Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.01.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Миненкова, Ю. С. Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента / Ю. С. Миненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109590/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, поверхностно активные вещества, концепция личности Д. Н. Узнадзе, наркомания, химическая зависимость, клиент, техники когнитивно-поведенческой терапии, системная семейная терапия, стереотипы взаимодействия, семейные правила, границы, семейная история, генограмма, методики.

Когнитивно-поведенческая терапия (когнитивно-бихевиоральная) — подход в теории и практике психотерапии, первоначально основанный на поведенческой психотерапии и созвучный по своей сущности её главным положениям. Однако, в дальнейшем он был дополнен соображениями, основанными на когнитивной психологии [3].

Рассматривая применение КПТ, при химической зависимости можно отметить, что среди психических нарушений у химически зависимых следует отметить изменение когнитивной сферы личности, а именно: изменение памяти, мышления, воображения. Что обуславливает непонимание ситуации выздоровления от химической зависимости и влечёт за собой выбор старого паттерна поведения- при столкновении с проблемой в жизни это возврат к приёму химического вещества(ПАВ). Появляется неверная установка, которая предполагает, что если химически зависимый употребит ПАВ, то ему станет легче, он решит свои проблемы с семьёй, работой, его перестанет угнетать чувство вины, стыда и недоумение за вновь принятый ПАВ.

Концепция личности Узнадзе Д. Н. строится на понятии «установки», которую он считал главным психологическим образованием. Установка является основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако, сущность личности не сводиться к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений как, сознание и способность к объективации.

Характерной особенностью личности является осуществление мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни, формирование установок для решения проблем в будущей жизни [1, с.16]. Как отмечает автор С. Кулаков химически зависимые люди очень часто жалуются на нервозность, раздражительность, напряжённость, на то, что-какие- то житейские мелочи вызывают бурю эмоций. Данный ряд проблем решает когнитивно- поведенческая терапия []. Психолог в данной ситуации на ряду с формированием здоровой установки у клиента, должен сам руководствоваться следующими установками.

Первая установка: наркомания обусловлена множеством причин [1, с. 25]. Учитывая этот факт, клиент должен быть хорошо продиагностирован, по целесообразным методикам, приемлемым в данной ситуации. А также не следует забывать о разборе жизненных проблем клиента, отношений самой личности, возможно не понимание каких- либо поступков и. т. д.

Вторая установка подчёркивает взаимозависимость пациента и среды [1, с. 25]. В данном контексте установки следует рассматривать саму систему отношений и диагностировать систему с окружающими (как семейную, рабочую и. т. д.).

КПТ оказывается теоретической субстанцией, которая разворачивается в реальном мире, в которой участвуют реальные люди, решающие или имеющие реальные проблемы [2, с. 21]. К одной из техник КПТ можно привести технику: «Вертикальный спуск». Описание техники: когда негативные мысли оказываются верными. К примеру, клиент думает, что за повторный приём ПАВ на пике выздоровления, отказа от химического вещества, его будут отвергать, осуждать, обвинять близкие. Для клиента это классическое предсказание будущего, и оно может быть верным. Если изучить, какие убеждения лежат в основе спасения за такой исход, можно снизить влияние мысли за клиента.

В рамках данной техники психологу необходимо задавать следующие вопросы: «Предположим, это окажется правдой, и что тогда?» или «Если это произойдёт, что это будет значить для Вас?». В данной технике необходимо добраться до самых глубинных убеждений клиента, постепенно записывая на листе бумаги мысли и события, которые подразумевает клиент. Данная техника позволяет избавиться от глубинных страхов, не позволяющих, останавливающих клиента оставить химическое вещество, мысль о наркотике продолжает оставаться нормой, как так и должно ей быть. На ряду с техникой клиенту даётся домашнее задание, где ему нужно описать возможные последствия событий, цепочку подразумеваемых убеждений.

Проводилось пилотажное исследование в 2021 году на базе Городского Центра Психического здоровья акиматы г. Нур- Султан (Республика Казахстан). Выборку составили 17 пациентов мужского пола с наркотической зависимостью от опиоидов (трамадол), 9 человек с зависимостью от синтетических катинонов. Среди испытуемых стаж употребления ПАВ от 6 месяцев до 12 лет, 8 человек имеют высшее образование, 4 человека являются студентами ВУЗов, 5 человек имеют средне специальное образование. В результате исследования 82.3 % отметили, что употреблять ПАВ их заставляет крейвинг, 29.4 %- жизнь становится приятной и весёлой с ПАВ, 29.4 %- считают себя слабой личностью. В данном случае можно сказать, что при разнообразии убеждений, при наличии химической зависимости КПТ показывает такие приёмы как: определение мыслей и чувств, проверка доказательств за и против правильности мыслей, за и против достоверности мысли, оценка логических ошибок, лежащих в основе мысли, расчёт вероятности последствий и оспаривание мысли, продлевая период жизни без химического вещества.

