Анализ системы подготовки кадров студенческого самоуправления в выстроенной системе неформального образования НИУ МИЭТ через призму TQM и PDCA | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Турсунова, Э. Э. Анализ системы подготовки кадров студенческого самоуправления в выстроенной системе неформального образования НИУ МИЭТ через призму TQM и PDCA / Э. Э. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 179-184. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109561/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует существующую систему подготовки кадров в студенческом самоуправлении, реализацию принципов системы менеджмента качества.

Ключевые слова: НФО, неформальное образование, TQM, PDCA, студенческое самоуправление.

В 21 веке неформальное образование становится более интересным и актуальным для молодежи. Оно помогает получить недостающие профессиональные навыки и развить личностные компетенции. При этом участник проекта в таких форматах НФО как мастер-класс и тренинг обучается на основе полученного опыта во время проведения обучающего блока. Кроме того, этот вид обучения становится более популярным, так как создается все больше новых различных площадок для проведения образовательного процесса, а также людей привлекает его общедоступность.

Неформальное образование является наиболее гибким и многоаспектным звеном системы образования. Очевидным преимуществом такого образования является то, что оно способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, иногда даже не связанных с их профессиональным ростом, а также то, что оно направлено на стимулирование самообразования и саморазвития человека, независимо от его пола, возраста, образования, профессии, места жительства, но обязательно с учетом егообразовательных потребностей и интересов.

Неформальное образование в наши дни подразумевает под собой любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В работе сделан упор непосредственно на неформальном образовании студентов, однако стоит помнить, что существует еще большое количество образовательных проектов в сфере неформального образования в бизнесе, школе, дошкольной подготовке и социальных организациях.

Потребность в таком виде образования достаточно быстро растет, так как молодежь испытывает потребность в овладении soft и hard skills, которые они не всегда могут получить во время учебы в школе, вузе и т. д., в связи с тем, что образовательный процесс построен на образовательных стандартах. Так появилось множество платформ для развития, например, форум молодых лидеров «YouLead», форум молодежных инициатив «PROрешения», всероссийский форум «BreakPoint» и т. д. Кроме того, существуют такие объединения как Российский союз молодежи, Ассоциация тренеров России, Московский региональный тренинговый центр АТ РСМ. Также в МИЭТе существует Тренерское сообщество МИЭТ, которое реализует различные образовательные проекты в рамках вуза, например, День тренингов.

Современная интерпретация содержания неформального образования может найти свою реализацию в условиях деятельности молодежных общественных объединений. Их успешная работа, в конечном итоге будет способствовать:

— формированию и утверждению позитивной, активной гражданской позиции;

— своевременной и безболезненной интеграции и социализации молодежи в современном обществе на протяжении всей жизни;

— увеличению значимости образования, повышение общей и профессиональной компетентности;

— увеличению новых знаний и умений и их востребованности, формированию стабильной мотивации к обучению в течении всей жизни;

— реализации усилий по формированию у обучающихся устойчивых жизненных целей во время обучения и по окончании образовательных учреждений;

— наиболее эффективному применению полученных теоретических и практических знаний для формирования умений и навыков;

— созданию условий для целостного совершенствования процессов профориентации и самоопределения молодежи.

«Реализуемые в настоящее время программы неформального образования участников и представителей детских и молодежных общественных объединений осуществляется в непосредственной взаимосвязи с государственными стандартами современной образовательной практики. Они всецело обогащают и улучшают качество получаемого образования благодаря широкому вовлечению подростков и молодежи в мероприятия по оказанию различной помощи своему образовательному учреждению и всему местному сообществу. Неформальное образование участников общественных объединений носит постоянный и систематический характер. Такое постоянное непосредственное обучение подростков и молодежи в рамках деятельности общественных объединений включает в себя развитие базовых ценностей общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим идеалам, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Программы детских и молодежных общественных объединений способны воспитывать у их участников социально значимые качества, усиливать академические курсы обучения или образовательные компоненты проектов помощи местному сообществу и обеспечивают подросткам и молодежи возможность систематизированного и организованного осуществления общественно полезной деятельности».

В НИУ МИЭТ за долгие годы была выстроена система неформального обучения, которая в первую очередь направлена на подготовку кадров студенческого самоуправления. Каждый год через данную систему проходит около 300 студентов от первого до четвертого курса бакалавриата и специалитета. Кроме того, в данной системе есть вариативные блоки, которые дополняют компетенции студентов.

