Государственное управления сферой здравоохранения: сущность и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Ткачук, Е. Б. Государственное управления сферой здравоохранения: сущность и особенности / Е. Б. Ткачук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109349/ (дата обращения: 06.05.2024).



Система здравоохранения в современных условиях является важным объектом государственного управления. В это же время, ее устойчивое и эффективное развитие ограничивается недостаточным уровнем государственного управления и проблемами экономической и социальной направленности. На сегодняшний день образовалась необходимость разработки и внедрения более эффективных и гибких механизмов реализации государственных программ, направленных на развитие здравоохранения. Назрела также необходимость увеличения финансирования отрасли из государственной бюджета, повышения кадрового потенциала, технологичности и наукоемкости этой отрасли, повышением уровня контроля над целевым расходованием бюджетных средств.

Ключевые слова: государственное управление, сфера здравоохранения, медицинские учреждения, правовое регулирование, административно-правовой сектор

Функционирование государственного управления здравоохранением в Российской Федерации вызвано тем, что человек, его жизнь и здоровье признаны высшими первичными ценностями, относительно которых определяются уже другие ценности и блага всего общества. В этой связи управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие большое количество секторов народного хозяйства и структур управления [5, C. 128].

Задача управления здравоохранением предполагает наиболее эффективное достижение цели посредством повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий, а также рациональное использование ресурсов здравоохранения. По этой причине государство стремится решить задачи, которые направлены на обеспечение охраны здоровья граждан. Это задачи должны реализовать именно государственная система управления здравоохранением.

Заслуживает отдельного внимания тот факт, что понятие «управление здравоохранением» встречается достаточно часто во многих нормативно-правовых актах, которые приняты в сфере здравоохранения. Однако, значение этого понятия нигде не раскрыто. В этой связи, перед формулированием понятия «государственное управление здравоохранением» нужно рассмотреть ряд особенностей данной категории [2, C. 17].

Необходимо обозначить, что в исследовании вопросов управления здравоохранением применяется системный подход к решению управленческих задач. На научных основах выстраивается система и структура, комплектуются кадры аппарата управления здравоохранением. Также, для координации деятельности и реализации государственной политики в области здравоохранения Правительство Российской Федерации передает полномочия специально созданным федеральным органам либо другим федеральным органам исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения. Именно такие органы, со свойственными им полномочиями и структурой, осуществляют организацию реального воплощения целей здравоохранения по уменьшению потерь потенциальной и активной жизни населения, и в своей совокупности представляют системы управления. Как следствие, система здравоохранения в России характеризуется наличием соответствующей системы государственного управления.

Можно говорить о том, что система управления здравоохранением в Российской Федерации представляется одной из подсистем управления обществом, которая обладает определенную внутреннею организацией и функцией, имеет связь с иными системами и перспективами для последующего развития [6, C. 118]. Она отличается присущими ей признаками, к которым относятся следующие:

1) целостность системы, которая состоит из взаимосвязанных элементов;

2) подсистемностью более сложной системы управления единой социальной сферой;

3) единство с другими системами управления и одновременная относительная самостоятельность по отношению к ним, с оказанием взаимного влияния друг на друга;

4) наличие внутренней и внешней связи, иерархической структуры, которая определяется составом элементом, подсистем и их связей, и состоит из ряда уровней управления — относительно обособленных структурных образований, отличающихся друг от друга присущими полномочиями;

5) обладание определенными устойчивыми свойствами;

6) динамичность, способность к развитию и самосовершенствованию.

Сущность управления здравоохранением представляет собой совокупность общих и специальных исполнительно-распорядительных функций. К числу общих функций можно отнести разработку государственных программ, их финансирование, контроль и решение кадровых вопросов. К специальным функциям относятся организация лечебно-профилактической помощи, размещение сети лечебно-профилактической помощи, размещение сети лечебно-профилактических и иных организациях здравоохранения, обеспечение медицинских организаций и населения лекарственными средствами, другими медицинскими изделиями и оборудованием, организация санитарно-эпидемиологического надзора, производство медицинских экспертиз, развитие медицинской науки, а также работа по профилактике заболеваний среди населения [3, C. 620].

Управление здравоохранением в качестве своего предмета определяет распределение публичных финансовых ресурсов на цели реализации государственных гарантий в области охраны здоровья. Местом освоения таких ресурсов выступает сфера хозяйствования, товарообмена, экономического оборота в области охраны здоровья. Система управления здравоохранением в сфере товарообмена занята в размещении финансовых средств. Размещая их в одном из секторов, система управления оказывает влияние на его экономическое развитие. Также, размещая их у избранных субъектов хозяйствования, система управления способствует росту их благосостояния. Таким образом, управление здравоохранением осуществляется посредством организации перераспределения финансовых ресурсов в сфере хозяйствования и спроса по финансовым вложениям. Такое управления реализовывается с помощью средств координации и не противоречит характеру отношений в оборотном пространстве [7, C. 42].

