Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 21.12.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Административная ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 346-350. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109390/ (дата обращения: 30.04.2024).



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное законодательство в обозначенной области характеризуется наличием ряда проблем. Одной из таковых является сложность однозначного и конкретного разграничения составов преступлений, и административных правонарушений в данной области. Такая проблема нередко становится предметом споров и дискуссий в научном мире .

Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Государственная граница, пограничный режим, национальная безопасность.

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые пребывают или проживают на территории Российской Федерации, обладают специальным правовым статусом и являются субъектами управленческих отношений. В этой связи, они привлекаются к ответственности за совершение административных правонарушениях равно на тех же основаниях, то и все граждане России. Исключениями являются лица, не подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации и пользующиеся соответствующими привилегиями и дипломатическим иммунитетом согласно нормам российского законодательства и международных договоров. Такое правило формулируется, благодаря содержанию нормы части 1 статьи 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2]. Оно соответствует принципу государственного суверенитета, согласно которому каждое государство самостоятельно устанавливает пределы ответственности иностранных граждан [6, с. 205].

В случаях, когда стоит вопрос относительно привлечения к административной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом, — разрешаться он должен дипломатическим путем согласно нормам международного права. При этом необходимо отметить, что иностранные граждане и апатриды не могут быть привлечены к ответственности за действия, которые были совершены ими вне территории государства пребывания, когда такие действия не касаются интересов такого государства либо его граждан.

Общую совокупность административных правонарушений, которые могут быть совершены гражданами иностранного подданства или апатридами в области защиты Государственной границы, можно условно выделить в две большие группы. В первой группе представлены административные правонарушение, ответственность за которые одинакова и для граждан Российской Федерации, и для всех остальных лиц (иностранных граждан и лиц без гражданства). Во вторую группу можно включить административные правонарушения, ответственность за которые могут наступить только для иностранных граждан и апатридов по причине того, что такие лица должны соблюдать установленные правила пребывания на территории нашего государства и исполнять возложенные на них дополнительные юридические обязанности, не распространяющиеся на российских граждан.

Считаем целесообразным в данном случае согласится в позицией В. И. Новоселова, который предлагает разделить по субъективному признаку все составы административных деликтов на общие и специальные.

Анализ норм административно-процессуального законодательства позволяет сделать умозаключение относительно значительного расширения института административной ответственности, также и за счет введения дополнительного состава противоправного деяния (статья 18.14 Кодекса), увеличения максимального размера штрафов, предусмотренных в качестве меры ответственности за совершение некоторых отдельных правонарушений.

Необходимо в качестве проблематики в данной области тот факт, что нормами действующего Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в составах соответствующих статей не предусматривает в качестве квалифицирующих признаков деяния повторное нарушение режима Государственной границы в течении года и злостность. При этом за некоторые отдельные виды правонарушений предусмотрены заниженные размеры штрафных санкций.

В качестве мер административного наказания к субъектам административных правонарушений в области защиты Государственной границы могут применяться предупреждение, наложение административного штрафа, конфискация орудия совершения либо предмета административного правонарушения, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Меры административной ответственности могут быть наложены должностными лицами пограничных органов или судьями.

Предупреждение представляется наиболее мягкой мерой административного наказания. Ее применяются, как правило, за совершение малозначительных (незначительных) проступков. При этом соответствующая статья Кодекса, по которой лицо привлекается к ответственности, должна предусматривать такую меру наказания: только тогда оно может быть применимо.

Более серьезной мерой административного наказания за совершение административных правонарушений в сфере защиты Государственной границы является административный штраф, представляющий собой денежное наказание, которое налагается за административное правонарушение. Административный штраф (его размер) определяется и устанавливается в связи с характером правонарушения, наступившим вредом, степенью вины лица, его имущественным положением и некоторыми другими существенными обстоятельствами дела.

Как и в случае с другими правонарушениями, в исследуемой области за совершение административных деликтов административный штраф представляется наиболее распространенным видом административного наказания. При этом штраф может быть, как основной мерой наказания, так и дополнительной.

Административный штраф является наказанием имущественного характера. Таким же является наказание в виде конфискации орудия совершения либо предмета административного правонарушения, под которой подразумевается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность либо в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Такая мера наказания используется только в качестве дополнительной.

Еще одной мерой административного наказания является административный арест, который заключает в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этого местах (учреждениях). Режим содержания представляется одним из средств достижения целей такого наказания. Он обеспечивает охрану арестованного лица и постоянный надзор за ним для того, чтобы предотвратить совершение им новых правонарушений. Данная мера наказания назначается за наиболее общественно опасные противоправные деяния. Например, в исследуемой области это может быть неповиновение законному распоряжению либо требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации является таким административным наказанием, которое может применяться только в отношении иностранного гражданина или апатрида. Оно подразумевает принудительное и контролируемое перемещение виновного лица через Государственную границу за пределы нашего государства. В некоторых случаях допускается самостоятельный, но контролируемый, выезд выдворяемых из России. В качестве основания для применения такой санкции выступает незаконное пересечение границы России иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых было принято решение относительно привлечения их к административной ответственности.

