Онтогенез звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 22.12.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, И. А. Онтогенез звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / И. А. Черепанова, А. А. Беспоместных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 186-187. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109476/ (дата обращения: 08.05.2024).



Статья посвящена одной из актуальных проблем изучения звукослоговой структуры, что свидетельствует о трудностях оформления слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье описан онтогенез развития звукослоговой структуры слова.

Ключевые слова: звукослоговая структура, дизартрия, дети старшего дошкольного возраста.

Распространенным дефектом речи является нарушение звукослоговой структуры слова. Если вовремя не уделить внимание этому нарушению, в дальнейшем коррекция будет затруднительна. В связи с этим необходимо понимать, как формируется звукослоговая структура. Но так как с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи и зачастую — дизартрией, целесообразно разобраться именно в этом направлении.

Проблемой становления звукослоговой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом интересовались такие люди как Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, А. К. Маркова, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина и др.

Усвоение звукослоговой структуры слова играет большую роль в общей картине формирования звуковой стороны речи. По результатам наблюдений данных авторов выяснилось, что развитие речи характеризуется несколькими особенностями. Ребенок овладевает структурой родного языка за достаточно короткий период. В 3–4 года у ребенка формируется так называемое ядро речи [2].

Овладение ритмико-слоговой структурой слова в онтогенезе проходит ряд этапов. Началом овладения слоговой структурой слова считается окончание этапа гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. В период лепета у ребенка появляется склонность к повторению однородных слогов, что приводит к развитию цепочки лепета. Длина такой цепочки в 7–8 месяцев (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной особенностью организации цепочек лепета является открытость слога [1].

Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Переход к словесной речи знаменует новый этап в развитии фонетической стороны речи, так как звуки начинают функционировать в составе слов, а значит, их произнесение должно соответствовать определенному эталону.

В труде А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», приведена периодизация развития слоговой структуры слов:

1 г. 3 мес. — 1 г. 8 мес. — воспроизведение одного ударного слога или пары одинаковых слогов.

1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес. — воспроизведение двусложных слов; в более сложных словах пропускаются слоги.

1 г. 10 мес. — 2 г. 1 мес. — в трехсложных словах могут пропускаться слоги, также как и в четырехсложных.

2 г. 1мес. — 2 г. 3 мес. — в сложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда и приставки.

2 г. 3 мес. — 3 года — слоговая структура подходит к концу стадии формирования, редко встречаются нарушения в незнакомых ребенку словах [3].

Таким образом, возраст трех лет является пределом для освоения слоговой структуры языка в норме. В начале детской речи, ударные слоги едва заметны, и все слоги кажутся равноударными. Постепенно ударный слог выделяется и характеризуется большим напряжением периферийного безударного слога [5].

Один из распространенных видов искажений структуры слога — сокращения групп согласных. Например, в сочетании сонорного и шумного звука сокращается сонорный звук, таким образом, «кука» вместо «кукла», «пате» вместо «платье». В сочетании шумного щелевого и шумного смычного звука сокращается щелевой звук, например, «десь» вместо «здесь».

Развитие слоговой структуры слова продолжается во время овладения синтаксисом. Ребенок сначала начинает произносить предложения из трех и более слогов, а затем уже трехсложные слова. Предложения из четырех и более слогов появляются перед четырехсложными словами. До этого, многосложные слова подвергаются сокращению. Дети очень быстро усваивают слоговую структуру предложения в период с 2–2,5 лет, и в дальнейшем редко делают сокращения слогов [4].

Отмечают, что новые слова ребенок многократно воспроизводит, сближаясь с правильным произношением. Активный поиск правильного произношения слова, которое войдет в словарь ребенка, начинается с первого произнесения слова. Различные ошибки в процессе овладения слоговой структурой слова, без которых речь не может полноценно развиваться, объясняются этим. Исследователи занимались изучением этих ошибок, чтобы выявить закономерности овладения слоговой структурой, механизм и причины этих нарушений.

Таким образом, недоразвитие звукослоговой структуры слова не преодолевается спонтанно по мере увеличения возраста детей и сроков их обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению образовательной программы, дальнейшей социальной адаптации. Всё вышесказанное позволили сделать вывод о необходимости внедрения модели инклюзивного образования, направленной на оптимизацию процесса формирования звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией.

Литература:

  1. Агранович.З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- СПб.,2001.
  2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. Серия «Логопедические технологии»
  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007.
  4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59–70.
  5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет.- М.,2003
Основные термины (генерируются автоматически): структура слова, ребенок, слово, слог, слоговая структура слова, детская речь, слоговая структура, старший дошкольный возраст, структура, ударный слог.


Ключевые слова

дети старшего дошкольного возраста, дизартрия, звукослоговая структура

Похожие статьи

Задать вопрос