Анализ гарантий и льгот в сфере трудовых отношений для военнослужащих специальной военной операции и их реализация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Альбеева, А. М. Анализ гарантий и льгот в сфере трудовых отношений для военнослужащих специальной военной операции и их реализация / А. М. Альбеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 202-206. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109488/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает нормы трудового права, регулирующие льготы и гарантии мобилизованным, контрактникам и добровольцам, участвующим в специальной военной операции (далее СВО) в Украине, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, наделённые статусом ветерана боевых действий, и их семьям.

Ключевые слова: трудовое право , специальная военная операция, трудовые отношения, льготы и гарантии, участники СВО, права работодателей.

На основании Указа Президента РФ от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» в Российской Федерации с 21.09.2022 г. объявлена частичная мобилизация, в ходе которой граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, получили статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту и соответствующие этому положению пособия и льготы, в том числе дополнительные трудовые гарантии, пособия и льготы [1].

На федеральном и региональном уровнях принято значительное количество нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников СВО и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагались и различные материальные блага, что говорило о несправедливости в распределении выплат, гарантий и льгот среди участников СВО, выполняющих боевые задачи в условиях смертельной опасности для жизни.

27 октября 2022 г. внесены изменения в Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ и в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, которые приравняли статус добровольца к статусу военнослужащего. Федеральным законом от 21.11.2022 г. № 450-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5 -ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым добровольцы — участники СВО в Украине, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, были наделены статусом ветерана боевых действий.

Таким образом, мобилизованные, контрактники и добровольцы, участвующие в СВО, и члены их семей стали иметь право воспользоваться всеми гарантиями, льготами и компенсациями, как военнослужащие ВС РФ.

Автором поставлена цель: исследовать государственные гарантии трудовых прав и свобод работников, призванных на военную службу по мобилизации, получивших статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, а также защиту прав и интересов работодателей.

Данная проблема в прямой постановке вопроса практически не рассматривалась, хотя в отдельных научных исследованиях фрагментарные отражения трудового права в связи с СВО имеются. Источником для написания статьи послужили принятые правовые акты, периодические издания, статьи, выступления на научных конференциях, другие научные публикации.

Объектом юридического исследования являются правоотношения и деятельность по регулированию этих отношений. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, касающихся объекта настоящего исследования. При изучении данного вопроса автор использовал методы анализа, синтеза и сравнения.

Проведем анализ правоприменения впервые принятых нормативных актов, урегулировавших трудовые правоотношения работников с работодателями независимо от их организационно-правовых норм, а также мероприятия по совершенствованию применения норм трудового законодательства по соблюдению и установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и работодателей.

Трудовые гарантии всех участников СВО (мобилизованных, контрактников и добровольцев) прописаны в ст. 351.7 ТК РФ [2].

Призыв на военную службу по мобилизации, служба по контракту или добровольцем не является основанием для увольнения работника. Работодатель не может их уволить из-за призыва на военную службу по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ [3]. Трудовой договор с ними приостанавливается на весь период участия в СВО на основании заявления. Основанием приостановления трудового договора является повестка из военкомата или уведомление о заключении контракта. В соответствии с ч. 7 ст. 351.7 Трудового кодекса РФ период приостановления включается в трудовой стаж и стаж работы по специальности. [4].

На период приостановления трудового договора работодатель вправе выплачивать работнику материальную помощь, что следует из ст. 351.7 Трудового кодекса РФ [5]. Однако за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора, работнику должны выплатить зарплату и другие причитающиеся суммы в полном объеме. Неважно, наступила установленная дата выплаты зарплаты или нет. К причитающимся суммам относятся, например:

— компенсация части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая по общему правилу 28 календарных дней (условия выплаты компенсации регламентированы);

— материальная помощь, предусмотренная коллективным договором.

Срок выплаты — не позднее дня приостановления действия трудового договора.

На период приостановления трудового договора работник защищен от увольнения по инициативе работодателя даже в случае сокращения штата. Исключением является ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем — в этом случае трудовой договор будет расторгнут по этому основанию. Также возможно увольнение при истечении срочного трудового договора в этот период. Однако, в таком случае у мобилизованного будет преимущественное право при трудоустройстве на ранее занимаемую должность [6].

За участниками СВО сохраняются все социально-трудовые гарантии, права на предоставление которых они получили до начала военной службы . Речь идет, например, одополнительном страховании, негосударственном пенсионном обеспечении, улучшении социально-бытовых условий таких работников и членов их семей. Кроме этого, страховой стаж мобилизованного в период участия в СВО исчисляется в двойном размере и учитывается при досрочном выходе на пенсию [7]. К примеру, если до мобилизации работник работал на Сахалине, то период участия в СВО приравняется к работе на Сахалине и будет засчитан, как один день за два.

