Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Вербах, Л. С. Роль творчества в сфере обучения с применением искусственного интеллекта: вызовы и возможности / Л. С. Вербах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109574/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор исследует важность творческого мышления в контексте использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Также автор освещает вызовы и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовании.

Ключевые слова : искусственный интеллект, творческое мышление, образование, обучение.

В настоящее время система образования активно внедряет современные технологии в процесс обучения. Не стала исключение и технология искусственного интеллекта. Педагоги продумывают стратегии и способы применения данной технологии в обучении, а обучающиеся уже активно используют их для подготовки домашних заданий. Нейросеть способна дать ответ на любой вопрос, так как в неё заложены объёмные базы данных, а ученик, используя эту возможность, теряет способность к поиску информации, анализу текстов и выделению главных идей. Запретить данную технологию — означает отстать от других стран. Её нужно развивать, внедрять и применять в образовательной деятельности.

Искусственный интеллект привносит значительные изменения в процессы обучения и обеспечивает новые возможности для учеников и педагогов. Нейросети станут ассистентами педагогов и личными наставниками учеников. Все функции педагогов не планируют делегировать искусственному интеллекту. Генеративные сети и педагоги станут работать в симбиозе, дополняя друг друга. В связи с этим появляются вызовы:

  1. Технология ИИ должна быть доступна всем учащимся, независимо от их финансового положения или местоположения;
  2. В использовании нейросетей должны присутствовать этические нормы и прозрачность при использовании данных обучающихся, а так же ответственность за принятие решений в учебном процессе;
  3. Существует необходимо обучить педагогов эффективному использованию генеративных сетей в педагогической деятельности.

Под эффективным использованием сетей искусственного интеллекта понимается проявление творческого потенциала при внедрении их в образовательный процесс. Как утверждает И. Э. Мильгизин, «функция творчества, в том числе создания нового знания, остаётся базовой для человека не только в сравнении с животным миром, но и в отношении к умным информационным системам» [1, с. 64]. Этим утверждением автор даёт понять, что искусственный интеллект не способен проявлять творчество, и, кроме того, не может создать нового знания, на данный момент не существует такого креативного нейросетевого устройства. В своей статье А. М. Шестерина искусственный интеллект называет аппроксиматором, который трактует как «нечто, что стремится к подобию, к созданию подобия» [2, с. 278]. Таким образом, можно сделать вывод, что искусственный интеллект не обладает творческим потенциалом, а значит для его успешного внедрения в образовательную деятельность необходимо творческое мышление педагогов.

Творческое мышление позволяет находить оригинальные подходы к решению проблем, развивает критическое и аналитическое мышление учеников. Важно не подавлять, а поощрять желание учеников использовать технологии искусственного интеллекта, чтобы они использовали в обучении инновационные подходы. Заинтересованность учащихся позволяет им и самим активно учувствовать в развитии и применении нейросетей. Возможность развивать нейросети формирует у ребят командные навыки, так как эта работа коллектива, а не одного человека. Взаимодействуя и обмениваясь опытом использования генеративных технологий, учащиеся развивают коммуникативные навыки.

Искусственный интеллект, по мнению И.Б Елтуновой, создаёт возможности для «анализа взаимодействия учителя и обучающегося, формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося, оценки текущей успеваемости обучающихся, мониторинга образовательной деятельности как обучающихся, так и учителя» [3, с.151]. Творчество позволит расширить и значительно увеличить эти возможности.

Во-первых, творческий подход необходим для формулирования заданий ученикам. Их необходимо формулировать таким образом, чтобы результатом был продукт творческого мышления. Искусственный интеллект может помочь в выполнении этого задания, но как было сказано выше, он не создаст оригинального продукта, и способен решать задачу только при наличии запроса и необходимых условий. Именно благодаря такому подходу ученики проявят инициативу и смекалку для решения задания.

Во-вторых, благодаря творчеству педагог способен задать программный код для работы искусственного интеллекта. На примере любого учебного предмета педагог может создать базу заданий, изначально прописывая имеющиеся задания в базе нейросети, а позже попросить создать аналогичные задания. Или же, если педагог пропишет для заданий рейтинг сложности, то нейросеть сможет выдавать задания разной сложности, уменьшая или увеличивая её в зависимости от способностей ученика. Это уменьшит процент списывания и увеличит мотивацию учеников.

В-третьих, творчество в применении искусственного интеллекта может помочь в генерации новых идей, неожиданных решений. Возможности педагога могут не соответствовать его замыслам. ИИ по описанию создаст то, что не смог создать педагог. Так, А. М. Шестерина пишет, что «в изучении музыки могут быть использованы технологии синтеза мелодий» [2, с. 280].

Роль творчества в развитие искусственного интеллекта в контексте образования, по мнению И. Э. Мильгизина, может иметь два основных сценария: «регрессии естественной способности человека к креативности … или успешное наделение систем ИИ потенциалом к созданию новых, ранее не существующих элементов» [1, с. 69]. Перед образованием стоит задача не допустить активации первого сценария. А второй сценарий допустим, но при условии, что человек всё же не уступит в творческом потенциале «машине».

В заключение хотелось бы отметить, что творчество играет огромную роль в сфере обучения с применением искусственного интеллекта. Искусственный интеллект имеет большой потенциал во всех сферах жизни, и образование не должно стать исключением. Профессия педагога не исчезнет, так как именно педагоги станут активными разработчиками, креативными продюсерами искусственного интеллекта в образовании. Ученики уже сейчас являются активными пользователями чатов GPT и развивают у себя навыки программирования, чтобы улучшить качество жизни благодаря технологиям искусственного интеллекта, а это творческий процесс.

Литература:

  1. Мильгизин И. Э., Баева Л. В. К вопросу о креативности в нейросетях искусственного интеллекта // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2017. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kreativnosti-v-neyrosetyah-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Шестерина А. М. Потенциал использования технологий искусственного интеллекта в обучении креативным профессиям // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2023. № 1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-kreativnym-professiyam (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Елтунова И. Б., Нестеров А. С. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-algoritmov-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii (дата обращения: 21.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, творческое мышление, образовательная деятельность, педагог, творческий потенциал, GPT, возможность, задание, образовательный процесс, процесс обучения.


Похожие статьи

Задать вопрос