Необходимо обозначить, что постановление об административном выдворении может быть принято органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации и пограничными органами Федеральной службы безопасности России. В таком документе необходимо указывать срок, до истечения которого иностранный гражданин либо лицо без гражданства должны покинуть территорию России. Если такое решение было принято судом, то выдворяемые лица содержатся в специально отведенных помещениях органов Федеральной миграционной службы или пограничной службы либо в специально отведенных для этих целей учреждениях, до момента исполнения решения об административном выдворении. Как показывает практика, данная мера наказания применяется достаточно редко: обычно составляет около 0,5 % случаев применения административного наказания за совершение правонарушений в исследуемой области.

Для достижения цели проводимого исследования необходимо более детально разобрать основные законодательные нормы, которые призваны регламентировать охрану Государственной границы Российской Федерации. Как уже было указано, составы административных правонарушений в данной области предусмотрены статьями, включенными в главу 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Как следует из статьи 23.10 Кодекса дела об административных деликтах, совершенных в области защиты и охраны Государственной границы, которые предусматривают на законодательном уровне обязанность по содержанию и обеспечению безопасности приграничных территории, содержанию государственного имущества, предоставленного в пользование органов пограничной деятельности с целью осуществления своих должностных и служебных обязанностей, подлежат рассмотрению со стороны органов пограничной службы. Как правило, обозначенные правонарушения, о чем было сказано выше, совершаются в форме действия. Но имеются и такие, которые совершаются в форме бездействия.

К числу основ гарантии применения статей, указанных в главе 18 Кодекса, относится недопущение воспрепятствования исполнению должностных обязанностей военнослужащим, которые осуществляют охрану Государственной границы.

Приведем правовую характеристику некоторых отдельных административных правонарушений в исследуемой области, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

К примеру, в нормах статьи 18.1 Кодекса [2] предусмотрен состав административного правонарушения, который заключается в несоблюдении режима Государственной границы. В качестве объекта в данном случае выступает установленный порядок управления в отношении режима Государственной границы.

Важным и обязательным элементом любого административного правонарушения является объективная сторона, которая в данном случае указывает, что совершенное деяние посягает на легальный порядок пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, а также на установленные правила передвижения от границы до пунктов пропуска или наоборот. Указанные правила установлены и регламентированы положениями Закона Российской Федерации «О государственной границе». Контроль пересечения Государственной границы осуществляется в соответствующих пунктах пропуска согласно нормам действующего законодательства и в установленных пределах. К последним относятся, в частности, железнодорожные и автомобильные пункты пропуска, аэропорты и прочее. Отметим, что в данном случае правонарушение имеет форму активного действия.

Субъектом данного правонарушения может быть любое лицо: юридические, физические, должностные лица, иностранные граждане, лица без гражданства [3, с. 48].

Субъективная же сторона правонарушения представлена виной в виде прямого умысла либо неосторожности. Когда правонарушение совершено специальными субъектами, дело по нему должно быть рассмотрено в суде в результате передачи такового органами пограничного контроля. Это объясняется тем фактом, что санкции данной статьи (пункт 2) предусматривает возможность административного выдворения за пределы Российской Федерации, назначить которое вправе только суд. Все же протокол об административном правонарушении, предусмотренном в статье 18.1 Кодекса, составляется должностными лицами пограничных органов в момент его обнаружения.

Важно обозначить, что предусмотренное административное правонарушение необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного статьей 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое полагается более суровое наказание. Так, под санкции данной статьи могут попасть лица, которые совершили преступление против порядка законного въезда на территорию России без наличия действительных документов или законного разрешения органов, необходимого для получения в установленном законом порядке.

Особого внимания заслуживает статья 18.2 Кодекса, которая предусматривает ответственность за нарушение режима в пограничной зоне. В данном случае в качестве объекта посягательств обозначается установленный порядок режима в пограничной зоне, включая и тот, которые установлен с целью обеспечения режима безопасности граждан, общества и государства.

Объективной стороной правонарушения является совершение противоправного действия или бездействия, которые направлены на нарушение правил и порядка нахождения (пребывания) в приграничной зоне, равно как и нарушение порядка въезда в приграничную зону людей и транспортных средств. Отметим, что определение понятия «приграничная зона» установлено в положениях Закона № 4730–1. В сущности, это поблизости расположенные территории, которые находятся рядом с государственной границей и которые обозначены специальными знаками и указателями [7, с. 645].