После окончания военной службы работники вправе вернуться к своей работе в течение 3 месяцев. В соответствии с ч. 11 ст. 351.7 Трудового кодекса РФ после завершения военной службы военнослужащему предоставляется 3 месяца для выхода на работу. В течение этого времени уволить по причине прогула нельзя. Если они не выйдут на работу по истечении 3 месяцев с даты окончания военной службы, то их можно уволить на основании п. 13.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. [8].

Трудовой договор возобновляется в день выхода участника СВО на работу. О выходе он должен предупредить работодателя за 3 рабочих дня. В течение 6 месяцев после возобновления трудового договора он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время независимо от стажа работы у работодателя.

Более того, ветераны боевых действий (мобилизованные, контрактники и добровольцы) имеют право на уход в отпуск в удобное для них время [9].

Конкретно, это определено в правовых нормах с 14 июля 2023 года:

— военнослужащий, который является родителем, опекуном или попечителем ребенка с инвалидностью, может 1 раз в год взять для ухода за таким ребенком до 24 дополнительных выходных дня, следующих друг за другом, в рамках общего количества неиспользованных дополнительных выходных дней, право на получение которых есть у одного из родителей (опекуна, попечителя) в текущем календарном году;

— ежегодный основной оплачиваемый отпуск военнослужащему, имеющему ребенка-инвалида, предоставляется в удобное для него время независимо от возраста ребенка (ранее это действовало только в отношении военнослужащих, имеющих ребенка-инвалида возрастом до 16 лет);

— также военнослужащий-мужчина, проходящий службу по контракту, может 1 раз взять дополнительный отпуск сроком до 3 месяцев, если его супруга умерла при родах, если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет либо детей-инвалидов (без ограничения по возрасту) без матери (ранее этим правом можно было воспользоваться только в случае, когда возраст детей с инвалидностью составлял до 16 лет);

— увольнение с военной службы беременных военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а также имеющих детей-инвалидов (тоже уже без ограничения по возрасту), одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» — ​«ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», или когда увольнение осуществляется по их желанию [10].

Если гражданина мобилизовали во время ежегодного отпуска, то ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (статья 124 ТК РФ). То есть, те дни отпуска, которые пришлись на период после мобилизации, переносятся [11].

Супругам участников СВО также гарантированы некоторые трудовые льготы. В частности:

— в соответствии с ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата мать имеет преимущественное право остаться на работе, если отец несовершеннолетнего ребенка мобилизован [12];

— направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с письменного согласия второго родителя, имеющего ребенка до 14 лет [13] ;

отпуск супруге предоставляется по желанию одновременно с отпуском супруга-военнослужащего. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту работы, предоставляется без сохранения заработной платы [14];

— отпуск без сохранения зарплаты супругам (а также родителям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с ее прохождением, — ​до 14 календарных дней в году [15].

По мерам поддержки участников СВО в сфере труда и занятости принято значительное количество нормативных актов на региональном уровне. Приведём в подтверждение несколько примеров.

В целях поддержки участников СВО и членов их семей, проживающих на территории Приморского края, принято Постановление Правительства Приморского края от 20.10.2022 № 713-пп «О мерах поддержки семей участников специальной военной операции, а также лиц, призванных на военную службу по мобилизации» (с изменениями на 3 октября 2023 года).

Приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 02.05.2023 № 68 утвержден «Комплекс мероприятий по поддержке участников специальной военной операции и членов их семей».

В Забайкальском крае принят и действует комплекс мер поддержки частников СВО и членов их семей. Например, единовременные выплаты участникам СВО за захваченную (уничтоженную) военную технику противника, если военнослужащий принимает активное участие в боевых действиях, то он сможет получить целевую выплату на покупку квартиры и др. (Подробнее: https://chitamedia.su/news/1637999/).

Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 7 сентября 2022 года № 288 «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, принимающих участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года» определяет порядок и условия оказания дополнительных мер поддержки участников СВО и др.

Принимая нормативные акты в целях поддержки участников СВО, и членов их семей необходимо проанализировать, как они влияют на правоотношения работника и работодателя. Приведем несколько примеров.

1. Для получения компенсации в связи с гибелью (смертью) гражданина в период пребывания в СВО родственникам необходимо собрать 13 различных документов: справки, акты, свидетельства, документы органов опеки, решения суда. Такое положение приводит к недовольству и возмущению со стороны родственников погибшего. Предоставление некоторых документов (8 документов) автор считает излишним, например, свидетельство о заключении брака погибшего; свидетельство о рождении детей; свидетельство о рождении погибшего; акт органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства гражданина над подопечными и др.) [16].

