Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 24.12.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, В. Н. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте / В. Н. Пономарева, К. О. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109463/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассказывается о возрастных особенностях в освоении игровой деятельности.

Ключевые слова : игра, игровая деятельность, ротация.

Наш мир не стоит на месте в огромном темпе идёт индустриальное развитие, что за собой тянет не менее быстрое и вынужденное развитие человека. Людям приходится с самого раннего возраста активно изучать различные направления общества, но как при этом остаться гармоничной личностью. И второй не менее важный вопрос как суметь воспитать не менее успешного ребёнка в данных обстоятельствах. С самого раннего возраста родители пытаются научить ребёнка важным вещам при этом забывая возрастные особенности ребёнка и его психоэмоциональные особенности. [1, c.127].

Сегодня мы поговорим с вами о возможностях, которые могут открыться перед вами и вашими детьми если брать во внимание все их особенности. Как всем известно для ребёнка самый важный навык для изучения мира, это игра. Ведь именно через него дети изучают окружающий мир, проявляют эмоции, учатся общаться с окружающей реальностью. Что же необходимо нам для овладения данным навыком. Не огромное количество игрушек как может показаться на первый взгляд.

Для самого малого возраста ребёнку необходимо для игры 1–2 предмета и наглядное применение этого предмета. Взрослый должен обучить ребёнка игре показывая сам увлечённую игру, при этом также необходима речь, развёрнутая и внятная. С помощью такой игры проявляется первоначальный интерес к игрушкам и окружающим предметам. Появляется взаимосвязь предмета и его действия. Первые игрушки не должны быть интерактивными сложными и громкими. [3, c.126].

Пройдя первый этап можно добавлять ещё несколько игрушек, также на данном этапе у ребёнка проявляется практичное применение к предметам, свойственному им по функционалу. Не забираете и не переучивайте малыша если он придумывает много действий одному предмету, просто следите за ходом игры малыша. Позвольте развить им фантазию, но всегда соблюдайте правила безопасности. Одним из основных способов направления действия ребёнка могут быть вопросы, с их помощью направляете, а не прерывайте игру.

Следующим крупным изменением будем появление направления и ролей у предметов и персонажей. Как правило это приходит параллельно с крупным скачком речи, появляются сложные фразы, предложения, много прилагательных в речи, чтобы придать краску и описание игре. Несколько персонажей или предметов начинают взаимодействовать между собой. В данном возрасте у детей все ещё рассеянное внимание поэтому игрушки должны иметь чёткую структуру хранения. Хранение, уборку и ротацию игрушек осуществляет взрослый. Находиться должны игрушки в непрозрачных контейнерах или за закрытыми полками, чтобы не отвлекать малыша. [4, c.144].

И самый последний и близкий взрослым этап — это освоение правил и яркое распределение ролей. Как правило этот этап наступает после 4–5 лет. Дети видят чёткую структуру игры, знают множество применений к предметам, имеют внятную связанную речь и психологически готовы к требованиям взрослых во время игровой деятельности. В данном возрасте необходимо обучать детей игре по правилам. Также ротацию игрушек проводит взрослый, но хранение и уборка игрушек уже ложится на ребёнка. [2, c. 26].

Для обучения игре обязательно не только наличие правильных игрушек, их количество, но и хранение и распределение. Чтобы изобилие игрушек не превращалось в гору ненужного и лежало без дела и пылилось необходимо делать ротацию игрушек. Что такое ротация? Ротация — это постоянная смена, изменение игрушек. Под этим подразумевается уборка и сортировка предметов по тематике (распределение по темам или по функционалу игры.)

Чтобы вам проще было понять своего малыша и его потребности в игре психологи выделяет несколько основных схем игр. Давайте рассмотрим основные.

– Соединение (дети проявляют больший интерес к объединению предметов и их разделению. Примером нам могут служить любые блочные конструкторы, применение клея для объединения предметов, любовь к пальчиковым играм)

– Ориентация (Любые игры, связанные с движением самого ребёнка, изменение его тела в пространстве. Обычно у детей есть нужда в частом посещении аттракционов и частой смене позы во время игр или отдыха)

– Траектории (Такие дети больше нуждаются в наблюдении за предметами и не всегда ясной причиной бросания различных предметов в том числе и за столом. Таким образом они наблюдают за траекторией и могут предположить направление своего тела или предмета)

– Транспортировка (Малышам с данной потребностью нравится перевозить или перемещать в руках предметы, своего рода доставка. С помощью такой игры можно развить ловкость, выносливость и даже мелкую моторику если использовать мелкие предметы)

– Позиционирование (Дети с такой схемой чаще всего раскладывают вещи сортируя их и рассматривая или переставляя их. Дети имею особую внимательность и чаще других отличают незначительные детали)

– Огораживание (такая схема переплетается с другой схемой, но имеет чёткое отличие нужны границы. Дети часто создают препятствия, ограждения и заборы в процессе игры. Также это может отображаться и на рисунках детей, вряд ли, будут пересечения линий)

– Запечатывание (у таких детей есть потребность разного рода укрытиях, шалашах, многослойность в одежде. Таким образом ребёнок заполняет пустоты, постоянно засыпает ямки, наполняет стаканы, плотно складывает игрушки контейнер)

– Вращение (в основе игр у детей идёт спираль и круг, их долгие и бесконечные вращения. Катание колеса постройка колодца, сворачивание бинокля, вращения в танце. [5, c. 34–52].

Каждая схема определяет характер и потребность ребёнка в определённой игре. Схемы могут чередоваться, меняться. Можно найти огромное количество игр под каждую потребность, просто рассмотрите особенность вашего ребёнка и помогите ему найти решение в игре.

В современном мире огромное количество ярких, интересных игрушек. Каждый родитель хочет дать самое лучшие своему малышу и готов купить что угодно лишь бы ребёнок был счастлив и играл. Но не забывайте., что детям нужны не самые сложные интерактивные игрушки, которые работают сами и игры как таковой нет, лишь её имитация и наблюдение. Ребёнку нужен взрослый, близкий человек что поиграет с ним как ребёнок предавшись эмоциям во время игры. Дети во всем подражают нам, так давайте подавать им достойный пример.

Литература:

  1. Венгре Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.
  2. Михайленко Н. Я., Н. А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Онега, 1994.
  3. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 38. — С. 116–118.
  4. Спиваковская, А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, игровая деятельность, игрушка, ротация игрушек, взрослый, малыш, объединение предметов, самый ранний возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос