Влияние жизнестойкости родителей на самосознание детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шелепина, Е. С. Влияние жизнестойкости родителей на самосознание детей / Е. С. Шелепина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 466-470. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109473/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье описывается эмпирическое исследование показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет и показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет, представлен статистический анализ взаимосвязей показателей развития самосознания детей и уровня жизнестойкости их родителей с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, критерия r-Пирсона, критерия Спирмена с использованием пакета статистического анализа SPSS 13 for Windows. В статье определяются возможные причины отличий показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет и причины отличий показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Ключевые слова: самосознание, жизнестойкость, факторы развития жизнестойкости и самосознания личности, семейная ситуация.

Актуальность исследования. Жизнестойкость и самосознание личности становятся особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими. Поэтому современные психологи проявляют повышенный интерес к изучению жизнестойкости и самосознанию человека и ее роли в выборе стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

Степень разработанности проблемы . Ряд отечественных ученых посветил свои работы изучению развития самосознания детей. Значительный вклад в решение проблемы внесли Р. Бернс [1], Л. С. Выготский [3], Н. В. Нижегородцева [7] и другие. Проблемой жизнестойкости посвятили свои работы такие ученые, как С. Мадди [9], Д. А. Леонтьев [6] и другие. Изучением проблемы особенностей взаимосвязи развития самосознания детей и жизнестойкости родителей занимались М. Р. Хачатурова [8], Н. В. Брагина [2], В. В. Гаврилюк [4], Е. А. Евтушенко [5] и др.

Проблема исследования: как уровень жизнестойкости родителей влияет на показатели самосознания детей, и от чего зависят различия показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет и отличия показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Цель исследования — изучить особенности развития самосознания детей родителей с разным уровнем жизнестойкости.

Гипотеза количество родителей, обладающих низким уровнем жизнестойкости, превалирует над числом родителей с высоким уровнем жизнестойкости. Дети, чьи родители обладают высоким уровнем жизнестойкости, обладают высоким уровнем самосознания в сравнении с детьми родителей, обладающих низким уровнем жизнестойкости.

Задачи исследования:

– провести анализ взаимосвязей показателей развития самосознания детей и уровня жизнестойкости их родителей;

– провести анализ различий показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет;

– провести анализ различий показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Методы исследования:

При проведении эмпирического исследования используются следующие методики:

– методика «Лесенка» в модификации Н. В. Нижегородцевой [7];

– «Представление ребенка о себе»;

– методика «кинетический рисунок семьи»;

– тест жизнестойкости (адаптация опросника Hardness Survey).

Методы статистического анализа

Для статистической обработки данных использовались методы: критерий Колмогорова-Смирнова, критерий r-Пирсона, критерий Спирмена с использованием пакета статистического анализа «SPSS 13 for Windows».

Выборка исследования обусловлена целью и задачами эмпирического исследования. Для проведения исследования и получения объективных данных необходимо исследование 140 респондентов, 70 из них-дети, другие 70 — родители этих детей.

Базовые понятия исследования:

  1. Жизнестойкость — способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности.
  2. Самосознание — это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.

Основные результаты исследования

Таблица 1

Результаты исследования уровня самосознания детей

Уровень

самосознания

Лесенка

Представление ребенка о себе

Чел.

Ср. знач.

Чел.

Ср. знач.

Высокий

0

0

0

0

Выше среднего

7

5

3

14.7

Средний

38

3.4

28

10.25

Ниже среднего

17

2

26

6.6

Низкий

8

0.875

13

2.5

Исходя из данных таблицы мы можем наблюдать, что по обоим критериям исследования (лесенка, представление ребенка о себе) отсутствуют испытуемые, получившие оценку, соответствующую высокому уровню развития самосознания. Более наглядно результаты отражены графически на рисунках 1 и 2, расположенных на следующей странице.

Значение «выше среднего» получили лишь 10 из 70 испытуемых.

Уровень развития самосознания (лесенка)

Рис. 1. Уровень развития самосознания (лесенка)

Уровень развития самосознания (представление ребенка от себе)

Рис. 2. Уровень развития самосознания (представление ребенка от себе)

Также мы можем заключить, что подавляющее число испытуемых обладают средним уровнем самосознания, однако необходимо принимать во внимание, что в нашем исследовании выделяется 5 уровней самосознания: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. По двум критериям 38 и 28 человек из 70 обладают средним уровнем самосознания, что характеризует их как детей, которые имеют неполное представление о себе: у них в основном сформированы структурные звенья самосознания, однако им требуется помощь со стороны взрослого, чтобы актуализировать свои знания и представления.

В соответствии с результатами исследования довольно большое число испытуемых соотносят с уровнем «ниже среднего», эти данные доказывают необходимость проведения исследования и составления коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие самосознания детей с низким уровнем самосознания.

Мы можем отметить, что в настоящее время в соответствии с результатами исследования родителей на уровень жизнестойкости, уровень компонента жизнестойкости — принятие риска — занимает третье место по количеству баллов.

Таблица 2

Средние показатели жизнестойкости

Жизнестойкость (общ. балл)

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

80.6

37.16

29.47

14.46

Мы можем заключить, что, согласно данным выборки, число родителей, обладающих низким уровнем жизнестойкости, превалирует над числом родителей с высоким уровнем жизнестойкости. Данные показатели отражают настоящую ситуацию, касающуюся жизнестойкости среднестатистического родителя из нашей выборки. Мы можем сделать вывод, что внешние обстоятельства влияют на испытуемых таким образом, что их вовлеченность в происходящее возрастает, но, однако, количество стрессоров также возрастает, что приводит к ситуации нестабильности, в которой понижается уровень принятия риска. Соответственно, общая оценка жизнестойкости также остается ниже, что влияет на показатели самосознания и эмоционального благополучия детей.

