Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Шарипова, Е. Ю. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции / Е. Ю. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 338-339. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109539/ (дата обращения: 02.05.2024).



Правоприменение в целом и административное правоприменение в частности — это деятельность, которой государство уделяет особое внимание. Административное право непосредственно затрагивает законные права и интересы граждан и организаций, является инструментом управления самыми разными отраслями и сферами жизни общества. Актуальными являются проблемы, которые затрагивают реализацию положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в процессе осуществления деятельности судов общей юрисдикции. В результате исследования сформулированы предложения по совершенствованию механизмов, политики, порядка и процедур, позволяющих судам общей юрисдикции рассматривать и принимать решения о применении мер административного регулирования, а также преодолевать недостатки с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности по предупреждению административных правонарушений, а вместе с тем наилучшую защиту законных прав и интересов граждан.

Ключевые слова: административное судопроизводство, суды общей юрисдикции, меры процессуального принуждения, административное законодательство, принцип процессуальной экономии.

Административные правоотношения — это общественные отношения, возникающие в процессе государственного административного управления, которые регулируются административно-правовыми нормами между органами, организациями и физическими лицами, имеющими права и обязанности по отношению друг к другу в соответствии с положениями административного права.

В Российской Федерации сравнительно недавно был введен Кодекс административного судопроизводства (далее — КАС РФ) — в марте 2015 года [1]. На сегодняшний день происходит постоянное его дополнение в связи с возникающими проблемами в административном процессе.

Суды общей юрисдикции проверяют и собирают документы и доказательства для разрешения административных дел и осуществляют иные полномочия, предусмотренные административным законодательством. Выносит решения об отсрочке, освобождении, сокращении или временном приостановлении исполнения мер воздействия, применяемых судом, и осуществляет иные полномочия в установленном порядке. Обеспечивает единообразное применение закона в суде. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные КАС РФ [6, с. 1013].

В соответствии с положениями Конституции РФ, определяющими обязанности суда, суд обязан защищать справедливость, права человека, права граждан, государство, законные права и интересы организаций и граждан. В Конституции подчеркивается, что защита правосудия, прав человека и прав граждан является первоочередной задачей суда, за которой следует задача защиты интересов государства, страны, законных прав и интересов организаций. Суд должен быть местом, где каждый гражданин находит правду, правду; суд обязан защищать правосудие при нарушении прав и интересов отдельных лиц, учреждений и организаций; когда гражданин обращается в суд с просьбой урегулировать спор, суд несет ответственность за принятие решения без права отказа [2, с. 80].

Таким образом, судам общей юрисдикции отводится роль организатора судебного разбирательства, обязанного создавать условия для реализации сторонами предоставленных им прав, а также объективно и справедливо разрешать дела по существу. Исходя из принципа состязательности и равенства процессуальных прав сторон, порядок исследования и объем представляемых доказательств определяется самими сторонами.

Проблемным вопросом является реализация принципа процессуальной экономии в административном процессе. Данный принцип позволяет избежать процессуальной волокиты, превышения установленных КАС РФ сроков рассмотрения дел в суде, а также стимулирует стороны на стадии подготовки дела к судебному разбирательству собирать все необходимые доказательства в обоснование своей позиции [3, с. 114].

При рассмотрении проблем и направлений совершенствования механизма «процессуальной экономии» административного производства были выявлены следующие моменты: очевидно, что существуют определенные проблемы в толковании принципа «процессуальной экономии» и их исчисления в российском административном законодательстве. Однако они не являются неразрешимыми, многие нововведения требуют дальнейшего изучения и исследования с учетом национальных правовых традиций, а также прецедентного права судов общей юрисдикции.

На наш взгляд, объективно невозможно установить для таких различных категорий дел общий срок рассмотрения. Например, дела по искам прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании граждан пройти профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза возможно рассмотреть в предусмотренный КАС РФ срок, однако дела по искам об оспаривании условий содержания в учреждениях ФСИН России как правило требуют привлечения дополнительных участников дела, сбора обширной доказательственной базы, в частности истребование книг учета содержавшихся в учреждениях лиц, обозрение иных дел по аналогичным обстоятельствам, в результате чего производство по делу по объективным причинам может затянуться до полугода [5, с. 810].

Чрезмерная продолжительность срока в административном производстве является серьезной проблемой в большинстве государств. Это остается одним из наиболее частых нарушений. Концепция «процессуальной экономии» отражает оптимальный баланс между продолжительностью и качеством рассмотрение дела. Всестороннее и полное изучение судом обстоятельств дела с соблюдением процессуальных прав сторон всегда требовало много времени. Чтобы обеспечить вышеуказанный баланс, концепция «процессуальной экономии» основана на индивидуальном подходе к делу. Этот подход должен основываться на таких критериях, как:

— сложность дела,

— поведение сторон,

— действия рассматриваемого суда и других государственных органов, участвующих в процессе,

— важность дела для истца.

КАС РФ устанавливает задачи по предоставлению информации, документов и доказательств и взаимодействию с процессуальными органами при разрешении и рассмотрении административных дел организаций и лиц, связанных с ними лиц, а также содержит положения об ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации, документы и доказательства [4, с. 65].

Но фактическое выполнение этих правил не было очень эффективным, что влияет на ход и качество сбора информации, документов и доказательств; на результаты доказательства; невыполнение требований по повышению качества судопроизводства в административном судопроизводстве. Это одна из причин, по которой многие судебные решения отменяются или исправляются, многие дела приходится рассматривать много раз на протяжении многих лет. Этот вопрос требует внимательного рассмотрения и требует внесения поправок.

Россия стремится построить цифровую экономику, требования по применению информационных технологий в административном судопроизводстве уже существуют и актуальны, требуют всестороннего изучения для внесения изменений и дополнений в административное судопроизводство. В котором решаются вопросы ведения судопроизводства по электронной почте (получение, обработка, хранение данных об исковом заявлении, ходатайствах) и судебного разбирательства в режиме онлайн.

Соответственно, необходимо тщательное изучение данных вопросов для внесения изменений в действующие нормы административного процессуального законодательства и добавления новых для лучшего обслуживания административного процесса в условиях цифровой экономики, удовлетворения требований интеграции и развития страны.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на современном этапе развития необходимо совершенствование процессов административного судопроизводства в судах общей юрисдикции посредством внесения изменений в КАС РФ.

Литература:

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. — 09.03.2015. — № 10. — ст. 1391.
  2. Белозерцева Д. Н. Актуальные проблемы применения Кодекса административного судопроизводства РФ судами общей юрисдикции и пути их решения// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5–1 (80). — с.80–82.
  3. Гришковец А. А. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях — не правосудие // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. — с.113–115.
  4. Керамова С. Н. Административное судопроизводство в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. № 3. — с.64–66.
  5. Олимпиев А. Ю. О проблемах регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации// Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. — с.809–811.
  6. Опалев Р. О. К вопросу о праве на судебную защиту в административном и арбитражном судопроизводстве// Право и государство: теория и практика. 2021. № 5 (197). — с.1013–1014.
Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, общая юрисдикция, суд, РФ, административный процесс, внесение изменений, судебное разбирательство, административное законодательство, процессуальная экономия, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос