Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.01.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Сафина, И. М. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста / И. М. Сафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109313/ (дата обращения: 02.05.2024).



Игра, являясь видом человеческой деятельности, имеет многофункциональный характер, что проявляется в междисциплинарном её изучении специалистами разных сфер науки: педагоги, психологи, философы, биологи и социологии. Поэтому игру следует считать особым типом человеческой деятельности.

Ключевые слова: игровая деятельность, ранний детский возраст, личность, игрушки, детский сад, развитие.

Ранний возраст считается важным периодом жизни человека, в котором осуществляется формирование основ личности и способностей, определяющих дальнейшее личностное развитие человека. В частичности, это касается таких качеств личности, как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, позитивное восприятие и отношение к людям, творческие задатки, общая жизненная активность и другие важные для социальной адаптации аспекты личности. При этом личностное развитие осуществляется под влияние двух факторов: внутренний фактор, представленный созревание соответствующих функциональных систем головного мозга, как материального субстрата психики; внешний фактор, представленный социальной стимуляцией развития психических функций, реализацию которого обеспечивает ближайшее окружение ребёнка.

С первых лет жизни можно проследить основную закономерность формирования ведущих навыков, этот процесс осуществляется в быстром темпе. Это необходимо для того, чтобы максимально быстро подготовить ребёнка к адаптации в мире, ускорив его дальнейшее психическое развитие.

Данная закономерность проявляется в отношении физического и нервно-психического развития.

Прежде чем перейти к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». Русский писатель, лексикограф, этнограф В. Даль (1801–1872) дает наиболее подробные понятия «игра», «игра» в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра... это то, во что они играют и во что они играют: развлечение, установленное правилами, и вещи, которые служат для этого». У него также есть здесь: «Играть, играть... шутить, забавляться, веселиться, веселиться, проводить время весело, делать что-то для развлечения, от скуки, безделья» [1].

В детском возрасте игра является деятельностью, в которой отражаются многие аспекты их личности, в особенности поведенческие качества и их мировоззрение. Все дети отличаются игривостью и несерьёзностью, поэтому игровой деятельностью они занимаются практически постоянно. В раннем детском возрасте игровая деятельность является ведущей. Поэтому игра возникает по инициативе ребёнка, и он может её заниматься в течение всего времени своего досуга. Реализация этой деятельности способствует получению позитивных эмоций и расширению предметных знаний и умений.

Поэтому многие психологи считают, что в процессе предметной игры осуществляется познавательное развитие ребёнка [6].

В детском саду игры у детей раннего возраста приобретают особую важность. Поступая в детский сад, ребёнок оказывается в коллективе сверстников, находясь в полноценном игровом пространстве. Это пространство создано через наглядные средства, а именно игровые и детские плакаты, изображения на стенах комнат детских садов, и многочисленные игрушки, имеющие различное образное значение: от кукол и вымышленных персонажей до уменьшенных образных моделей реальных предметов и явлений. Все это позитивно влияет на игровое настроение ребёнка. Если в домашних условиях, кроме родителей, может не быть других партнёров по игре, то в детском саду есть все условия.

Однако в раннем детском возрасте дети не особенно интересуются коллективной игрой, им больше нравится играть с игрушкой самостоятельно.

Поэтому они часто выбирают для себя наиболее привлекательные игрушки и начинают с ними играть. Как правило, предпочтения у каждого ребёнка индивидуальные и имеют гендерную обусловленность. К примеру, мальчики выбирают машинки, солдатики и другие мужские игрушки, а девочки отдают предпочтение куклам. В этом смысле игра также может иметь отличия. Если у мальчиков часто отмечается наличие соревновательного мотива, то у девочек, как правило, эти мотивы менее актуальны, они больше всего стараются, играя куклами, имитировать различные элементы социального опыта. У мальчиков акцент делается на предметное манипулирование, т. е. чаще пытаются разобрать игрушку, познать её предметные свойства, и тем самым у них часто расширяется перечень действий с игрушкой.

Находясь в детском саду, дети много играют. По сути, игра считается основным видом деятельности для детей раннего и младшего дошкольного возраста. При этом игры могут быть как произвольные, так и специальные, которые организованы воспитателями.

Произвольные игры — это игры, выбранные ребёнком самостоятельно, в которые он может играть либо один, либо с партнёром. Такие игры не требуют какой-либо организации, в них ребёнок может играть, как с игрушкой, так и без неё, полагаясь на своё воображение. К примеру, часто дети могут играть с какими-то неигровыми предметами, представляя у них игровые свойства. Суть игры также определяется воображением ребёнка. Это может быть простая игра, где ребёнок просто манипулирует предметом, либо более сложная игра, в которой у игрушки может быть имя, черты характера, а в самой игре присутствует сюжет, имеющий несколько последовательных этапов.

