Эффективное использование технологий искусственного интеллекта в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Павлова, О. В. Эффективное использование технологий искусственного интеллекта в процессе обучения иностранному языку / О. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109528/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрены некоторые технологии на базе искусственного интеллекта, широко применяемые в процессе обучения иностранным языкам. Особое внимание уделено преимуществам использования данных технологий на уроках, а также роли учителя в образовательном процессе в условиях активного применения современных технологий.

Ключевые слова : искусственный интеллект, нейросеть, иностранный язык, программное обеспечение, информационные технологии.

В современном обществе наблюдается активная интеграция в повседневную реальность систем, имитирующих человеческое поведение. История подобного феномена берет начало с середины прошлого столетия, однако именно за последнее десятилетие цифровизация мира обрела огромные масштабы вследствие повсеместного доступа к сети Интернет и использования нейросетей.

На базе нейросетей создаются системы искусственного интеллекта, которые способны анализировать информацию из большого объема данных, автоматизировать некоторые процессы и решать задачи, требующие сложных вычислений. Тесное взаимодействие человека с системами искусственного интеллекта прямым образом сказывается на трансформации жизни социума, затрагивая также и образовательный процесс.

В настоящее время существует большое разнообразие технологических ресурсов и образовательных цифровых инструментов, применимых ко всем формам обучения, включая дистанционное. Однако мало внедрить ту или иную технологию, необходимо обеспечить ее пролонгированный эффект. В этом вопросе искусственный интеллект обладает большим потенциалом, так как открывает новые возможности для преподавания и обучения, а также имеет потенциал фундаментального изменения в управлении образовательных организаций.

Искусственный интеллект (ИИ) — это «междисциплинарное направление, создающее объекты, которые решают различные задачи так, как это делает человек. ИИ использует математику, логику, психологию, биологию, философию, науки о языке, электронику и пр.». [5, с. 95].

Согласно определению И. И. Глушкова, ИИ — это «искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе деятельности» [1].

Искусственный интеллект представляет собой программные средства, которые осуществляют интеллектуальную деятельность, близкую к человеческой. «ИИ — это «мир мыслей», воплощенных в техническое устройство. Не будет преувеличением сказать: в середине XX века произошло необычайно важное для истории цивилизации событие — «мир мыслей» и мир технических устройств слились, впервые мысль, оторвавшись от человеческого тела, начала действовать самостоятельно» [4, с. 46].

Рассматривая ИИ как образовательную технологию, следует отметить ее характерные черты: способность к самообучению; способность принимать решения и выполнять определенную совокупность действий, свойственных человеческой природе; функционирование в качестве вспомогательного информационного, познавательного и образовательного ресурса, который стимулирует развитие знаний, умений и навыков, а также способствует формированию языкового опыта с целью его дальнейшего использования в языковой практике.

Можно выделить следующие формы искусственного интеллекта, которые наиболее часто применяются в процессе обучения иностранному языку:

– автоматические системы оценивания (automatic evaluation systems);

– нейронный машинный перевод (neural machine translation);

– умные системы сопровождения (intelligent tutoring systems);

– смарт боты (smart bots) / чат боты (AI chatting robots);

– умная виртуальная среда (intelligent virtual reality);

– эмоциональный ИИ (affective computing).

Работа автоматических систем оценивания строится на использовании больших объемов информации в сочетании с технологией нейролингвистического программирования. Соответствующее программное обеспечение (ПО) анализирует входящую информацию в устном или письменном виде и генерирует заключение. Современные ПО, использующие автоматические системы оценивания письменных работ (Criterion, Pigai), способствуют улучшению показателей обучающихся и укреплению учебной мотивации. Ряд онлайн-сервисов (например, Grammarly) корректируют ошибки и выдают рекомендации касательно тона письменного сообщения. Таким же образом автоматические системы оценивания применяются и в программном обеспечении по развитию навыков говорения (English 60 Junior, Eye Speak). Они помогают улучшить произношение, беглость и точность речи.

Нейронный машинный перевод получил свое развитие от автоматизированного перевода. Однако в отличие от последнего в его основе лежит использование нейросети. В настоящее время Google Translate и the Microsoft Translator (Bing) широко используют средства нейронного машинного перевода. С когнитивной и лингвистической точек зрения данная форма ИИ стимулирует автономию обучающихся, совершенствует лексико-грамматические знания, развивает продуктивные (письмо) и рецептивные (чтение) языковые навыки, повышает мотивацию и языковую уверенность. Результат нейронного машинного перевода можно использовать при проведении сравнительно-сопоставительного анализа оригинального и переведенного текста, что требует от обучающихся аналитических навыков и критического мышления.