Предложение: Следует пересмотреть содержание статьи в плане уменьшения количества необходимых документов для получения компенсации в связи с гибелью (смертью) гражданина в период пребывания в СВО.

2. На период приостановления трудового договора работодатель вправе выплачивать работнику материальную помощь, что следует из ст. 351.7 Трудового кодекса РФ. Однако за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора, работнику должны выплатить зарплату и другие причитающиеся суммы в полном объеме. Неважно, наступила установленная дата выплаты зарплаты или нет. К причитающимся суммам относятся, например:

— компенсация части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая по общему правилу 28 календарных дней;

— материальная помощь, предусмотренная коллективным договором.

Для работодателя такой работник будет приносить «убытки», так как работа не исполняется, а заработная плата выплачивается. Это приводит к нарушениям трудового законодательства работодателем: увольнение отсутствующих работников, выплаты мобилизованным работникам причитающихся им сумм за счет других работников и т. п. [17].

Целесообразно рассмотреть словосочетание «работодатель вправе выплачивать работнику материальную помощь». Это ставит в неравное положение защитников Отечества, одни воины на период приостановления трудового договора будут получать материальную помощь, а другие нет, всё зависит от работодателя. Видимо необходимо принять конкретное решение «выплачивать» или «не выплачивать» материальную помощь.

Предложение: Необходимо пересмотреть содержание данной статьи и устранить недостатки, в целях защиты прав как работника, так и работодателя.

3. Отдельные региональные руководители не в полном объеме выполняют свои обязанности по защите прав военнослужащих и членов их семей. Пример: Участники специальной военной операции и члены их семей из г. Биробиджана обратились с просьбами к заместителю Генерального прокурора России Демешину Д. В. оказать содействие в получении боевых выплат, компенсации транспортных расходов, обеспечении твердым топливом, жилым помещением, как лицу из категории детей-сирот. Подробнее : https://primamedia.ru/news/1645668/ .

Предложение : Повысить ответственность руководителей региональных и муниципальных органов власти к восстановлению прав граждан, участвующих в защите государства.

4. В связи с принятием большого количества законодательных актов по защите прав военнослужащих, участников СВО РФ, и членов их семей, многие мобилизованные лица и их семьи даже не подозревают о существующих для них выплатах, льготах, пособиях, компенсаций. Данная ситуация складывается в силу слабой освещенности этого вопроса в средствах массовой информации, информационной деятельности региональных и муниципальных органов.

Предложение: Улучшить информированность населения о пособиях, выплатах, льготах, компенсациях участникам боевых действий и их семьям в связи с проведением СВО. В этих целях активно использовать теле- и радиовещание, газеты, информационные бюллетени и т. п.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Консультант Плюс.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ст. 351.7. Консультант Плюс.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ст. 83. Консультант Плюс.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ч. 7 ст. 351.7. Консультант Плюс.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ч. 3, 4, 6 ст. 351.7. Консультант Плюс.
  6. Федеральный закон от 04.08.2023 N 471-ФЗ ст.351.7 п. 2 «О внесении изменений в статьи 332 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации». Консультант Плюс.
  7. Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». (Пункты 3(2) и 3(3).
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ч. 1 ст. 81. Консультант Плюс.
  9. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 28.04.2023). Подпункт 3 п. 3 ст. 16. Консультант Плюс.
  10. Указ Президента РФ от 14.07.2023 № 517 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237». Консультант Плюс.
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ст. 124. Консультант Плюс.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. от 24.10.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ч. 2 ст. 179. Консультант Плюс.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), ч. 3 ст. 259. Консультант Плюс.
  14. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 14.04.2023). п. 11 ст. 11. Консультант Плюс.
  15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), ч. 2 ст. 128. Консультант Плюс.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. № 582 «О мерах по обеспечению обязательного государственного страхования жизни и здоровья граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях». Консультант Плюс.
  17. Ражина К. Д. К вопросу о пособиях и льготах, положенных гражданам участникам специальной военной операции // «Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения»: материалы Всероссийской научно интернет-конференции, Омск, 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, трудовой договор, материальная помощь, специальная военная операция, период приостановления, работодатель, Трудовой кодекс РФ, ежегодный оплачиваемый отпуск, работник, ТК РФ.


Ключевые слова

трудовые отношения, трудовое право, специальная военная операция, льготы и гарантии, участники СВО, права работодателей

Похожие статьи

Задать вопрос