В индивидуальной игре ребёнок играет с игрушкой. При этом игрушка может иметь субъективные характеристики: имя, характер и др. Также ребёнком могут быть продуманы воображаемые условия, в которых игрушка воспринимается как главное действующее лицо. А также может быть разработан сюжет. Действия могут быть простыми, а могут быть сложными, комбинированными. Может быть два варианта такой игры:

1) полная концентрация ребёнка на игровом процессе, поэтому ему не интересно мнение об игре со стороны взрослого или сверстников;

2) демонстративная игра, в которой ребёнку важен не сколько игровой процесс, сколько оценка взрослых или сверстников. Если ребёнок хочет играть самостоятельно, то не следует ему мешать, в тех ситуациях, когда его игра носит демонстративный характер, взрослый может оценить игровой процесс.

Несмотря на то, что дети часто предпочитают одиночную игру, этот момент может иметь более сложное практическое выражение в коллективных условиях детского сада. Даже двухлетние или трёхлетние дети склоны к партнёрским отношениям. Они могут образовывать либо игровые пары, между участниками которых имеется некоторая психологическая привязанность, как правило бессознательная, либо игровые группы, состоящие из 3 и более человек. При этом группы встречаются реже, чем пары.

Они часто образованы по гендерному признаку, т. е. мальчики играют с мальчиками, а девочки с девочками, соответственно у них различается характер игр. Мальчики играют с машинками, устраивая гонки, а девочки с куклами, создавая имитацию семьи.

Специально организованные игры создаются воспитателями, где они, используя имеющиеся в детском саду игрушки, могут придумывать различные необычные условия для игр. Например, часто проводится игра «одень игрушку», в которой ребёнок должен подобрать правильную одежду, учитывая предметные и социальные особенности игрушки. Также оригинальным подходом является проведение упражнений, направленных на создание собственной игрушки, которые, кроме игрового характера, способны стимулировать творческие способности детей.

Обычно в детских садах воспитатели стараются дополнить любую деятельность, например, трудовую, игровыми или творческими элементами, чтобы стимулировать активность ребёнка. Это проявляется в том, что выполнение трудовой задачи осуществляется в форме игры. А выполнение тех или иных действий, к примеру мытьё рук, приём пищи дополняется различными ритмическими фразами по типу стихов, потешек и др.

В связи с недоразвитием у детей раннего возраста произвольности в поведении отмечается наибольший потенциал использования дидактических игр. По сути, они считаются основным методом обучения детей. Этот метод позволяет стимулировать активность детей, которые, думая, что они играют, непроизвольно, выполняя игровые действия, усваивают определённые знания.

Поэтому воспитатели часто применяют дидактические игры, имеющие познавательное значение [3].

Для проведения игр в детском саду необходимо правильно выбрать время и место. Как правило, воспитатели, учитывая эти моменты, стараются подобрать наиболее подходящее содержание игр. Например, утром проводятся «утренние игры», связанные с приходом детей в детский сад, а именно переход ребёнка из семьи в условия детского коллектива под руководством взрослых. Рекомендуется использовать игры-беседы, чтобы дети, придя в детский сад, в игровой атмосфере смогли поделиться своими мыслями, обсудить что-то с друг другом, особенно если это связано с обсуждением впечатлений о вчерашнем дне. Во время такой игры воспитатель также может дать напутственное слово детям, рассказав им о примерном содержании сегодняшнего дня, сделав акцент на наиболее интересных действиях, тем самым формируя у них позитивное восприятие дня.

После завтрака игры продолжаются ещё 10–15 минут до занятий. В это время рекомендуется подбирать короткие и несильно увлекательные игры, которые должны быть интересными для детей, но сбивать их познавательный настрой. Например, рекомендуется проводить какие-нибудь лёгкие познавательные игры, связанные с темой сегодняшнего занятия, усиливающие познавательную мотивацию детей. В результате дети, заинтересованные до занятия, будут меньше отвлекаться во время него [2].

Максимально эффективное использование игры в качестве формы организации времяпровождения в детском саду может быть возможно при условии соблюдения воспитателем следующих обязанностей:

— рекомендуется осуществлять чередование употребления пищи детьми в группе (с учетом различных ситуаций в течение дня). При этом воспитатель, помогая детям в процессе еды, может наблюдать за отдельными детьми, а затем осуществлять контроль за играющими детьми;

— при подготовке к занятиям необходимо расставить столы и стулья, раскладывать дидактические средства таким образом, чтобы увлечь детей, сделав это интересным. Пока осуществляется подготовка к занятиям воспитатель может контролировать процесс игры детей, фиксируя случаи проявления активности и предпочтения детей в выборе игрушек. А также стимулировать как индивидуальную игру, и помогать ребёнку в поиске партнёров для парной или групповой игры.

