях обеспечения согласованности и эффективности воздействия правовых средств на общественные отношения, а в случае необходимости в целях недопущения пробельности и противоречивости правового регулирования.

Можно выделить такие конституционные принципы, как: справедливости, законности, свободы, равенства, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, народовластия, правового государства, разделения властей и т. д.

Применительно к административной отрасли, на мой взгляд, в 21 веке умы юридического сообщества займет такой термин, как «гражданское государство». Развитие «гражданского общества», случившееся в 20 веке, получит свое продолжение в двадцать первом.

На примере школы, как образовательного учреждения, появились родительские комитеты, отстаивающие права детей и права родителей этих детей, получающих образование в учебных учреждениях.

В годы чеченской войны широкое распространение получили различные союзы матерей, борющиеся с нарушением прав военнослужащих, а в настоящее время активно принимающие участие в содействии развитию нашей доблестной армии, в том числе и в правовой сфере, как одной из сторон жизни нашего общества.

В целях борьбы за права обычных граждан-водителей в нашем государстве стали организовываться различные общественные объединения, такие как «Общество синих ведерок», «Стопхам» и другие.

Подобные общественные объединения — это не показатель эффективности правовой системы государства, напротив это признак несовершенства сложившейся системы государственных органов.

Гражданское общество, получив широкое распространение все активнее влияет на политику государства. При рассмотрении ряда важных вопросов большое внимание уделяется общественному мнению.

Несомненно, запрос на социализацию различных отраслей государственного устройства получит распространение и найдет свое место. Это можно сказать о различных сферах экономики, народного хозяйства, и о правовой сфере.

Профессор Ю. Е. Аврутин в статье «Конституционная самоидентификация и перспективы развития российского административного права» пишет, что переходный характер современной российской государственности, которую трудно признать в полной мере правовой и демократической, переходный характер отечественной экономической системы, которая содержит лишь элементы рыночных отношений, свидетельствует о том, что конституционные провозглашения, закрепленные в первой главе Конституции Российской Федерации, являются именно конституционной самоидентификацией [13].

Созданная конституционная модель правового порядка функционирования государства и общества во многих своих компонентах была и остается моделью прожективной, моделью будущего состояния политико-правовой и экономической системы.

Реализация конституционной модели состояния политико-правовой и экономической системы требует не просто модернизации институтов власти, процессов правотворчества и правоприменения, а особых механизмов, обеспечивающих гарантированность поступательного движения к намеченной цели.

Конституционализация публичной власти, элементов и процедур публичного управления является процессом переосмысления соответствующими должностными лицами духа и буквы конституционных норм и принципов и реализации их в практической деятельности.

Доктор юридических наук Д. Н. Бахрах отмечает, что «главная составляющая предмета административного права... система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных положений граждан» [14].

Реформирование административного права должно быть направлено в первую очередь на защиту прав граждан, как на наименее незащищенных субъектов общественных отношений.

Делая вывод из всего сказанного, можно с уверенностью сказать, что решение многих из проблем непосредственно связанных с административным правом, сутью которого в целом и всех его институтов в частности является регулирование отношений между органами публичной власти и теми субъектами права, на которых распространяется их властное регулирующее воздействие зависит от процесса конституционализации правовой отрасли административного права.

Содействие развитию и реализации прав, свобод и законных интересов невластных субъектов административно-правовых отношений долгое время не являлось основополагающим в деятельности органов государственной администрации.

Реализация гражданским обществом своих прав, в том числе путем направления общественных инициатив в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» является эффективной стратегией развития правового государства.

Литература:

  1. Интерфакс. Новости. URL: https://www.interfax-russia.ru/center/news/byvshie-vetvrachi-v-belgorodskoy-oblasti-osuzhdeny-po-delu-o-korrupcii
  2. Ежемесячный сборник за январь 2021.pdf // Портал правовой статистки Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/analytics
  3. Старилов Ю. Н. Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения: [сборник избранных научных трудов]. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. — 640 с
  4. Бахрах Д. Н., Семенов А. В. Понятие «административная жалоба» // Административное право на рубеже веков: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: УрГУ, УрГЮА, 2003. C. 118–131. Там же.
  5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. 2-е изд. М., 2008. С. 145.
  6. Тихомиров ЮА. О концепции развития административного права и процесса // Государство и право. 1998. № 1. С. 42.
  7. Козлов Ю. М. Прием и рассмотрение жалоб трудящихся в органах советского государственного управления // Советское государство и право. 1954. № 4. С. 42–44. Там же. С. 44–45.
  8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  9. Маслов Б. В. Институт обращений граждан в административном праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22. Там же. Там же.
  10. Горулько И. А. Свобода личности как основание учения о праве Иммануила Канта. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-lichnosti-kak-osnovanie-ucheniya-o-prave-immanuila-kanta
  11. Кожевников С. Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России. URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990195_West_pravo_2002_1(5)/B_4.pdf
  12. Киселева А. Россияне смогут заключить брак в МФЦ // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/10/27/1002804-rossiyane-smogut-zaklyuchit-brak-v-mfts
  13. Ю. Е. Аврутин. Конституционная самоидентификация и перспективы развития российского административного права. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-samoidentifikatsiya-i-perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-administrativnogo-prava
  14. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2007. С. 528.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданское общество, отношение, правовое государство, административное законодательство, большее распространение, гражданский брак, гражданское состояние, конституционная самоидентификация, общественное мнение.


Похожие статьи

Задать вопрос