Умные системы сопровождения созданы с целью осуществления персонализированного контроля над обучением в рамках заданных моделей, шаблонов, алгоритмов и нейросетей. Обеспечивая качественную мгновенную обратную связь, умные системы сопровождения самостоятельно предлагают релевантные материалы для обучения конкретному обучающемуся исходя из его уровня знаний и испытываемых трудностей. Примером подобного ПО служит Lingua Leo. С помощью анкеты нейросеть анализирует интересы обучающегося, его уровень знаний и генерирует персонализированную программу обучения, предлагая учебные материалы с учетом его интересов, что благоприятно сказывается на мотивации. Следуя такому же принципу, ПО под названием Pigaiwang было разработано для китайцев, желающих изучать английский язык, Robo-Sensei помогает японцем, а Your Verbal Zone популярно у изучающих язык из Турции.

Смарт боты, или чат боты, представляют собой компьютерные программы с применением ИИ с целью имитировать человеческую коммуникацию в письменной или устной форме. Функционал таких смарт ботов, как Edwin, AndyRobot и Cleverbot ориентирован на развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Чат боты не только способствуют улучшению знаний языка, в первую очередь грамматического и лексического аспектов, но и развивают навыки коммуникации, аудирования, чтения, аргументации. Чат боты укрепляют уверенность обучающихся, снижают напряжение и повышают интерес к обучению. Спектр смарт ботов, ориентированных на достижение образовательных целей, неуклонно растет.

За последние два десятилетия широкое применение в процессе обучения иностранным языкам получили средства виртуальной реальности, такие как Google Earth, Google Tour Creator и Google Expeditions. С их помощью открываются дополнительные возможности расширения словарного запаса, так как они могут служить дополнительным стимулом к говорению. Обучающиеся развивают творческое мышление в процессе создания своего идеального виртуального мира и аватара.

Следует отметить, что мотивация к изучению иностранных языков и эмоции обучающихся тесно связаны друг с другом. Эмоциональный ИИ — это искусственный интеллект, который откликается на аффективные аспекты, буквально возникает из человеческих эмоций или влияет на них. Эмоциональный ИИ способен распознавать эмоции с помощью данных физиологии, «считывая» выражение лица, интонации либо анализируя текстовую информацию.

Таким образом, образовательные технологии на базе искусственного интеллекта определенно представляют собой практическую ценность в обучении иностранным языкам. Проанализировав наиболее популярные формы искусственного интеллекта, применяемые в процессе обучения иностранному языку, можно прийти к выводу, что технологии на базе ИИ позволяют формировать и развивать такие умения обучающихся, как самостоятельная добыча новых знаний, применение полученных знаний и навыков в практической деятельности для решения жизненных задач, самообучение и саморазвитие, автономия в обучении.

Искусственный интеллект делает изучение иностранного языка более доступным и удобным, позволяет моделировать учебные ситуации максимально приближенные к реальным, повышает мотивацию к обучению и снижает языковую неуверенность.

Новой задачей учителя становится эффективное использование ПО в качестве обучающего инструмента. Преподаватель должен научить, как пользоваться теми или иными технологиями на базе искусственного интеллекта.

Технологии ИИ могут облегчить некоторую работу преподавателей, взяв на себя ряд задач, таких как проверка письменных работ, отработка произношения, тренировка говорения, однако учителя останутся главным элементом в образовательном процессе, определяющим фактором успеха обучающихся.

Литература:

  1. Глушков И. И. Словарь по кибернетике. М.: Наука, 1979. 579 с.
  2. Павлюк Е. С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 65–72. С. 65.
  3. Рязанов С. И. Искусственный интеллект как множество — классификация искусственных интеллектов // Вузовская наука в современных условиях: сборник материалов 54-й Научно-технической конференции: в 3-х ч. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2020. Ч. 1. С. 72–75.
  4. Сергеев В. М., Бирюков Н. И. Искусственный интеллект — это еще и экспериментальная философия // Знание — сила. 1989. № 6. С. 46–53.
  5. Толстель О. В. Некоторые применения технологий искусственного интеллекта // Вестник Калининградского государственного университета. Серия «Информатика и телекоммуникации». 2005. Вып. 1/2. С. 95–105.
  6. McCarthy J., Hayes P. J. Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence // Readings in nonmonotonic reasoning. Morgan Kaufmann Publishers Inc., 1987. P. 26–45.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, автоматическая система оценивания, иностранный язык, нейронный машинный перевод, процесс обучения, смарт бот, образовательный процесс, умная система сопровождения, программное обеспечение, уровень знаний.


Похожие статьи

Задать вопрос