— в выполнении рутинных моментов − попеременное выполнение культурно-гигиенических навыков, одевание детей на прогулку, занятия и т. д. [4].

Воспитатели понимают, что от игры зависит психическое развитие, поэтому стараются организовать эту деятельность в правильном направлении, учитывая индивидуально-личностные особенности ребёнка. При этом при организации занятий проводится достаточно дидактических игр, способствующих более увлекательному изучению окружающего мира. Здесь игровая деятельность сочетается с наглядными средствами, способствующими расширению кругозора и пополнению памяти новыми образами природы, животных и людей. Рядом с местом проведения занятий всегда находятся игрушки, расположенные таким образом, чтобы создать определённый сюжета. При этом воспитатель поощряют перенос ребёнком игровых действий с одних игрушек на другие, чем самым расширяя его предметные представления. В результате такой развивающей работы к концу третье года у детей появляется способность самостоятельно отображать действия заинтересовавшего его взрослого, объединяя их в простой сюжет и беря на себя соответствующую роль [7].

Таким образом, в детском саду игра является основным способом психического развития детей. Воспитатели, понимания это, стараются организовать игру правильно. Они могут как выполнять косвенную роль, позволяя детям играть самостоятельно, наблюдая за ними без вмешательства в процесс, так выполнять роль непосредственного организатора игры, управляя её процессом, стимулируя ребёнка к выбору определённых игрушек и игровых действий.

Итак, подводя итоги, необходимо констатировать следующее. Ранний детский возраст охватывает период жизни ребёнка от 1 до 3 лет. В этом периоде начинается ранний этап социальной адаптации, что проявляется в том, что ребёнок, копируя поведенческие особенности взрослых, перенося их на своё поведение и деятельность. С позиции поведения отмечается появление самостоятельности и независимости от взрослого.

Наиболее ярко это проявляется по мере кризиса 3 лет, где самостоятельность усиливается до упрямства, строптивости, негативизма, своеволия и др. Если говорить о деятельности, то ведущей принято считать игровую деятельность с предметами. Сначала, с 1 до 2 лет, ребёнок оттачивает умения манипулировать предметам, затем с 2–3 лет все полученные представления и умения переносятся в игру, тем самым обогащая перечень игровых действий. Кроме этого, в этом возрасте развиваются многие психические процессы: от речевой деятельности до познавательных процессов.

Несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью всего детского возраста, в разные периоды детства меняется характер игры. В раннем детском возрасте игра является процессуальной, основанной на манипулировании игрушками, в которых реализуются как особенности воображения ребёнка, так и его социальный опыт. Реализация в игре социального опыта проявляется в копировании действий с предметами у взрослых. Такие игры способствуют не только познавательному развитию, но и первичному осмыслению социального опыта. Особую роль в таких играх имеет взрослый. Для ребёнка раннего детского возраста, несмотря на его стремление к самостоятельности, взрослый является предметом сильной привязанности и носителем социальной опыта, поэтому прямое или косвенное участие взрослого в игре вызывает интерес у ребёнка.

Литература:

  1. Белинова Н. В., Вершинина А. Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста //Проблемы современного педагогического образования. 2019. №. 65–4. С. 31–35.
  2. Вологдина И. В. Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста //Мир образования-образование в мире. 2019. №. 3. С. 92.
    Глазкова М. В. Развитие предметно-игровой деятельности у детей раннего возраста //Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование». 2020. С. 46.
  3. Голубь И. Б., Гордиенко Н. А. Специфика игровой деятельности детей 2–3 лет //Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №. 10–2 (100).
  4. Гурома В. А. Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей и условия её формирования //Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. 2021. С. 268–272
  5. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2–7 лет: методическое пособие для воспитателей. М., 2021.
  6. Соболева С. Г. К постановке проблемы формирования игровых умений у детей раннего возраста в процессе сюжетно-отобразительной игры //Известия института педагогики и психологии образования. 2020. №. 2. С. 68- 73.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, ребенок, ранний детский возраст, игровая деятельность, игрушка, воспитатель, социальный опыт, действие, игровой процесс.


Ключевые слова

развитие, личность, детский сад, игровая деятельность, игрушки, ранний детский возраст

Похожие статьи

Задать вопрос