В качестве психологической помощи химически зависимому можно предложить посещение психологического центра, в основу которого входит системная семейная психотерапия.

Системная семейная психотерапия.

Семейная психотерапия (супружеская психотерапия) — это ряд психотерапевтических подходов и методик, предназначенных для решения психологических и других проблем, связанных с семьёй [5].

Цель семейной психотерапии состоит в решении проблем, возникающих в супружеских парах.

Концептуальную основу семейной психотерапии составляет теория систем (описал Мюррей Боуэн), где семейная система рассматривается как открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Поведение такой системы целесообразно и источник преобразования системы лежит внутри её самой. Так, члены семьи поступают хорошо или плохо под влиянием своих потребностей и мотивов. В данном случае целесообразно работать со всей семьёй, а не с одним элементом. М. Боуэн выделяет, что необходимо учитывать механизмы организма, включающие такие процессы как:

1) поиск пищи.

2) размножение и выращивание потомства.

3) защита от врагов.

4) социальное взаимодействие.

В концепции реализованы теории:

  1. Дифференциация Я: развитость личности, воспитание, способности, реакция на события.
  2. Треугольник: процесс триангуляции.
  3. Ядерная эмоциональная система: приспособление участников семьи к условиям, пластичность поведения, снятие напряжения.
  4. Эмоциональный разрыв.
  5. Сиблинговая позиция.
  6. Социальная регрессия.

В психологическом центре будет применяться метод «генограмма», разработанный М. Боуэном. Сутью данного метода является отражение взаимоотношений семьи в виде родословной.

Цель метода:

1) анализ взаимоотношений семьи.

2) кризисы семьи.

3) возможные паттерны отношений.

4) стереотипы.

5) предвидение трудных ситуаций.

6) возможные привычные поведенческие реакции.

7) необходимость обращения за психологической помощью.

Генограмма дает возможность психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

В генограмму должны быть включены:

1) родные и сводные братья и сестры

2) мать, отец, первые партнеры родителей

3) родные дяди и тети

4) предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)

5) дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)

6) бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)

7) прабабушки и прадедушки (иногда до 5–7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи.

8) интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство).

При интерпретации генограммы необходимо анализировать следующие типы взаимодействия членов семьи:

  1. Стереотипы взаимодействия.
  2. Семейные правила.
  3. Семейные мифы.
  4. Границы.
  5. Семейная история.

В конце сеанса психотерапевт и семья обсуждают полученные результаты. Семья получает предписание и может уйти на неделю, месяц, или год. Семейную психотерапию рекомендуется проводить не чаще раза в неделю, с семьей сложнее работать, нежели индивидуально. Должно пройти время, чтобы участники психотерапии пережили новые события и приобрели новый опыт для обсуждения.

Литература:

  1. Кулаков С. А. Руководство по реабилитации аддиктов: издательские решение. 2020. — 468 с.
  2. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. — Санкт — Петербург: Питер. 2017. — 414 с.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды, — Москва, 2004. — 158 с.
  4. Назыров Р. К. Психотерапевтические подходы к лечению пациентов с наркологической зависимостью: методические рекомендации. — Санкт — Петербург. 2014. — 23 с.
  5. Назыров Р. К., Федоряк Д. А., Ляшковский С. В. Клиническая психотерапия в наркологии: руководство для врачей-психотерапевтов / Р. К. Назыров, Д. А. Федоряк, С. В. Ляшковский. — Санкт — Петербург. 2012. — 456 с.
  6. Немов Р. С. Психологический словарь: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  7. Погорельцова Ю. А. Психология личности: учебное пособие, — Санкт — Петербург, 2011. — 105 с.
  8. Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия: учебное пособие. — Москва: издательский дом «Академия». 2002. — 192 с.
  9. Рудзинская Т. Ф., Шипова Л. В. Психотерапия: теория и практика: учебное пособие / Т. Ф. Рудзинская, Л. В. Шипова. — Саратов. 2015. — 102 с.
  10. Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие, — Москва, 2003. — 176 с.
  11. Спринц А. М., Ерышев О. Ф. Химические и нехимические зависимости / А. М. Спринц, О. Ф. Ерышев. — Санкт — Петербург: СпецЛит, 2012. — 127 с.
  12. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей: Гогито- центр, 2006. — 367 с.
  13. Черников А. В. Системная семейная терапия: интегральная модель диагностики. — Москва. 2001. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейная психотерапия, химическая зависимость, химическое вещество, клиент, когнитивно-поведенческая терапия, будущая жизнь, психологическая помощь, психологический центр, семейная история, системная семейная психотерапия.


Ключевые слова

наркомания, методики, клиент, химическая зависимость, поверхностно активные вещества, границы, генограмма, когнитивно-поведенческая терапия, концепция личности Д. Н. Узнадзе, техники когнитивно-поведенческой терапии, системная семейная терапия, стереотипы взаимодействия, семейные правила, семейная история

Похожие статьи

Задать вопрос