Система нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Ашралов, Ф. Р. Система нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов / Ф. Р. Ашралов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109607/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье автором рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан апатридов. Автор показывает иерархию НПА, а также рассматривает основные НПА с точки зрения регулирования въезда и выезда с территории РФ.

Законодательное регулирование въезда на территорию РФ и выезда с ее территории иностранных граждан и апатридов происходит на основании принятых нормативно-правовых актов, которые выполняют контролирующую функцию в указанной сфере административных отношений. Такие нормативно-правовые акты складываются в особую систему, которая направляет свое действие на контроль за передвижениями иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашего государства.

Основным законом, который носит главенствующую роль в нашей стране, является Конституция Российской Федерации [1]. Она обладает высшей юридической силой, и всё законодательство нашего государства строится именно на ее положениях. Согласно тексту части 3 статьи 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Нормативно-правовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также законности их нахождения, въезда и выезда с территории нашего государства, определяется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3], Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [4], Постановления Правительства «О миграционной карте» [6] а также совокупностью международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация (например, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» [7], «Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств» [8], «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» [9] и др.)

Если рассмотреть мнение Марченко М. Н., то указанные выше нормативные акты: «действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых ими лиц. Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, так как с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм» [14].

Согласно законодательству нашего государства правовые акты можно разделить на нормативные и ненормативные. Однако, в законодательстве нет четкого закрепленного определения, что такое нормативные и ненормативный акты. Но, благодаря анализу автором нормативно-правовых актов, определение понятия «нормативный правовой акт» найдено в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 года № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ», а также в Приказе Минюста от 04 мая 2007 года № 88 [11]. Согласно тексту указанных документов под «нормативным правовым актом» понимается: «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Однако, Конституционный Суд указывает на то, что нет официального законодательного закрепления понятия «нормативный правовой акт».

Понятие ненормативного правового акта было найдено в Определении Высшего арбитражного Суда Рос. Федерации от 09 июня 2007 г. № 5992/07. В данном документе указано, что ненормативный правовой акт: «это юридически властное волеизъявление государственного или иного органа, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него возникновение, изменение, или прекращение прав и обязанностей, рассчитанное на однократное применение» [12].

Нормативные правовые акты можно подразделить на законы и подзаконные акты.

Согласно мнению Горлачева Р. Ю.: «иерархия нормативных правовых актов представляет собой правовое положение всех действующих в РФ видов нормативных правовых актов по их юридической силе друг к другу, где Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой» [13].

Согласно иерархии законодательства, после Конституции РФ идут Федеральные конституционные законы, затем просто Федеральные законы. Далее свое место занимают подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации. К таким актам можно отнести указы и распоряжение президента нашего государства, постановления и распоряжения правительства РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов РФ [16]. Затем идут подзаконные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Такие правовые акты делятся на ведомственные и межведомственные. Ведомственные акты — это такие акты, которые издаются конкретным органом исполнительной власти, а к межведомственным относятся такие акты, которые созданы сразу несколькими органами [15].

Чамаров В. Б. считает, что: «ведомственные акты — это регуляторы, регламентирующие внутренние установления соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющие обязательный характер исключительно для лиц, состоящих в трудовых, служебных или иных договорных правоотношениях с указанным органом» [17].

В, указанном ранее, указе Минюста под межведомственными актами понимаются: «правовые акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт» [11].

Отрасль административного право отвечает за регулирование режима въезда и выезда в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. По мнению Юркиной О. А.: «В данном режиме проявляются такие черты административно-правовых отношений, как, сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком и методом правового воздействия — управлением, основанным на юридическом неравенстве сторон» [18].

Также, данный режим отвечает за обеспечение безопасности и охраны общественного порядка в государстве, что также позволяет нам отнести режим въезда и выезда из РФ к административно-правовому регулированию.

Регулирование въезда и выезда с территории государства позволяет силовым структурам быстро и практически без потерь обеспечивать в государстве безопасность. Это является мощным инструментом, так как благодаря регулировке въезда-выезда можно предотвратить множество страшных преступлений на территории нашего государства. К таким преступлениям можно отнести преступления террористического характера, незаконный ввоз на территорию РФ наркотических средств, незаконный ввоз на территорию РФ оружия и боеприпасов и другие.