Свой путь в системе НФО МИЭТ студент начинает на первом курсе второго семестра, когда подает заявку в Школу актива. Целью Школы является подготовка кадров для дальнейшей деятельности в СтС МИЭТ, а также содействие воспитательной работе в рамках внеучебной деятельности. Задачами проведения являются приобретение участниками знаний, умений и опыта в рамках надпрофессиональных компетенций, создание участниками базы «полезных» знакомств внутри вуза, знание участниками деятельности СтС МИЭТ и его структурных единиц, получение участниками прикладного опыта работы в структурных единицах СтС МИЭТ, противодействие экстремизму, терроризму и наркомании в студенческой среде МИЭТ. Школа состоит из двух блоков. Первый блок включает интерактивные занятия (лекции, тренинги, мастер-классы), деловые игры, самостоятельную работу. Школа заканчивается проектным выездом, который также является частью образовательной программы Школы актива.

Следующим шагом студента в НФО МИЭТа является Школа кураторов, которая включает в себе два тренинга весной, летний интенсив и выездное мероприятие. Здесь происходит проектирование программы от результата, а результат — это подготовленный куратор, готовый адаптировать, мотивировать, социализировать будущих первокурсников.

После Школы кураторов студент в декабре может пройти обучение в Школе руководителей. Целью образовательного проекта является содействие воспитательной работе с обучающимися в рамках образовательного процесса и подготовка управленческих кадров для дальнейшей их работы в органах студенческого самоуправления. После прохождения участники Школы знают структуру и органы управления МИЭТ, правовые основы деятельности ОССУ (органы студенческого самоуправления), цели и задачи ОССУ МИЭТ, виды внутренней документации МИЭТ, составляющие корпоративной культуры, способы мотивации участников команды, признаки эмоционального выгорания, составляющие элементы личного бренда как руководителя. Во время Школы участники разрабатываю конкретный план модернизации и развития ОССУ, карту одного из существующих проектов ССУ, индивидуальную траекторию личностного роста.

Школа руководителей не является последним образовательным мероприятием, завершающим мероприятием цикла в системе НФО МИЭТ является Школа тренеров. Это одно из самых ожидаемых и самых конкурентных проектов, его часто называют «школой жизни», потому что в течение 2,5 месяцев 12 студентов по сути приобретают новую профессию. Они обучаются, как обучать людей через систему педагогического дизайна (instructional design): таксонимия Бенджанамина Блума, мотивация самонаправленного обучения, система мотивации Джона Келлера (ARCS-V), обучения через опыт (Цикл Дэвида Колба).

Но кроме вышеописанных проектов, существуют вариативные школы, которые также входят в систему НФО МИЭТ по подготовке кадров: Институт старост, Школа волонтеров, Школа вожатых, Школа профсоюзного актива и т. д.

На Рис. 1 представлен путь студента в студенческом сообществе, большую роль в нем играю вышеназванные проекты.

Путь студента в студенческом сообществе

Рис. 1. Путь студента в студенческом сообществе

Организацию студенческих школ курирует отдел воспитательной и внеучебной работы. Система подготовки кадров в рамках неформального образования выстроена по принципу от более общего (Школа актива) до специфического (Школа тренеров) и углубленного (Школа руководителей) и комплексно готовит кадров студенческого самоуправления. Специфика системы — цикл повторяется раз в год, начала цикла не совпадает с началом учебного года, а сдвинуто ровно на полгода, образовательные программы базово сохраняются из поколения в поколение.

Из-за вышеназванной специфики можно сделать вывод, что чем выше будет качество одного года, тем более компетентны будут студенты, чтобы реализовать цикл следующего года более качественно и эффективно, соответственно организаторы заинтересованы в управлении системой через призму качества, поэтому давайте проанализируем данную систему с помощью принципов всеобщего управления качеством.

Для более полного понимания реализации системы НФО МИЭТ, рассмотрим организацию одного проекта через IDEF0 (Рис. 2 и Рис. 3). Для примера была взята Школа тренеров как типовой проект.