Корреляционный анализ:

Был проведен анализ взаимосвязей показателей развития самосознания детей и уровня жизнестойкости их родителей.


Эмпирические значения корреляционного анализа Пирсона

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность ребенка

Конфликтность вэ семье

Чувство неполноценности в семье

Враждебность в семейной ситуации

Самосознание ребенка (лесенка)

Представление ребенка о себе

Жизнестойкость родителя

-0.117

-0.123

-0.141

-0.208

-0.181

0.297*

0.175

Благоприятная семейная ситуация

-0.006

0.163

-0.033

0.197

-0.202

0.031

Тревожность ребенка

0.617***

0.037

0.418***

-0.47***

-0.333**

Конфликтность в семье

-0.195

0.476***

-0.334**

-0.046

Чувство неполноценности в семье

-0.073

0.005

-0.16

Враждебность в семейной ситуации

-0.248*

-0.087

Самосознание ребенка (лесенка)

0.306*


Основные выводы по корреляционному анализу:

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Жизнестойкость родителя», тем больше выражены показатели по шкале «Самосознание ребенка».

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Тревожность ребенка», тем больше выражены показатели по шкале «Конфликтность в семье».

– С увеличением показателей по шкале «Тревожность ребенка» также увеличиваются показатели по шкале «Враждебность в семейной ситуации».

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Тревожность ребенка», тем меньше выражены показатели по шкале «Самосознание ребенка».

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Тревожность ребенка», тем меньше выражены показатели по шкале «Представление ребенка о себе».

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Конфликтность в семье», тем больше выражены показатели по шкале «Враждебность в семейной ситуации».

– Чем в большей степени выражены показатели по шкале «Конфликтность в семье», тем меньше выражены показатели по шкале «Самосознание ребенка (лесенка)».

– С возрастанием показателей по шкале «Враждебность в семейной ситуации» снижаются показатели по шкале «Самосознание ребенка (лесенка)».

– С возрастанием показателей по шкале «Самосознание ребенка (лесенка)» также возрастают показатели по шкале «Представление ребенка о себе».

– С увеличением показателей по шкале «Чувство неполноценности в семье» уменьшаются показатели по шкале «Жизнестойкость родителей».

Отмечается, что первоисточником недостаточного уровня развития самосознания ребенка является уровень жизнестойкости родителя: — чем в большей степени выражены показатели по шкале «Жизнестойкость родителя», тем больше выражены показатели по шкале «Самосознание ребенка». В свою очередь повышение уровня самосознания ребенка влияет на такие факторы, как тревожность и чувство неполноценности: — с увеличением показателей по шкале «Самосознание ребенка (лесенка)» уменьшаются показатели по шкале «Тревожность ребенка», — с увеличением показателей по шкале «Чувство неполноценности в семье» уменьшаются показатели по шкале «Жизнестойкость родителей». Жизнестойкость родителя определенно оказывает влияние не только на самосознание ребенка, но и на уровень эмоционального благополучия детей в семейной ситуации. В свою очередь уровень эмоционального благополучия ребенка и уровень его самосознания также тесно связаны и влияют друг на друга. Так как существует 2 вектора проблемы- низкий уровень жизнестойкости родителя и низкий уровень самосознания ребенка, необходимо предложить коррекционно-развивающую программу, учитывая оба вектора.

Рекомендуется проводить «занятия» для родителей в качестве курса, который позволит им в дальнейшем помогать своим детям развивать самосознание и улучшить уровень эмоционального благополучия детей и самих родителей. Также видится необходимым проводить занятия для детей, способствующие развитию самосознания.

Литература:

  1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р, Бернс. — Москва: Кауфман, 1986. — 430 с. — Текст: непосредственный.
  2. Брагина, Н. В. Жизнестойкость личности и типы индивидуального опыта / Н. В. Брагина. — Текст: непосредственный // Наука и мир. — 2014. — № 3. — С.152.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1991. — 96 с. — Текст: непосредственный.
  4. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 2012. — № 1. — С.102.
  5. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко. — Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2016. — № 60. — С. 75.
  6. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с. — Текст: непосредственный.
  7. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте / Н. В. Нижегородцева. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1996, 99с. — Текст: непосредственный.
  8. Хачатурова, М. Р. Жизнестойкость и ее роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта / М. Р. Хачатурова. — Текст: непосредственный // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 12 (43). — C. 166–170.
  9. Maddi, S. R. Vil-larreal B. White M. The Role of Hardiness and Grit in Predicting Performance and Retention of USMA Cadets / S. R. Maddi, M. D. Matthews, D. R. Kelly // Military Psychology. -2012. — Vol. 24, no. 1. — P. 19–28.
Основные термины (генерируются автоматически): шкала, уровень жизнестойкости, показатель, Представление ребенка, самосознание ребенка, семейная ситуация, Чувство неполноценности, SPSS, увеличение показателей, уровень самосознания.


Ключевые слова

самосознание, жизнестойкость, семейная ситуация, факторы развития жизнестойкости и самосознания личности

Похожие статьи

Задать вопрос