Административно-правовое регулирование въезда в российскую федерацию и выезда из российской федерации иностранных лиц и апатридов представляет собой очень сложную и серьезную структуру. Данная структура не только осуществляет регулирование въезда и выезда, но также имеет в своих полномочиях и привлечение к ответственности за совершение нарушения въезда-выезда, помимо этого отвечает за защиту прав и законных интересов личности, общества и государства.

Те ограничения, которые наложены на иностранных граждан и лица без гражданства при въезде в РФ или выезде из РФ основываются, прежде всего, на положениях Конституции нашего государства. В пункте 3 статьи 55 Конституции РФ четко прописано, что: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].

Одним из основных законодательных актов нашего государства, регулирующих въезд в РФ и выезд с территории нашего государства является Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [4]. Указанный нормативно-правовой акт отвечает за вопросы, касающиеся порядка оформления и выдачи документов иностранным гражданам и апатридам для того, чтобы осуществить въезд на территорию нашего государства, также отвечает за вопросы проезда указанных граждан через территорию нашей страны и так далее. Данный законодательный акт позволяет не попустить незаконный въезд в нашу страну.

Многие органы власти занимаются вопросами миграции на территории нашего государства. Сюда можно отнести и МИД России, МВД России, пограничные органы, органы ФСБ и другие.

Пограничные органы ФСБ России, осуществляя пограничный контроль, реализуют большой комплекс мер административного воздействия в соответствии с законодательством о Государственной границе России, основу которого, помимо Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», составляет также Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» [5].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что регулированием въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ занимается большое количество нормативных правовых актов различного уровня. Эти акты составляют между собой сложную структуру, построенную на иерархии и выстроенной системе подчинения. У каждого акта существует свое строго регламентированное место в этой иерархии.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Рос. газ. — 2002. — 31 июля
  3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Рос. газ. — 2006. — 20 июля.
  4. Федеральный закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Рос. газ. — 1996. — 22 авг.
  5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4186.
  6. Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 (ред. от 07.12.2020) «О миграционной карте»
  7. О защите прав человека и основных свобод: конвенция от 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
  8. О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств: конвенция от 14.11.2008 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=F65F7C5A47A47D658CD4C616BB6FCF8A&base=INT&n=44485&stat=srcfld %3D134 %26src %3D100004 %26fld %3D134 %26code %3D10881 %26page %3Dtext %26p %3D15 %26base %3DEXP %26doc %3D552900#jPh9UjSEnXdcJVPQ1.
  9. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. — 2010. — № 4. — С. 17–67.
  10. Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 49, ст. 5506
  11. Приказ Минюста России от 04 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Рос. газ. — 2007. — 24 мая.
  12. Определение Высшего арбитражного Суда Рос. Федерации от 09 июня 2007 г. № 5992/07 по делу № А13–2201/2006–13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 19 декабря 2023 г.).
  13. Горлачев Р. Ю. Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 8. — С. 39–43
  14. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М., 2008. — 768 с.
  15. Морозов Ю. В. Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-normativnyh-pravovyh-aktov-reguliruyuschih-administrativno-pravovye-rezhimy-v-otnoshenii-inostrannyh-grazhdan-i-lits-bez (дата обращения: 18.12.2023).
  16. Рыжакова Ю. Н., Левин П. Н. Законодательство, регулирующее административно-правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-reguliruyuschee-administrativno-pravovoe-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.12.2023).
  17. Чамаров В. Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества // Административное право и процесс. — 2015. — № 1. — С. 55–62
  18. Юркина, О. А. Государственное регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты / О. А. Юркина // NovaUm.Ru. — 2021. — № 31. — С. 122–124. — EDN NTZZXP.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, акт, Российская Федерация, исполнительная власть, территория РФ, выезд, государство, Конституция РФ, гражданин, регулирование въезда.


Похожие статьи

Задать вопрос