Государственное управление здравоохранением выстраивается на основе принципов управления, из числа которых можно выделить следующие:

1) публичная власть управляющего: для государственного управления здравоохранением необходима власть, полномочия и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений;

2) единство руководства и разделение управленческого труда: без единого руководства возникает неразбериха, а разделение труда способствует специализации, то есть качеству управления;

3) единство распорядительства относительно определенного круга вопросов и конкретность исполнителей: при множестве распорядителей, которые дают указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного исполнителя распоряжения не выполняются;

4) приоритет интересов государственного управления во время исполнения служебных обязанностей;

5) централизация и иерархия управления: создается стабильность и обеспеченность деятельности управленческого механизма как единого целого;

6) постоянство управленческого персонала: текучка руководителей и исполнителей вредна дела;

7) недопущение дискриминации в отношении начальников, подчиненных и сотрудников управляющего органа: поощрения и наказания должны соответствовать поступку и расцениваться коллективом как обоснованные и справедливые;

8) обратная связь в управлении: управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, когда обратная связь указывает на такую необходимость;

9) другие принципы государственного управления: законность, научность, демократичность, действенный учет и контроль.

Необходимо отметить, что структура системы управления здравоохранением объединяет в себе следующие элементы: субъект, объект и их связи, процесс государственного управления, к которому относятся функции, формы, методы, цели и задачи. Рассмотрим подробнее каждый из элементов.

Так, система здравоохранения характеризуется наличием, в первую очередь, двух взаимосвязанных элементов: субъекта и объекта. Субъектами выступают органы государственного и муниципального управления здравоохранением, руководство общественных объединений: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и субъектов Федерации; органы местного самоуправления в области здравоохранения; Федеральный фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования; органы, которые имеют в своем ведении учреждения здравоохранения, например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта и связи, и прочие.

Объектами государственного управления здравоохранением выступают учреждения здравоохранения, которые испытывают на себе государственное воздействие названных выше субъектов. К их числу относятся следующие: поликлиники, диспансеры, больницы, родительные дома, аптеки, консультации, центры санитарно-эпидемиологического надзора, специализированные санатории, станции скорой медицинской помощи, судебно-медицинские и иные учреждения здравоохранения. Они могут быть государственными, муниципальными и частными [4, C. 138].

Одним из способов реализации взаимосвязи объекта и субъекта управления здравоохранением является передачи информации. Причем, для обеспечения динамичности процесса управления нужно обеспечить непрерывность поступления нужной информации об объекте в нужный момент. Такой обмен информацией представляется обязательным условием существования системы управления здравоохранением.

Необходимо отграничивать прямые и обратные связи. Воздействие субъекта на объект демонстрирует установление прямых связей с объектом. Объектом управленческого воздействия, прямых связей является не только внешний по отношению к управляющей системе объект, но и разнообразные звенья самой управляющей системы, между которыми устанавливаются вертикальные связи подчиненности и субординации или горизонтальные, основанные на равенстве участников здравоохранительных отношений, когда можно говорить о перераспределении полномочий между субъектами и управляемыми объектами, заключении административных договоров [7, C. 43].

С учетом императивности управленческой деятельности, главным образом распространены вертикальные отношения — отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. Правовая природа информационного воздействия в управлении здравоохранением состоит в передаче от субъекта к объектам управления совокупности юридических норм, которые регламентируют деятельность последний, определяют границы возможного или должного поведения структурных звеньев и отдельных лиц, входящих в состав указанных объектов. После получения объектом информации осуществляется реализация субъектами своей компетенции и правовое регулирование достигает своих целей и воплощается в поведении участников конкретных социально-обеспечительных организационно-правовых отношений.

В современных условиях, когда проходит беспрерывное развитие рыночных отношений, управляемые объекты проявляют достаточно интенсивную активность, которая проявляется в наличии обратной информационной связи, устанавливаемую объектом с субъектом. К субъекту управления поступает информации о поведении объекта, о выполнении либо невыполнении управленческих команд. Информация собирается в органах, которые непосредственно реализовывают управление здравоохранением. Такими органами отбирается и преобразовывается информация, отделяется существенное от несущественного, обобщается материал для вывода, к которому приходит управляющий объект. Обратные связи являются особо ценными для определения качества управления. Именно от объекта поступает информация, в которой отражаются изменения, происходящие в управляемых объектах системы, и которая позволяет вносить определенные изменения в процесс управления. Для того, чтобы не допустить умышленное искажение информации со стороны объекта, важно осуществлять постоянный контроль управляющего субъекта за объективностью и точностью данных при обратной связи [5, C. 127].

По завершении исследуемого вопроса обозначим, что деятельность по управлению, применение различных его способов образуют процесс государственного управления, который, будучи важнейшей составной частью характеристики структуры государственного управления, включает в себя такие элементы, как цели и задачи управления, функции управления, формы и методы их реализации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Бейсембаев Д. Ж., Дубицкий А. А. Здравоохранение области как объект государственного управления (социально-экономические функции здравоохранения) // Медицинский журнал Астана. 2020. № 2 (104). С. 16–22.
  3. Богданова Ж. А. Совершенствования системы государственного управления в сфере здравоохранения Республики Крым // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 618–623.
  4. Дьяконова С. Ю. Государственное управление в области здравоохранения: теоретические и общеправовые основы // Академическая публицистика. 2022. № 11–2. С. 137–143.
  5. Кравцова М. В. Особенности управления государственными программами и проектами в сфере здравоохранения // Управление проектами: карьера и бизнес. 2022. С. 126–131.
  6. Мамишева З. А., Яврумян В. О. Здравоохранение как объект государственного регулирования и управления // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. 2020. С. 117–119.
  7. Ракша А. В. Анализ системы органов государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации и республике Крым // NovaUm.Ru. 2023. № 44. С. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, управление здравоохранением, система управления, здравоохранение, обратная связь, Российская Федерация, связь, система здравоохранения, лечебно-профилактическая помощь, правовое регулирование.


Похожие статьи

Задать вопрос