Субъективная сторона данного правонарушения выражена в форме умышленной вины или неосторожности. Субъектом правонарушения, так же, как и в административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.1 Кодекса [2], может быть любое лицо (в случае с гражданином Российской Федерации — по достижению возраста шестнадцати лет). При этом, отметим, что протоколы об административных правонарушениях могут составляться и органами пограничного контроля, и сотрудниками органов внутренних дел.

Проведем анализ состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.4 Кодекса об административных правонарушениях, которая направлена на регламентацию порядка в пунктах пропуска через Государственную границу. Здесь объектом посягательств является неукоснительность Государственной границы, установленный порядок нахождения в таких пунктах, а также безопасность личности, общества и государства в целом.

Объективная сторона правонарушения может быть выражена в действии, то есть в нарушении установленных правил, направленных на регулирование режима в пункте пропуска через границу, либо в бездействии, то есть в игнорировании таких правил.

Субъектом все также может быть любое лицо. Субъективная сторона данного правонарушения выражена в форме умышленной вины или неосторожности.

При выявлении правонарушения протокол о нем составляется органами пограничного контроля или сотрудниками органов внутренних дел. Если дело касается общих субъектов — то постановление об административном наказании в отношении правонарушителя может быть выдано такими органами или должностными лицами. Если же речь идет о специальных субъектах, то есть гражданах иностранных государства или лицах без гражданства, то такой протокол передается в суд для рассмотрения дела по существу, поскольку санкциями пункта 2 указанной статьи предусмотрена возможность административного выдворения за пределы Российской Федерации [5, с. 94].

В целом, на основе выделенного материала можно умозаключить, что административные правонарушения в области защиты и охраны Государственной границы могут иметь два вида субъекта:

1) противоправные деяния, которые совершаются на общих основаниях; к ответственности за них могут быть привлечены все граждане без исключения, должностные лица и юридические лица;

2) противоправные деяния, которые совершаются против установленного на законных основаниях порядка правового пребывания на территории Российской Федерации; субъектами могут быть только граждане иностранного подданства или апатриды, поскольку такая группа обладает обязательным характером применения санкций для граждан, которые направлены на законность пребывания и нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашего государства. По этой причине, такие граждане обладают дополнительной юридической ответственностью, которая не касается граждан Российской Федерации. В качестве примера можно привести статью 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и апатридов. Объектом такого правонарушения является установленный правовой порядок нахождения на российской территории.

Необходимо обратить внимание на органы пограничного контроля, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать лиц к административной ответственности. Так, можно обозначить следующие направления привлечения к административной ответственности в исследуемой области:

1) защита собственности, которая регламентирована нормами статей, установленных в главе 7 Кодекса [2]. Другими словами, это порча либо уничтожение специальных знаков и указателей, использование объектов вопреки отсутствия специального лицензионного разрешения;

2) защита в сфере окружающей природной среды, регламентированная нормами статей 8 Кодекса. Другими словами, соблюдение правил пользования континентальным шельфом, правил проведения исследования на морских и водных ресурсах, защита исключительной экономической зоны России и так далее;

3) реализация деятельности по охране государственной границы Российской Федерации;

4) запрет на осуществлений действий, которые направлены против исполнения должностных обязанностей сотрудников.

Можно сказать, что перечень предусмотренных составов противозаконных административных деяний в данном случае представляется достаточного развернутым, что позволяет обеспечить безопасность Государственной границы Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  3. Каванаг Дж., Кузьмина В. М., Сатарова А. И. Экономические аспекты международных отношений приграничных территорий Российской Федерации с сопредельными государствами // Сотрудничество и интеграция. 2019. № 1. С. 428–445.
  4. Мартынюк Е. Л. Иностранные граждане и лица без гражданства как специальные субъекты административной ответственности // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. 2020. С. 46–54.
  5. Мякшун А. С., Степаненко В. Е. Пограничный режим: правовые основы установления и обеспечения в правоприменительной практике // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. 2019. С. 91–104.
  6. Нконго П. Г. Миграционная политика и основы свобод человека в Российской Федерации // Актуальные проблемы юриспруденции. 2022. С. 201–208.
  7. Семиногова А. В. Содействие пограничных органов ФСБ при исполнении наказаний об административном приостановлении деятельности // Аллея науки. 2022. Т. 2. № 12 (75). С. 644–647.
Основные термины (генерируются автоматически): Государственная граница, Российская Федерация, правонарушение, административное наказание, административное правонарушение, лицо, гражданин, административное выдворение, административная ответственность, административный штраф.


Похожие статьи

Задать вопрос