Этапы решения текстовых задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Бочкарева, А. М. Этапы решения текстовых задач / А. М. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109603/ (дата обращения: 03.05.2024).



В процессе решения текстовых задач обучающимся необходимо применять различные навыки и мыслительные умения. Решение задач состоит из определенных этапов, соблюдение которых приведет к обоснованно правильному и грамотному решению. В статье рассмотрены основные этапы решения задач, которые необходимо использовать учащимся.

Ключевые слова: решение текстовых задач, основные этапы обучения, анализ текста задачи.

Задачей учителя является формирование у обучающихся умений и навыков, которые позволяют им быстро и с интересом погружаться в исследовательскую и творческую деятельности [1]. Многие думают, что математика — это только счет. Однако математика начинается с постановки некоторой проблемы или загадки, которая представляет математическую текстовую задачу, включающую в себя не только математические сведения, но и еще определенный сюжет.

При решении задачи у учащихся развивается способность догадываться, просчитывать предварительно результат, логически мыслить, искать верные пути даже в самых непонятных условиях. Так как многие текстовые задачи имеют практическое использование, учитель дает информацию бытового характера, а также объясняет непонятные слова и термины, в результате чего умение их решать способствует лучшей адаптации учащихся в обществе, помогает им в реальной жизни [2].

При решении текстовых задач чаще всего у учащихся формируются единые алгоритмы решения разных математических задач. На уроках многие учителя тратят большое количество времени на объяснение однотипных задач, т. е. большое количество задач решается «по шаблону». К сожалению, не всегда нужного результата можно добиться таким путем. Большинство учеников добиваются успеха, решая однотипные задачи, а с малознакомой задачей нет понимания, как ее решать. Многие учащиеся такие задачи не решают, им проще такие задания пропустить и перейти к более знакомым.

Есть несколько причин, которые приводят к таким «плачевным» результатам: в школьной программе выделяется недостаточно учебного времени для обучения решению текстовых задач; сами обучающиеся не прилагают достаточных усилий для освоения данной темы; иногда учитель не смог понятно и доступно объяснить материал ученику, в том числе в младших классах, в связи с чем в старших классах, ребенок сразу пропускает данные задания, не читая условия [5].

Чтобы добиться хороших результатов, нужно приложить общие усилия и учителю, и ученику. Учителю нужно создать все необходимые условия для формирования у обучающихся умения решать текстовые задачи, нужно больше практики, чтобы учащиеся не только сумели отработать все существующие методы решения задач, но еще и предложить свои математические модели.

Теоретические знания о типах и стадиях решения задач нужны обучающимся для решения различных задач целенаправленно и осознанно, а не только по шаблону.

Сами задачи следует расценивать как объекты, которые необходимо анализировать и исследовать, а решение — как открытие нового способа решения.

Процесс решения задачи состоит из определенных этапов, которые начинаются с получения задачи до полного ее решения. Данные этапы нужно соблюдать при решении задач, начиная с 6 класса от более простого решения к сложному анализу и математической модели. Проанализируем этапы решения задач.

1. Анализ задачи — это этап, с которого начинается решение задачи. Основная цель учащегося — осмыслить условия, которые описаны в задаче, а также выделить и осмыслить все взаимоотношения между объектами задачи.

Анализ задачи проводится по следующим направлениям. Предметно-содержательный анализ — это раскрытие содержания задачи в целом, воссоздание реальной ситуации, математической моделью которой является сама задача. Такой анализ проводится устно, а создаваемая в результате ситуация формирует у ученика мыслительный вид сюжета задачи. Логико-семантический анализ — это анализ текста задачи, в результате которого определяются величины, их значения и соотношения между ними. В данном случае необходимо разделить текст на отдельные условия и требования. При проведении данного анализа выявляется структура задачи [2].

Дополнительно на первом этапе решения задачи применятся несколько приемов, которые позволяют более точно провести анализ:

1) при чтении задачи нужно представить реальную жизненную ситуацию, описанную в задаче;

2) ответить на специальные вопросы:

— о чем задача?

— какой сюжет задачи?

— что в ней известно, а что неизвестно?

— что в задаче требуется найти?

— какие дополнительные данные нужно найти?

— что обозначают в задаче те или иные слова и термины?

3) перефразировка текста — это прием, при котором происходит замена описания некоторой ситуации, указанной в задаче другим описанием. При этом основная мысль, связи и взаимоотношения в задаче должны быть обязательно сохранены. Вся лишняя информация исключается, текст задачи преобразуется в модель, по которой возможен легкий поиск решения задачи.

2. Второй этап решения задачи — построение схематической записи задач.

Схематическая запись — это математическая модель, которая помогает переводить текст задачи со словесного в математический язык для более легкого и понятного решения.

Схематично запись можно представлять в виде схемы, таблицы, чертежа, рисунка.

3. Третьим этапом является поиск метода решения задачи. На этом этапе происходит поиск вариантов решения задачи. Третий этап следует закончить установлением взаимосвязей между данными и теми величинами, которые нужно найти, то есть закончить этот этап нужно составлением плана решения задачи.

Осуществить поиск можно двумя способами: от вопроса к данным задачи — аналитический путь, который представляет собой логическую цепь рассуждений, связанных между собой. Анализ в форме рассуждения от искомого к данным можно разделить на два вида: восходящий и нисходящий. В основе метода решения задачи лежит умение строить дедуктивные рассуждения (от общего к частному); от данных к вопросу — синтетический способ, который характеризуется тем, что основным вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым данным (нисходящий анализ). По вновь полученным данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её [4].

