Применение метода объемов для определения вертикального перемещения грунта на бровке шпунтового ограждения котлована | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Файзулхакова, А. Р. Применение метода объемов для определения вертикального перемещения грунта на бровке шпунтового ограждения котлована / А. Р. Файзулхакова, А. В. Индейкин, Д. П. Трофимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109564/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассмотрено применение известного из стереометрии метода объемов для решения практической задачи строительного проектирования — определения вертикального перемещения грунта, находящегося на бровке шпунтового ограждения котлована.

Ключевые слова: котлован, ограждение котлована, гибкая подпорная стена, шпунтовое ограждение, стереометрия, метод объемов.

This article discusses the use of the volume method, known from stereometry, to solve a practical problem in construction design — determining the vertical movement of soil located on the edge of the sheet piling of a pit.

Keywords: pit, pit fencing, flexible retaining wall, sheet piling, stereometry, volume method.

Рассматривается задача по проектированию котлована для устройства подземного резервуара. При этом, в зоне выполнения земляных работ расположена действующая железнодорожная линия. С целью сохранения железнодорожного пути, и возможности его использования в ходе строительных работ, ограждение ближней к пути стенки котлована было запроектировано в виде гибкой подпорной стенки из шпунта Ларсена (далее по тексту — шпунтовое ограждение). Основные параметры ограждения приведены на рис. 1 и рис. 2.

Схема котлована и шпунтового ограждения (М1, М2 — марки геотехнического мониторинга)

Рис. 1. Схема котлована и шпунтового ограждения (М1, М2 — марки геотехнического мониторинга)

Сечение по котловану и шпунтовому ограждению

Рис. 2. Сечение по котловану и шпунтовому ограждению

Положение шпунтового ограждения в плане принято по указаниям [5, п. 6.23] и обеспечивает сохранность балластного слоя железнодорожного пути на весь период строительства. В соответствии с указаниями [2–5] был произведен сбор нагрузок, действующих на шпунтовое ограждение, и выполнен его расчет. По результатам расчета было определено сечение шпунта (тип Л5-У) и величина его заделки в грунт (см. рис. 2).

В ходе дальнейшего расчета было необходимо определить вертикальную деформацию земляного полотна пути и сравнить её с предельно допустимым значением. Из анализа требований [1, табл. 3], для рассматриваемого пути величина предельно деформации составила 3 мм.

При этом, нормативные и справочные документы по проектированию подпорных стен рассматривают и ограничивают лишь горизонтальное перемещение верха подпорных стен (например [5, п. 6.23]), но не рассматривают вертикальные деформации грунта в зоне бровки.

Точная оценка вертикальных деформаций грунта в зоне бровки подпорных стен требует геотехнического расчета. При этом, предварительную оценку деформаций можно провести, рассмотрев решение стереометрической задачи с помощью метода объемов [6, 7].

Для решения задачи, задаемся следующим условием: объем грунта, получающий горизонтальное перемещение от прогиба ограждения (получено из расчета шпунта и составляет 4мм), равен объему грунта, получающему при этом вертикальное перемещение (рис. 3).

Схема к определению вертикальных деформаций грунта в зоне бровки шпунтового ограждения (6720мм — ширина участка от грани шпунта до крайней точки балластного слоя; 9660мм — длина шпунта)

Рис. 3. Схема к определению вертикальных деформаций грунта в зоне бровки шпунтового ограждения (6720мм — ширина участка от грани шпунта до крайней точки балластного слоя; 9660мм — длина шпунта)

На основе рис. 3 составляется пропорция равных объемов параллелепипеда и призмы, из которой следует, что размер «x» (вертикальное перемещение балластного слоя вместе с ж/д полотном) при горизонтальном перемещении верха ограждения 4 мм составит 2,9 мм (при предельной — 3,0мм).

Таким образом, примененный метод объемов позволил без применения программ геотехнического расчета предварительно определить порядок величины вертикального перемещения (деформации) грунта в зоне бровки шпунтового ограждения.

Литература:

1. СП 238.1326000.2015. Железнодорожный путь. М.: Минтранс России, 2015.

2. СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия Актуализированная редакция СНиП 2.01.07–85*

3. СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03–85

4. СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

5. Справочное пособие к СНиП 2.09.03–85 «Проектирование подпорных стен и стен подвалов» / ЦНИИпромзданий — М.: Стройиздат, 1990

6. Готман, Э. Г. Стереометрические задачи и методы их решения / Э. Г. Готман. — М.: МЦНМО, 2006. — 160 c.: ISBN: 5–94057–263–4

7. Любимова, В. В. Метод объёмов как удобный способ решения стереометрических задач / В. В. Любимова // Математика в школе. — 2019. — № 3. — С. 27–35. — EDN ZKHLDQ.

Основные термины (генерируются автоматически): шпунтовое ограждение, зона бровки, вертикальная деформация грунта, вертикальное перемещение, геотехнический расчет, железнодорожный путь.


Ключевые слова

котлован, стереометрия, ограждение котлована, шпунтовое ограждение, гибкая подпорная стена, метод объемов

Похожие статьи

Задать вопрос