Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Школина, Т. И. Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ») / Т. И. Школина, А. С. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109583/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена проблеме мотивации студентов к подвижному образу жизни. В материале рассматриваются основные мотивы, которые побуждают студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и причины их отсутствия у студентов. Также на основе анализа научно-методической литературы и проведения опроса, приводится статистика о степени вовлеченности в физическую активность студентов НИУ «БелГУ». Данная статья может быть полезна преподавателям физической культуры для исследования поведения студентов и администрации учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ» для поиска новых методов привлечения студентов.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, мотив, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студенты НИУ «БелГУ», тренажерный зал.

Введение

Физкультурно-спортивная деятельность приобретает все большую актуальность в условиях современной России. Экологические проблемы, санкционная политика мирового сообщества, спад развития экономики страны, кризис ценностей, информационная война и прогрессирующее влияние Интернета на жизнь граждан — все эти факторы оказывают негативное воздействие на здоровье россиян. Среди увеличивающегося числа неподвластных гражданам обстоятельств, спорт остается одним из инструментов прямого воздействия на собственное физическое и ментальное состояние. Особенно актуально это для такой нестабильной, гибкой и развивающейся социальной группы, как студенты. Кроме того, «…по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России 50 % студентов имеют функциональные отклонения, 35–40 % — хронические заболевания» [Ахметов, 2022: 112]. Чем сильнее выражен социальный беспорядок, тем большее значение должно иметь развитие сильных психофизических структур, помогающих противостоять неблагоприятной социальной обстановке. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры по большей части решает данную проблему. Однако путь улучшения жизни студентов лежит через понимание их отношения к физкультурно-спортивной деятельности сейчас. Сделаем мы это на примере НИУ «БелГУ». Разберемся, как много и почему белгородские студенты занимаются физической культурой и спортом.

Следовательно, цель статьи — изучить факторы влияния НИУ «БелГУ» на мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Объект нашего исследования– физкультурно-спортивная деятельность, ориентированная на студентов, в НИУ «БелГУ».

Поскольку студенты, стремящиеся увеличить уровень физической активности в жизни, ищут наиболее понятные и доступные способы, предметом статьи является тренажерный зал учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ».

Наша гипотеза состоит в том, что студенты НИУ «БелГУ» осознают уровень влияния физической культуры и спорта на здоровье, однако роль внешних мотивов в этом вопросе будет преобладать над внутренними. Предполагаем, что процент студентов, желающих самостоятельно посещать тренажерный зал университета меньше 25 % от общего числа опрашиваемых, однако процент тех, кто осуществляет занятия еще меньше. Причинами тому академическая загруженность, дороговизна услуг и неудобное расписание для посещения.

Задачи , которые мы поставили в начале данного исследования:

  1. Изучить основные мотивы, побуждающие студентов заниматься физкультурно-спортивной деятельностью в университете.
  2. Изучить факторы, подавляющие мотивацию студентов заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью в университете.
  3. Экспериментально выявить и определить рейтинг стимулов и барьеров в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности у студентов НИУ «БелГУ» по отношению к тренажерному залу учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной.

В исследовании были использованы теоретический анализ психолого-педагогической, спортивной, методической литературы; анкетирование; методы научного анализа и синтеза.

Обсуждение

Одним из главных элементов для начала занятий физкультурой и спортом является мотивация. Понятие «мотивация» обозначает динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость, способность человека удовлетворять свои потребности [Филимонова, 2019: 8].

Таким образом, можно сказать, что мотивация к физкультурно-спортивной деятельности — особое осознанное состояние человека, направленное на достижение желаемого уровня физической подготовки и психоэмоциональной устойчивости.

Однако одна мотивация не гарантирует исключительно положительный результат, потому что этот стимул может быть ориентирован как на внутреннюю, так и на внешнюю среду. Ильин Е. П. утверждает, что мотив это осознанная причина активности человека направленной на достижение цели [Ильин, 2002: 60]. Другими словами, студента может побуждать заниматься спортом как желание иметь подтянутое тело и нравиться противоположному полу, так и потребность в развитии самодисциплины и выносливости.