Рассмотрим схему восходящего анализа: пусть нужно найти величину B. Для этого нужно найти такую величину A, по которой можно будет найти B. Затем находим другую величину C, по которой можно найти A, и так продолжаем до тех пор, пока не найдем путь решения задачи [1].

4. После того, как найден способ решения задачи, ее можно решать. Четвертый этап — этап изложения или решения. Большую роль в правильном решении задачи играет написание решения.

5. Следующим этапом является проверка решения задачи. Проверка позволит понять, верно ли было решение и удовлетворят ли оно всем условиям задачи.

6. На шестом этапе необходимо установить, имеются ли у задачи еще какие-нибудь решения, либо решений нет.

7. Седьмым этапом следует выражение ответа задачи.

8. Определение более рационального способа решения задачи (если таковой имеется) является восьмым этапом решение задачи [3].

Рассмотрим решение текстовой задачи, используя все описанные этапы:

По дороге в одном направлении идут два пешехода. Скорость первого пешехода, который идет первым — 4 км/ч, а скорость второго — 5 км/ч. В начале движения расстояние между ними 2 км, но, так как скорость второго выше, то он догоняет первого. С самого начала движения и до момента, когда второй пешеход догонит первого, между ними бегает собака, скорость которой — 8 км/ч. Она бегает от второго пешехода к первому и обратно до момента, когда второй пешеход не догонит первого. Найти расстояние, которое пробежит за все это время собака?

Решение:

  1. Анализ задачи. Ответим на вопросы:

а) В чем сюжет задачи?

Два человека идут друг за другом и бегает собака. У каждого участника движения есть скорость, расстояние и время.

б) Что нужно найти?

Расстояние, которое пробежит собака за все время движения.

в) Что в задаче известно о движении пешеходов и собаки?

— движение происходит в одном направлении;

— в начале движения расстояние между пешеходами — 2 км;

— известна скорость первого пешехода — 4 км/ч и скорость второго — 5 км/ч;

— скорость собаки — 8 км/ч.

г) Что в задаче неизвестно?

В задаче неизвестно время, скорость сближения и расстояние.

Чтобы решение задачи сделать легче, ее можно перефразировать и разобьем текст на смысловые части.

Особенно эффективно использование данного приема в сочетании с разбиением текста на смысловые части. Получаем:

Первая часть о скорости движения: скорость первого пешехода — 4 км/ч, а скорость догоняющего — 5 км/ч. Вторая часть о расстоянии сближения: расстояние сближения — 2 км. Третья часть: время движения –это время, в течение которого второй пешеход сможет догнать первого, т. е. в течение этого времени второй пешеход пройдет на 2 км больше, чем первый. Четвертая часть о скорости и времени движения собаки: скорость собаки — 8 км/ч. Время движения собаки равно времени движения пешеходов до встречи. Требуется определить расстояние, которое пробежала собака за все время движения.

  1. Построим математическую модель.

Путь, км

Скорость, км/ч

Время, ч

Первый пешеход

?

4

одинаковое

Второй пешеход

На 2 км больше первого

5

Собака

?

8

  1. Поиск метода решения задачи.

Используем метод рассуждения. Ответим на вопросы. Что нужно найти? (Расстояние, пройденное собакой). Что для этого нужно сделать? (Найти время движения собаки, которое будет совпадать с временем движения пешеходов. Для нахождения времени движения, необходимо найти скорость сближения пешеходов; время, через которое второй пешеход догонит первого). Какие формулы нужно использовать?

  1. Решение:

а) 5–4=1 (км/ч) скорость сближения пешеходов

б) t=S/V

t=2:1=2 (ч) второй пешеход догонит первого

Время движения собаки составит 2 часа, т. к. оно совпадает со временем движения пешеходов.

в) S=V*t

S=8*2=16 (км) расстояние, пройденное собакой

  1. Проверка.
  2. Рассмотрение других методов решения задачи. Данную задачу можно решить не только арифметическим, но и алгебраическим методом, составив уравнение.
  3. Записываем ответ: 16 км пробежала собака.
  4. Определяем наиболее рациональный способ. Наиболее рациональным способом является арифметический способ решения.

Таким образом, использование в работе описанных этапов решения текстовых задач приведет к правильному обоснованному решению задачи.

Литература:

  1. Баженова, Н. Г. Теория и методика решения текстовых задач [Текст]: курс по выбору для студентов специальности 050201-Математика: учеб. пособие / Н. Г. Баженова, И. Г. Одоевцева. — Москва, 2012. — 88 c.
  2. Баженова, Н. Г. Теория и методика решения текстовых задач [Текст]: учеб. пособие / Н. Г. Баженова, И. Г. Одоевцева. — Москва: Флинта, 2017. — 89 с.
  3. Махмутова, Л. Г. Методика обучения решению текстовых задач [Текст]: методические рекомендации для высших учебных заведений / Л. Г. Махмутова. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. — 84 с.
  4. Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФГОС [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Захарова и др. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. — 102 с.
  5. Царёва, С. Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников [Текст] / С. Е. Царёва. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 г. — 135 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение, этап, время движения собаки, математическая модель, пешеход, решение задачи, анализ задачи, время движения, время движения пешеходов.


Ключевые слова

решение текстовых задач, основные этапы обучения, анализ текста задачи

Похожие статьи

Задать вопрос