Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 22.12.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Дрючина, А. А. Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ / А. А. Дрючина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109484/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует вопрос цифровизации в таможенном деле, который активно происходит на сегодняшний день. Автором приводится ряд информационных технологий, которые уже реализуются, тем самым упрощая работу таможенных органов и осуществление своих прав в таможенной области обычными гражданами.

Ключевые слова: цифровизация, таможенное дело, информационные технологии.

В условиях глобального трансформационного процесса в мире, РФ встала на путь цифровизации, что подтверждается положениями, которые закреплены в Национальном проекте «Цифровая экономика» до 2024 года, принятый в 2018 году. Этот проект направлен на решение задачи по ускоренному внедрению цифровой экономики в экономику и социальную сферу, и, в частности, в таможенное дело. Говоря о таможенной сфере, стоит заметить, что в настоящее время предполагается повышение качества услуг, оказываемых участникам внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), а также органам госвласти, существенное упрощение процедуры оформления таможенных документов и контрольных процедур, повышение эффективности деятельности регулятора таможенной деятельности, а точнее Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России), обеспечивающей более полное осуществление мероприятий по осуществлению национальных интересов РФ, и тем самым, формирование дополнительных совместных эффектов социального и экономического роста. Отметим, что цифровизация выражается технологиями и инструментами внедрения в различные отрасли новых моделей подбора информации. Суть цифровой трансформации состоит в том, чтобы использовать цифровые технологии, инструменты и платформы, заменяющие бумажные данные на электронные, чтобы хранить данные и эффективно контролировать цепь поставок продукции.

Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р принята «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее — Стратегия), предусматривающее применение цифровых возможностей в различных областях таможенного дела [1]. В Стратегии указано, что в 2030 году должно быть создано качественно новое, насыщенное «искусственным интеллектом», «умное» таможенное ведомство, невидимое для предпринимательской сферы и эффективное для страны в целом, с чем мы полностью согласны, ведь данное преобразование положительным образом, существенно повысит экономический потенциал России и упростит работу таможенных органов.

В частности, Стратегия обозначена следующими задачами для достижения указанной цели:

– расширение цифровизации и автоматизации деятельности органов таможенного управления, использование самообучающихся интеллектуальных систем управления риском, внедрения технологий автоматического совершения таможенной операции без участия органов таможенного управления, создание длительных архивов правовых и юридических документов;

– обеспечение прозрачности осуществления таможенной операции и контроля за таможенными операциями;

– оптимизация процедуры уплаты, администрирования и управления таможенными пошлинами, налоговыми и другими платежами, включая самостоятельное управление таможенными пошлинами, налогами и другими платежами, отражающимися на едином лицевом счете;

– разработка эффективной системы профилактики и предотвращения валютных нарушений на основе риско-ориентированного подхода;

– обеспечение условий развития транзита в международном масштабе, включая использование интеллектуальной навигационной пломбы, конкурентной транспортно-логической инфраструктуры внешней торговли;

– расширение института юридических операторов и практики их использования;

– сопряжение информационной информации, содержащей данные о признанных фактах ошибочной классификации и происхождения товаров, содержащей решения о классификации, обязательные для применения в Российской Федерации и в ЕАЭС;

– улучшение результативности противодействия преступлениям и административным правонарушениям, отнесенным в законодательстве Российской Федерации к компетенции таможни, включая использование новых цифровых платформ, технологий;

– содействие в создании условий для повышения привлекательности Российской Федерации для производства и экспорта [1].

В Стратегии по развитию цифровизации до 2030 года главное внимание уделено внедрению технологий: интеллектуального пункта пропуска по таможенной границе; маркировке товаров средствами регистрации; автоматизации процессов проверки.

Интеллектуальный пункт пропуска — это единая информационно-техническая система, интегрированная с органами контроля, оснащенная программными средствами, такими как инспекционные комплексы, комплексы весов, системы радиационной инспекции. При использовании этой технологии можно бесконтактно проверить содержимое транспортного средства. Вся необходимая информация автоматически будет считываться весогабаритными комплексами, а также механически будут распознаваться регистрационные номера с помощью интеллектуальной машины. Как отмечают вышестоящие органы власти таможенного дела, Минтранс в 2024 г. завершит работу по реализации серийного шаблона интеллектуальных пунктов пропуска, который не может не радовать.