Е. П. Ильин выделяет две группы мотивов:

— первая группа отвечает за удовлетворение потребностей в движениях, получение эмоций от конкуренции в спортивных состязаниях;

— вторая группа мотивов включает в себя стремление к самосовершенствованию, как в физическом плане, так и в психическом, то есть приведение своего тела в тонус, развитие силы воли, самовыражение через спорт и т. д. [Бурухин, 2016: 124].

Основываясь на этой концепции разделении мотивов, мы выделили более конкретные, ориентированные на студентов:

1) Получение баллов для зачета,

2) Общение (занятия спортом с друзьями, в группе по интересам),

3) Внешняя привлекательность (желание иметь красивое и подтянутое тело, сбросить лишний вес),

4) Медицинские показания (профилактика и лечение заболеваний),

5) Комплексное укрепление здоровья,

6) Улучшение психоэмоционального состояния,

7) Развитие самодисциплины,

8) Соревновательный мотив (стремление победить соперника, достичь определенного спортивного уровня).

Из этого можно сделать вывод, что в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности для студентов должно быть что-то, приносящее им пользу. Это приводит нас к тому, что преподаватели или другие специалисты, курирующие физкультурное развитие студента, должны уметь находить индивидуальный подход. Однако замотивировать получается не каждого, и дело тут может быть как в руководимом, так и в руководящем. Давайте рассмотрим причины отсутствия мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»:

1) Нехватка свободного времени,

2) Не нравятся инструкторы (манера общения и подачи материала),

3) Низкое качество тренажеров и инвентаря,

4) Боязнь общественного осуждения,

5) Дороговизна услуг,

6) Неудобный режим посещения,

7) Незаинтересованность в данном виде физической активности.

Большое значение имеют недостатки педагогической работы при проведении спортивных занятий. Стародубцев М. П. делит их на 5 видов:

1) Преподаватель просто называет упражнения, которые должны быть выполнены в течении занятия, но не ставит перед студентами задачу, из-за которой должны быть выполнены эти упражнения;

2) Преподаватель ставит такую задачу, которая является значимой для него, а не для студентов;

3) Преподаватель ставит неконкретную задачу, которую студенты не понимают, что приводит к непониманию того, что же конкретно они должны делать, что должны развивать, чего достичь;

4) Преподаватель ставит непривлекательную для студентов задачу, выполнение которой у студентов не вызывает никакого интереса;

5) Преподаватель ставит слишком сложную задачу, из-за которой студенты начинают переживать и считать, что они не на что не способны, что в свою очередь приводит к снижению самооценки.

Перейдем к анализу результатов исследования мотивации занятий физкультурно-спортивной деятельностью на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной в НИУ «БелГУ». В опросе участвовало 23 респондента из 4 институтов университета (ИИиЦТ, ИМКиМО, ИОНиМК, ИэиУ). Среди опрашиваемых 87 % составил женский пол, и 13 % — мужской пол.

В вопросе «Физическая культура и занятия спортом должны быть обязательной частью жизни современного студента?» наиболее популярным ответом оказался вариант «Да» (43,5 %). На втором месте — «Скорее да, чем нет» (34,8 %).

Также опрос показал, что больше всего студентов побуждает заниматься физкультурно-спортивной деятельностью получение баллов для зачета по обязательной дисциплине (65,2 %), внешняя привлекательность (56,5 %) и комплексное укрепление здоровья (47,8 %). Самым непопулярным вариантом ответа оказался соревновательный мотив (0 %). Это позволяет сделать вывод, что все же у белгородских студентов преобладают внешние мотивы над внутренними.

Больше половины опрашиваемых (60,9 %) считает, что «Скорее да, чем нет» у современных студентов низкий уровень мотивации по отношению к регулярным занятиям спортом и поддержанию здорового образа жизни. Нет ни одного человека, который отрицал бы этот довод.

