Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 21.12.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации: сущность и проблематика / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109389/ (дата обращения: 30.04.2024).



Актуальность темы исследования, которое заключается в проблематике привлечения к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обуславливается рядом важнейших факторов. Так, одним из наиболее важных условий обеспечения национальной безопасности любого государства является надежная защита и охрана государственной границы.

Обеспечение безопасности в сфере Государственной границы представляется важнейшим элементом национальной безопасности России, который представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства в пограничном пространстве. Такое пространство охватывает саму Государственную границу, приграничную территорию, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону России.

Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Государственная граница, пограничный режим, национальная безопасность.

Целью и главной задачей любого государства является не только приобретение, но и защита собственных прав, интересов и суверенитета. Начиная с момента своего образования, государство приобретает одно их наиважнейших признаков, выраженное в наличии собственной территории с одновременным установлением четких границ. Разумеется, что это касается всех стран, в том числе и России.

Для охраны своей территории и своего населения, каждое государство стремится обеспечить безопасность своих границ. В этой связи, можно выделить два главных направления деятельности в исследуемой области: обеспечение безопасности государства и формирование первой ступени налаживания контактов с зарубежными странами. В последствии налаженные контакты приводят к развитию взаимовыгодных международных отношений.

Деятельность в части охраны Государственной границы формирует важнейшую систему защищенности различных направлений деятельности России. Это касается политической, экономической и национальной безопасности нашего государства. Эффективность и результативность такой деятельности прямым образом связана с качественным применением юридических норм, созданием качественного режима охраны, что обеспечивается соответствующим финансированием в виде необходимого количества средств и формированием служб специального назначения. К числу последних можно отнести, например, пограничные, таможенные и иные государственные контрольные органы, чья деятельность направлена на реализацию совместной деятельности посредством налаживания взаимодействия между собой структурных органов специальных государственных служб, что позволит достичь лучшего исполнения возложенных служебных обязанностей в области охраны государственной границы [6, с. 34].

Гарантия обеспечения и сохранения целости в сфере пограничной деятельности представляется главным направлением национальной безопасности. Это подразумевает гарантии защиты личности гражданина, общества и всего государства в области пограничного контроля Российской Федерации. В это же время, охвату подлежит и вся протяженность государственной границы нашей страны, которая включает в себя приграничные территории, воздушное пространство, континентальный шлейф и исключительную экономическую зону России.

Для осуществления координации в области безопасности государственных границ были созданы органы исполнительной власти, главным из которых на федеральном уровне является Федеральная служба безопасности России. Эта служба подконтрольна Президенту Российской Федерации в части ведения вопросов, закрепленных за ним согласно положениям Конституции Российской Федерации [1].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Федеральной службы безопасности России, является Федеральный закон Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности». Согласно нормам статьи 1 указанного Закона Федеральная служба безопасности России представлена в виде единой централизованной системы органов федеральной службы безопасности. Одной из главных целей деятельности Службы является решение в рамках предоставленных полномочий задач в части обеспечения безопасности Российской Федерации [3, с. 86].

Статья 8 Федерального закона Российской Федерации № 40-ФЗ определяет основные направления деятельности органов федеральной службы, в числе которых разведка, контрразведка, борьба с преступностью и терроризмом, пограничная деятельность (что особенно важно для нас в рамках представленного исследования) и некоторые другие направления деятельности, предусмотренные рядом иных законодательных актов Российской Федерации.

Положение относительно формирования структуры защиты интересов Российской Федерации в пограничной области подразумевает под собой развитие такого важного направления, как создание и систематизация в положенное время нормативно-правовой основы, с ориентацией и опорой на сложившуюся в определенный период обстановку во всем мире и в отдельных государствах. Особенно, это касается государств-соседей. В это же время, необходимо учитывать возникающие нужды при реализации охраны границ Российской Федерации и продвижение связей на международном уровне.

С учетом постоянно протекающих изменений в исторической и политической обстановках в мире и в России, осуществляется трансформация и реформация механизма административной ответственности в области применения режима государственной границы Российской Федерации. Наблюдаются изменения требований законодательства в миграционной сфере, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке. Такого рода требования направлены на индивидуализированное и усиленное применение права в отношении правонарушителей. К примеру, речь может идти об увеличении размеров штрафных санкций или о введении других, более жестких, санкций, призванных регулировать административные отношения в области защиты государственной границы.

В рамках постоянного развития и совершенствования административного законодательства в области защиты Государственной границы, кроме привычных и традиционных привлечений правонарушителей к административной ответственности, законодателем предусматриваются новые составы правонарушений путем закрепления их на законодательном уровне. Целью в данном случае является борьба с деяниями в области незаконной миграции на территории Российской Федерации.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит целую главу под номером 18, в которой представлены статьи, направленные на регламентацию правонарушений в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В этой главе представлены 20 статей, уникальных по своему составу.

С формальной точки зрения, то есть условно, 18 главу Кодекса [2] можно поделить на две части. Первая часть представлена составами административных правонарушений, охраняемыми государственную границу, устанавливающие верный порядок реализации пограничной деятельности. Во второй части содержатся административные правонарушения, которые предусмотрены в области миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. Именно эти статьи регламентируют и, можно сказать, контролируют их законное пребывания на территории Российской Федерации.

Давая общее представление о правонарушении в области защиты государственной границы, можно сказать, что под таковым в действующем законодательстве Российской Федерации подразумевается действие или бездействие, которые переплетается с несоблюдением норм, которые предусмотрены законодателем с целью сохранения важнейших жизненных основ личности, общества и государства на уровне пограничной деятельности государства [6, с. 35].