Организация проекта через IDEF0

Рис. 2. Организация проекта через IDEF0

Организация проекта через IDEF0

Рис. 3. Организация проекта через IDEF0

Total quality management (TQM) — это подход к управлению организации для всеобщего менеджмента качества. В современном понимании он рассматривается как философия управления, включающая теоретические принципы и практические методы, но данный подход не включает в себя определенные инструменты. Эффективность данного подхода доказана в многих организациях, т. к. решает основную свою задачу — непрерывное улучшение качества.

Концепция TQM стала основной базой для стандартов в всеобщем управлении качеством Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) серии 9000.

Стандарты ISO 9000 включают в себе рекомендации, в которых содержатся функции, элементы и виды деятельности в организации, при внедрении которых удается организовать более эффективную работу по качеству.

В рекомендации, которые были опубликованы организацией ISO в серии стандартов ISO 9000 версии 2011 года, были включены следующие принципы:

1. Принцип ориентации на потребителя.

Фундаментальным принципом TQM является то, что именно потребитель устанавливает уровень качества. Ориентация на потребителя позволяет компании создать продукцию ценную для них, а также поможет предсказать потребительские потребности со временем.

2. Принцип лидерства руководства.

Лидерство руководства обеспечивает достижения поставленной цели компанией, уровень вовлеченности сотрудников в реализации цели. Руководителям необходимо создавать среду для максимального использования навыков и способностей сотрудников.

3. Принцип вовлечения сотрудников.

Полное вовлечение сотрудников на всех уровнях обеспечивает среду для выгодного использования всех навыков и способностей сотрудников в организации, что становится важной составляющей для эффективной реализации поставленных целей.

Большую роль в реализации данного принципа TQM является корпоративное обучение сотрудников, которое может строится по системе «каскадного» обучения, где сначала подготовку проходит управляющий состав, а после все остальные сотрудники. Данный подход является частью принципа вовлечения сотрудников в постоянные улучшения качества и совершенствования.

4. Принцип процессного подхода.

Процессный подход предполагает достижение поставленной цели при помощи управления всеми ресурсами организации как процессом, что позволяет достигать желаемый результат быстрее и качественнее.

5. Принцип системного подхода к менеджменту.

Системный принцип показывает, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из элементов, которые выполняет свои собственные задачи для достижения общей цели. Важно понимать, что достижение общей цели невозможно без единой системы взаимодействия и объединения элементов системы.

6. Принцип постоянного улучшения.

Постоянное улучшение деятельности — это неизменная цель каждого предприятия. Постоянное улучшение позволяет фирме использовать как аналитические, так и творческие методы для поиска путей повышения своей конкурентоспособности на рынке и подъема эффективности.

7. Принцип принятия решений, основанного на фактах.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Статистические методы значительно повышают культуру производства и культуру принятия решений. Они позволяют более рационально использовать исходные материалы, работу оборудования и труд сотрудников предприятия. Причина важности статистического подхода связана с тем, что в каждой производственной операции имеется некоторый элемент неопределенности ее выполнения.

8. Принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Поставщики и организация зависимы друг от друга, их отношения повышают способность обеих сторон создавать ценную продукцию, следовательно, высокий уровень понимания между поставщиком и организацией повышает качество.

В ходе анализа было выявлено, что в системе подготовки кадров для студенческого самоуправления хорошо реализуется принцип лидерства руководства, остальные принципы уравновешиваются в зависимости от одного к другому проекту, некоторые являются спорными в реализации, например, принцип постоянного улучшения в Школе актива и выезде школы актива, потому что специфика сохранения ценностей и передача их из поколения в поколения при разных организаторах проявляются иногда через стагнацию. При этом ориентация на потребителя также является спорной, в зависимости от того, кого мы считаем потребителем: участника школы или сам студенческий совет. Если участника школы, то это является точкой роста, потому что мы рассматриваем обучение как корпоративное обучение, т. е. цель корпорации (студенческого совета) выше, чем потребности и запросы участников.

Подготовку и организацию типового просветительского проекта в сфере НФО можно рассмотреть, как цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act «Планирование-Действие-Проверка-Воздействие»)

На этапе планирования выполняются следующие задачи:

  1. Постановка цели и задач обучающего мероприятия. Цели ставятся относительно решения определенной проблемы. Проводится анализ необходимых компетенций (запрос заказчика, оценка желаний потенциальных участников), оценка текущих компетенций у заинтересованных сторон (наблюдение, оценка 360, тестирование).