Половина из числа опрашиваемых (12 человек) занимается спортом 1–2 раза в неделю, семеро — меньше 1 раза в неделю, и только четверо — около 3–4 раз в неделю.

На вопрос «Посещаете ли вы тренажерный зал учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»?» 87 % студентов ответило «Нет», то есть 3 из 23 обучающихся в НИУ «БелГУ» выбирают предмет нашего исследования в качестве места для осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

Давайте проследим, какие факторы влияют на столь маленький процент вовлеченности студентов. Шкала вариантов ответов выглядит следующим образом:

— «Не хватает времени» — 65,2 %,

— «Неудобный режим посещения» — 30,4 %,

— «Меня это не интересует» — 21,7 %,

— «Дорогие услуги» — 17,4 %

— «Низкое качество тренажеров и инвентаря» — 8,7 %,

— «Боюсь общественного осуждения» — 8,7 %,

— «Не нравятся инструкторы» — 0 %.

Далее для того, чтобы проверить собственную гипотезу, мы задали более конкретные вопросы о проблеме неудобного расписания работы тренажерного зала для студентов НИУ «БелГУ». В этом вопросе подавляющее большинство респондентов согласилось с наличием проблемы (74 %). Также мы попросили студентов предложить собственный вариант комфортного и доступного режима посещения:

— В будние дни с 17:00 до 21:00 — 13 из 23 человек,

— В выходные дни с 12:00 до 20:00 — 5 из 23 человек.

Вывод

Подводя итог, можно сделать вывод, что большинство студентов НИУ «БелГУ» считают физкультурно-спортивную деятельность необходимой частью не только образовательного процесса, но и жизни в целом. Тем не менее уровень вовлеченности в физическую активность диктуется мотивами из вне в двух из трех случаев. Проанализировав теоретический материал и результаты эмпирического исследования, появляется возможность определить факторы, влияющие на низкую мотивированность студентов в этом вопросе: академическая загруженность, неудобный режим посещения тренажерного зала, отсутствие заинтересованности к данному виду физической активности и недостаток денежных средств. Если же углубиться в причинно следственную связь продемонстрированных результатов, то логичным кажется предположение об отсутствии навыка тайм-менеджмента и целостного представления о ценности физкультурно-спортивной деятельности на организм студента. Следовательно, в современной России еще не актуальна культура регулярных занятий физической культурой и спортом у каждого гражданина.

Литература:

  1. Бурухин, С. Ф. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза с использованием новых видов двигательной активности [Электронный ресурс] / С. Ф. Бурухин, Е. В. Кулагина // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 1. — С. 123–127. –URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25897793 (дата обращения: 22.12.2023).
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин // Серия «Мастера психологии»: Питер, 2002. — С. 507.
  3. Иргашева, И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде [Электронный ресурс] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149–154. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21732490 (дата обращения: 22.12.2023).
  4. Панина В. Д. Формирование мотивации у студентов к физическому самосовершенствованию [Электронный ресурс] / В. Д. Панина // Вестник науки. — 2022. — № 12(57). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-u-studentov-k-fizicheskomu-samosovershenstvovaniyu (дата обращения: 22.12.2023).
  5. Стародубцев М. П. Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов [Электронный ресурс] / Стародубцев М. П., Стародубцева О. М., Татаренцев В. Л. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 3 (121). — С. 239–245. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23264648 (дата обращения: 22.12.2023).
  6. Филимонова, Е. Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов [Электронный ресурс] / Е. Н. Филимонова, Е. И. Коробейникова // Наука-2020. — 2019. — № 6(31). — С. 6–14. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39198530 (дата обращения: 22.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-спортивная деятельность, студент, тренажерный зал, физическая культура, учебно-спортивный комплекс, физическая активность, занятие спортом, спорт, академическая загруженность, внешняя привлекательность.


Ключевые слова

мотив, внутренняя мотивация, физкультурно-спортивная деятельность, внешняя мотивация, студенты НИУ «БелГУ», тренажерный зал

Похожие статьи

Задать вопрос