Административное правонарушение в области сохранения законного режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации выражается в виде незаконного действия либо бездействия при наличии вины субъекта, являющегося специальным субъектом, поскольку такое деяние может быть совершено только гражданами иностранных государств, лицами без гражданства или гражданами России (точнее физическими или юридическими лицами), когда таковые выступают в роли принимающей стороны, нарушающей нормы административного законодательства, которые призваны осуществлять регулирование отношений в миграционной сфере, контролировать режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и устанавливаются порядок трудовой деятельности таких лиц [4, с. 292].

Возникновение опасности общественного характера по результатам совершения административного правонарушения, которое имеет направление создания угрозы безопасности государственной границы, имеет место тогда, когда происходит непосредственно совершение вышеуказанного правонарушения. Это создает прямую угрозу интересам государства, общества и личности в части осуществления пограничной деятельности.

Анализ положений кодифицированного закона об административных правонарушениях Российской Федерации в части защиты государственной границы позволяет классифицировать все предусмотренные виды административных правонарушений в этой области на три категории противоправных деяний. Такая классификация осуществляется по непосредственному объекту посягательств правонарушения, которым представляется определенный вид государственного контроля для обеспечения защиты государственной границы России.

В первую категорию можно включить такие деяния, которые посягают на предусмотренный законом режим границы государства. Во вторую категорию входят деяния, посягающие на реализацию и обеспечение режима пограничной деятельности. Третья категория вобрала в себя деяния, посягающие на нормы, которые установлены в области регулирования миграционной деятельности иностранных граждан и апатридов, пребывающих на территории России, с целью реализации трудовой деятельности либо другого вида, миграционного порядка, включая осуществление транзитного их передвижения через территорию нашего государства.

Отметим, что каждая статья Кодекса представляет сложную по своему строению правовую структуру. Причем, как правило, в данных статьях предполагается формальный состав правонарушения [5, с. 71].

Важно помнить, что ответственность за совершение того или иного административного правонарушения может наступить только за факт совершения определенного действия или бездействия, вне зависимости от факта наступления вредного последствия. Большая часть статей 18 главы Кодекса предусматривает несколько деяний административной направленности, чья объективная сторона обладает только альтернативными признаками и диспозицией бланкетного вида. В этой связи для совершенствования опыта правоприменительной практики, важно обладать знаниями относительно всех основных норм законодательных актов, направленных на регулирование правоотношений в области реализации деятельности пограничных органов Российской Федерации.

Очень важным нормативно-правовым актом в данной области является Федеральный закон «О государственной границе». В нормах 1 статьи этого Закона устанавливается сущность понятия «государственная граница Российской Федерации». Под таковой понимается линия и проходящая по данной линии вертикальная поверхность, которая определяет пределы государственной территории Российской Федерации, включая сушу, водное пространство, недра и воздушное пространство. Другими словами, это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Кроме выделенного Закона, действие которого направлено на регламентацию порядка охраны государственной границы и правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории, законодатель обращает внимание на положения Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Этим Законом устанавливаются нормы, которые регулируют законные основания нахождения иностранных граждан и апатридов на территории России [7, с. 280].

В рамках решаемой задачи отметим, что охрана государственной границы России, включая использование политических направлений в сфере пограничной деятельности, основанное на взаимодействующих структурных элементов государственной контрольной системы (федеральные органы власти, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления), — это очень важная часть структуры сохранения национальной безопасности России. Причем, деятельность выделенных элементов государственной контрольной системы направлена на разработку организационных и правовых мер, которые связываются с политикой, дипломатией, разведкой, контрразведкой, экономикой, таможней, обороной и иными направлениями деятельности главы государства, что закреплено в конституционном порядке. Такие структурные элементы обеспечивают основные права не просто всего государства в целом, но и общества, и отдельного гражданина, в частности.

Очень важной частью обеспечения безопасности границы государства являются меры, направленные непосредственно на охрану границы. Такая деятельность реализовывается специальными органами и войсковыми подразделениями Федеральной пограничной службы Российской Федерации. К их числу можно отнести военнослужащих ВС РФ и других подразделений государственных контрольных органов, чьи должностные обязанности включают в себя охрану государственной границы и реализацию норм, требований, связанных с сохранностью государственной границы.

Таким образом, можно сказать, что охранительные меры направлены на защиту государственной границы России. Цель их принятия заключается в предотвращении получения незаконных оснований для пересечения границы и обеспечение соблюдения законодательных норм физическими и юридическими лицами, соблюдения ими режимов границы, приграничных территорий и режимов в пункте пропуска.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  3. Андронова О. В., Сайбель К. В. Административная ответственность за нарушения миграционного законодательства РФ // Студенческий форум. 2021. № 41–3 (177). С. 85–88.
  4. Жеребцов А. Н. Современные проблемы административной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. 2020. С. 290–296.
  5. Мурсалимов К. А. Проблемные аспекты административной ответственности иностранных граждан. Осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, за нарушения миграционного законодательства // Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 3 (7). С. 69–75.
  6. Панькин А. А. Проблемы отграничения организации незаконной миграции от административных правонарушений // Миграционное право. 2020. № 2. С. 32–36.
  7. Суханова И. Н. Особенности административной ответственности за нарушение миграционного законодательства // Российская наука в современном мире. 2021. С. 267–270.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная граница, пограничная деятельность, область защиты, Россия, административная ответственность, воздушное пространство, государственная граница России, национальная безопасность, Федеральная служба безопасности России.


Похожие статьи

Задать вопрос