— Тестирование — самый простой метод оценивания сотрудников в бизнесе, но не в сфере студенческого самоуправления. В сфере НФО используется понятие «входное тестирование», когда оценку компетенций проводят у студентов, которые только хотят войти в систему студенческого самоуправления. Среди представителей, имеющих опыт работы тестирование, как правило, не проводится. На практике используют психологические и профессиональные тесты. Первые позволяют определить личные качества — soft skills, вторые — профессиональные, hard skills. Главный плюс метода — возможность проводить тестирование дистанционно.

— Оценка «360 градусов» — опрос сотрудника и его делового окружения: руководителя, подчиненных, коллег.

— Деловые игры — Это метод комплексной оценки в форме игрового моделирования реальных ситуаций. Во время деловых игр все кадры оцениваются вместе, изучается как индивидуальное поведение, так и командная работа. В деловых играх очень просто проследить лидерские качества, выявить линию поведения в кризисных ситуациях и выявить профессиональные компетенции и предпочтение кадров.

  1. Подготавливается план заинтересованных сторон: Кто будет благополучателем? Кто ещё заинтересован? Кто может оказать поддержку? Кто может помешать?
  2. Описать окружение проекта: сроки, бюджет, ресурсы, информацию и внешние события
  3. Описать продукты и исключения проекта
  4. Составить структурную декомпозицию работ, организационную структуру, матрицу ответственности и Диаграмму Ганта
  5. Составить реестр рисков и план реагирования на риски
  6. План управления качеством.

На этапе «действие» реализуется сам процесс. Однако, мы переходим к следующему этапу, выполнив не весь проект, а лишь один из его процессов. То есть выполняется план первой итерации, после чего идет следующий этап.

На этапе «проверка», сверяются результаты проделанной работы с запланированными. Для этого организуется контроль действий и оценка результатов. Это позволяет выявить ошибки, слабые стороны

«Корректировка» подразумевает выполнение действий, которые нейтрализуют отклонения и ошибки. Во время этого этапа вводятся в изменения в план, если они необходимы. После проведения анализов следует провести анализ сильных и слабых сторон, и начать выстраивать общие рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.

На основе вышеизложенного можно составить итоговый список рекомендаций и изменений в действующей системе. Данный список повысит качество проведения отдельно взятых проектов, при этом повлияет на выстраивание системы менеджмента качества при подготовке кадров студенческого самоуправления в системе НФО.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования = Quality management systems. Requirements: Национальный стандарт РФ: Введ. 01.11.2015. — М.: Стандартинформ, 2015. — 52 л. — Текст: непосредственный
  2. Сергеев А. Г. Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества: учебное пособие для вузов / А. Г. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 158 с. — Текст: непосредственный.
  3. Юдин С. В. Управление качеством: теоретические основы и практические рекомендации: учебное пособие для вузов / С. В. Юдин, А. С. Юдин — 1-е из., — Москва: Издательство Лань, 2022. — 242–246 с. — URL: https://urait.ru/bcode/472782 (дата обращения: 24.06.2023). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): TQM, студенческое самоуправление, ISO, неформальное образование, PDCA, подготовка кадров, система, образовательный процесс, ОССа, Школа актива.


Похожие статьи

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

TIME MANAGEMENT SKILLS как фактор личной эффективности и конкурентоспособности современного специалиста

В статье представлены результаты адаптации концепции и организации тайм-менеджерского клуба «ТМ-skills» на базе КГА ПОУ ГАСКК МЦК как механизма формирования у участников образовательного процесса навыков эффективного управления временем. Приведен ана...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета

В статье рассматриваются способы формирования терминологической базы английского языка по инновационной деятельности у студентов, магистрантов и аспирантов вуза.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентн...

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Похожие статьи

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

TIME MANAGEMENT SKILLS как фактор личной эффективности и конкурентоспособности современного специалиста

В статье представлены результаты адаптации концепции и организации тайм-менеджерского клуба «ТМ-skills» на базе КГА ПОУ ГАСКК МЦК как механизма формирования у участников образовательного процесса навыков эффективного управления временем. Приведен ана...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Формирование готовности к инновационной деятельности в процессе языковой подготовки студентов, магистрантов и аспирантов в образовательной среде Московского политехнического университета

В статье рассматриваются способы формирования терминологической базы английского языка по инновационной деятельности у студентов, магистрантов и аспирантов вуза.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентн...

Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.

Задать вопрос