Особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях в сфере воинского учета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Захарова, А. О. Особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях в сфере воинского учета / А. О. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109347/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальность проблематики привлечения к ответственности за правонарушения в области воинского учета состоит в том, что в современных реалиях вызывает трудности вопрос относительно регулирования вопросов, которые связаны с уклонением достаточно большого количества граждан призывного возраста от прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, с нарушением правил учета воинских кадров и совершение других административных проступков в данной сфере.

Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях, воинский учет, производство по делам об административных правонарушениях, военнообязанные граждане.

В качестве общих оснований для производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 21 Кодекса об административных правонарушениях, регламентированы главой 24 Кодекса [1]. Исследуя мнения ученых по поставленному вопросу, можно выделить позицию отечественного правоведа Ю. Н. Козлов, в соответствии с которой, производство по административным делам — это одна из сторон административно-процессуальной деятельности, которая реализовывается широким кругом исполнительных органов и их должностных лиц. В качестве субъектов в нашем случае выступают судебные органы и специальные органы, то есть военные комиссариаты.

Основное выражение процессуального характера производства по делам об административных правонарушениях в области воинского учета прослеживается в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц, организаций за совершение административных правонарушений, которые предусматриваются главой 21 Кодекса. Как следствие, определяются задачи производства, включая всестороннее, полное, объективное и своевременнее рассмотрениями судами, органами и уполномоченными должностными лицами каждое дело об административном деликте. Цель рассмотрения дела заключается в их разрешении в соответствии с требованиями законодательства [5, с. 18].

Разрешение дела выражается в мотивированном постановлении о назначении административного наказания либо в отказе от назначения такого, что принимается по итогам рассмотрения дела. В последствии, постановление должно быть исполнено. Также, принципиально важным моментом является обязательное выяснение причин и обстоятельств, которые способствуют совершение правонарушения для устранения таковых и недопущения повторности его совершения [2, с. 207].

Для реализации задач производства Кодексом установлен порядок проведения такового, права и обязанности участников, виды и порядок постановления процессуальных документов, использования доказательств, а также применения специальных мер процессуального обеспечения.

Важно сделать акцент на том, что исполнительное производство — это также составная часть комплекса административно-процессуальных действий, по той причине, что одной из задач производства по административных делам является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Однако, исполнение постановлений не находится в полномочии судей, органов и должностных лиц, которые уполномочены их рассматривать. Такого рода полномочия делегированы другим органам и должностным лицам.

Административно-процессуальные действия, которые осуществляют при производстве по делам об административных правонарушениях, по своим внешним признакам похожи с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными. Только первые, как это принято, реализовываются органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. То есть, можно констатировать наличие отличий административно-процессуальной деятельности от других видов процесса, в числе которых упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, а также множественность субъектов, уполномоченных назначать административные наказания [7, с. 85].

Цель производство по делам об административных правонарушениях в области воинского учета заключается в разрешении административно-правовых споров. Такие споры возникают между лицами, которые нарушили порядок ведения воинского учета, и государством, которое представляют уполномоченные органы, регулирующие вопросы воинского учета, по вопросам правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Также, относительно административных правонарушений в сфере воинского учета можно выделить такую характерную особенность, как то, что объектом здесь выступает, чаще всего, установленный порядок воинского учета.

Производство по указанным делам обладает организационной структурой. Однако оно имеет своим отличительные особенности.

Анализ положений Кодекса позволяет выделить некоторые отдельные стадии производства по таким делам. Каждая из них наделяется своим процессуальным назначением, в которых проявляется по факту само производство. Такими стадиями являются следующие:

1) возбуждение дела;

2) рассмотрение дела;

3) вынесение постановления по делу;

4) исполнение постановления [5, с. 17].

Кроме перечисленных, отдельно выделяется еще одна стадия производства, которая заключается в пересмотре постановлений и решений по делу. Процессуальное назначение такой стадии состоит в том, что в ее граница обвиняемое лицо может обжаловать постановление о назначении административного наказания.

Отметим, что все процессуальные действия, совершаемые при административном производстве, подразумевают обязательное участие конкретного круга лиц. Каждое из них обладает определенными процессуальными правами с возложением на них ряда процессуальных обязанностей. Эти лица являются участниками производства, соответственно, им отводится конкретная процессуальная роль с учетом формы выражения их процессуальной правоспособности и дееспособности. Что примечательно, одним из участников производства может быть прокурор [2, с. 209].

Как это принято, дело об административном правонарушении в области воинского учета должно быть рассмотрено при участии лица, которое подозревается в совершении такого деяния. Однако, иногда дела рассматриваются и в их отсутствие. Но, как бы то ни было, это лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о месте и дате рассмотрения дела в отношении него.

Важно обозначить, что уполномоченным судьей, органов или должностным лицом присутствие обвиняемого лица может быть признано обязательным. В таком случае, неявка лица без уважительной причины может повлечь за собой применение принудительных мер административно-процессуального обеспечения: например, привод гражданина. Таким образом, можно предположить, что производство по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, — это скорее исключение из общего правила.