В целях противодействия проникновению контрафактного товара и нелегального ввоза на территорию таможенной территории осуществляется внедрение средств идентификации маркировки товаров. С 2018 г. действует Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [2]. В этом списке есть много товаров, и с 1 августа 2023 года еще и новые товары были установлены для обязательной маркировки, и именно биологически активные добавки к еде, некоторые медизделия, антисептики, инвалидные кресла-коляски, неалкогольные напитки и детская питьевая вода. В будущем список будет лишь увеличиваться. Эта технология позволяет сократить количество не качественных товаров от недобросовестных компаний.

В целях выполнения Стратегии разработаны автоматические процессы проверки, позволяющие органам таможенного контроля обменять электронные документы и сведения о результатах таможенных проверок через личный кабинет участника внешнеэкономического оборота и сервис таможенного контроля. В настоящее время функционал личных кабинетов насчитывает более 80 услуг, которые предназначены для предоставления различных услуг. Однако, несмотря на успешность сервиса, есть ряд проблем, которые сопровождают участников ВЭД и представителей органов таможенной службы, в том числе: частые неисправности системы, которые приводят к длительному ответу на запросы, недостаток технической поддержки онлайн. Консультация через форму обращения в цифровых реалиях сегодня значительно устарела, сервис некорректен: так, например, нет отображения различных расписок, отчетов о внесении платежей, сбои, связанные с декларацией и платежными документами [3]. В процессе заполнения деклараций нередко возникает зависание системы, и данная проблема приводит к заполнению декларации заново, кроме того, персональный кабинет, может быть подвергнут атакам, что влечет за собой утечку информации.

Также сегодня в таможенном деле по вопросам выполнения задач Стратегии, связанным с цифровизацией применяются технологии, такие как:

  1. Автоматическое оформление и изготовление таможенной декларации. Это свидетельствует о том, что регистрация осуществляются через интернет без участия сотрудников таможенных органов; проверка документов, оплата таможенных сборов осуществляется программными средствами.
  2. «Единое окно». Характеризуется следующие действия: представить единые документы и сведения; улучшить обработку информации; ускорить информационные потоки.
  3. Удаленный выпуск продукции. Данная технология характерна для осуществления таможенной декларации на любом таможне; снижения финансовых расходов участника ВЭД; упрощение транспортной логистики.
  4. Категорирование участников ВЭД характерно ускоренное проведение таможенных контролей по добросовестным компаниям; сокращение время таможенного обслуживания; снижение затраты компании [4].

Данный перечень, безусловно, не исчерпываемый, нами приведены лишь основные, на наш взгляд, цифровые технологии, применяемые в таможенной сфере, примечательно то, что позволяют сокращать сроки осуществления таможенных операций, экономить затраты не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможни в целом.

В заключение, хотелось бы отметить, что цифровизация таможенной службы сегодня является целевым приоритетом государства. ФТС России ставит перед собой сложную задачу — в условиях высокой экономической опасности наполнить федеральный бюджет по плану и создать условия для оперативной организации внешних экономических потоков с дружественными странами, соответственно таможенным органам необходимо усилить квалифицированные кадры, владеющие современными информационными технологиями. Чтобы это было возможно, нужно решить социальные задачи, повысить престиж и привлекательность работы в ФТС России. Кроме того, необходимо обращать внимание на все возникающие проблемы, возникающие при внедрении цифровых технологий и на корню их искоренять.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р <Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года> // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 26.05.2020. № 0001202005260026.

2. Крапчина, Л. Н. Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 369–372.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р <Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации> // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 04.05.2018. № 0001201805040007.

4. Аксенов И. А. Проблемы и перспективы цифровизации таможенных органов Российской Федерации // Вестник университета. — 2022. — № 2. — С. 88–95.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, интеллектуальный пункт пропуска, Россия, внешнеэкономическая деятельность, обязательная маркировка, таможенная декларация, таможенная операция, таможенная служба, таможенная сфера, таможенное дело.


Похожие статьи

Задать вопрос