Необходимо также обратиться к вопросу процессуальных прав, которыми обладает лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения. Этот участник производства может знакомиться со всеми материалами дела, пояснять возникающие вопросы, подавать ходатайства и заявлять отводы, подавать жалобы на процессуальные действия органа или должностного лица, пользоваться услугами переводчика и обращаться за юридической помощью защитника [4, с. 45].

В. М. Борисенко, исследуя лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, как участника производства, говорит о том, что оно обладает более широким кругом прав, нежели другие участники производства.

Каждое дело об административном правонарушении по результатам его рассмотрения завершается вынесением постановления. Это очень важное процессуальное действие, так как именно с данного момента исчисляется срок, предусмотренный для обжалования постановления, и берет свой отсчет срок давности исполнения о наложении взыскания.

В своих научных исследованиях И. П. Долгих указывает на то, что объявление постановления по делу об административном правонарушении в сфере воинского учета, без сомнений, влечет правовые последствий, связанные со вступлением постановления в законную силу [7, с. 85]. Это постановление имеет ряд правовых свойств, которыми являются следующие:

1) вступление в законную силу по истечении срока на обжалование или опротестование, а в случае совершения таких действий, при условии, что жалоба или протест были оставлены без удовлетворения;

2) вступление в законную силу исключает возможность обжалования или опротестования постановления;

3) вступление в законную силу предполагает возможность принудительной реализации принятого решения по делу;

4) наличие обязательного характера постановления для всех должностных лиц и граждан и обязательного исполнения [3, с. 97].

После вступления постановления в законную силу завершается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. И начинается следующий этап производства — вынесение определения по делу об административном правонарушении в сфере воинского учета.

Административным Кодексом определены требования относительно содержания определения по делу об административном правонарушении. В вводной части должны быть указаны данные об органе или лице, которое вынесло определение, сведения о лицо, подавшем ходатайство, а также краткое содержание ходатайства [6, с. 86].

В описательной части документа содержатся обстоятельства, установленные при рассмотрения ходатайства и материалов дела. Здесь описывается позиция лиц, участвующих в производстве.

В резолютивной части содержаться выводы по вопросу, который разрешается в рамках производства по делу об административном правонарушении.

После приобретения юридической силы, определение обладает аналогичными правовым последствиями, как и постановление. То есть, с этого момента оно приобретает свойства исполнимости и преюдициальности. Однако, определение не может быть обжаловано. Обжалование постановления по делу — это совокупность процессуальный действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан. Право на обжалование закреплено положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях [2, с. 210].

Если говорить о стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, то она является заключительной стадией, которая предполагает обеспечение исполнения вынесенного постановления, защиту законных прав и интересов лиц, а также предупреждение административных правонарушений.

Исполнение постановления подразумевает его передачу соответствующему органу или должностному лицу для обеспечения реализации назначенного наказания. При этом, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность добровольного исполнения постановления: например, если дело касается административного штрафа.

Конкретнее говоря о правонарушения в сфере воинского учета, можно отметить, что здесь отмечаются некоторые процессуальные особенности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Кодекса, административные правонарушения, предусмотренные главой 21, являются длящимися и начинают исчисляться со дня их обнаружения. Другими словами, эти деликты не имеют срока давности до наложения наказания.

Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, вправе обратиться за юридической помощью. По этой причине в рамках производства предусматривается участие защитника, полномочия которого должны быть оформлены соответствующей доверенностью.

Отметим, что постановление о назначении административного наказания не может быть исполнено, если это постановление не было реализовано в течении одного года с момента приобретения им юридической силы, а также, если не было уклонения от исполнения наказания. В том случае, когда лицу, в отношении которого было вынесено постановление, была предоставлена рассрочка, то срок давности продлевается на срок такой рассрочки [3, с. 98].

По результатам исследования поставленного вопроса также отметим, что для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области воинского учета имеет место унификация юрисдикционных полномочий, реализуемых военными комиссариатами, во ведении которых находятся основные процессуальные действия, начиная с возбуждения дела об административном правонарушении, и заканчивая исполнением вынесенного административного наказания.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  2. Боренштейн А. Л. О современном состоянии административно-правового регулирования в сфере воинского учета РФ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 1. С. 205–210.
  3. Легостаева О. В. Значение мер административной ответственности в механизме обеспечения соблюдения правил воинского учета // Студенческий вестник. 2021. № 44–3 (189). С. 97–99.
  4. Максимова О. И. Совершенствование деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере осуществления воинского учета, организации и проведения призыва граждан на военную службу // Наука и техника. Мировые исследования. Современные исследования в психологии и педагогике. 2022. С. 44–50.
  5. Оганесян А. М. Отдельные аспекты административно-правового регулирования военной службы: сравнительно-правовой аспект // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2021. № 4 (100). С. 16–20.
  6. Соколов Я. О. Об увеличении административных штрафов за правонарушения в области воинского учета // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2019. № 10 (267). С. 85–89.
  7. Чуприна В. В. Процессуальные особенности применения административной ответственности к военнослужащим и призывникам // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 2 (78). С. 83–88.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, административное правонарушение, дело, законная сила, лицо, правонарушение, участник производства, производство, административное наказание, должностное лицо.


Похожие статьи

Задать вопрос