Подвижная игра как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, К. А. Подвижная игра как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6 лет / К. А. Веретенникова, С. Д. Черкашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109342/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы описывают подвижную игру как средство воспитания положительных взаимоотношений детей 5–6-летнего возраста.

Ключевые слова: подвижная игра, игра, ребенок, дошкольный возраст.

Неотъемлемой частью развития личности ребенка становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Интересен тот факт, что дети, не умея еще говорить, уже могли общаться между собой жестами, мимикой, пантомимикой, они передавали друг другу свое эмоциональное состояние, то есть то, что они испытывают в данный момент. Дети двух лет уже умеют непосредственно разговаривать друг с другом. К трем годам дети уже спокойно чувствуют себя среди знакомых детей и меньше зависят от родителей. К четырем годам контакты со сверстниками становятся более частыми, формируются первые детские взаимные привязанности. Далее взаимоотношение формируется посредством совместной игры.

В дошкольном возрасте, как известно, игра является ведущим видом деятельности, поэтому она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Подвижная игра это одна из форм взаимодействия детей. Благодаря ей у детей улучшаются коммуникативные и физические навыки. Ведь для участия в игре необходимо иметь силу, выносливость и уметь взаимодействовать с другими детьми. Без общения и взаимоотношений игра не сложится, как нужно, ведь именно из-за них дети получают позитивные эмоции, играя друг с другом.

В подвижных играх ребенок выполняет различные роли, изображает разнообразные действия, практически использует свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Игра — это своего рода временно организованный коллектив, в котором открываются эмоции детей. Несмотря на развлекательный характер, она имеет ряд правил, которые необходимо соблюдать, это учит детей порядочности по отношению к другим участникам.

Особенностью дошкольников является выраженная способность к подражанию. Однако их действия все еще остаются неуклюжими. Поэтому воспитатель помогает детям формировать разнообразные навыки поведения, перерастающие в накопление опыта.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.

При выборе игр очень важно учитывать уровень взаимодействия детей, поэтому проведение подвижных игр на развитие взаимоотношений для старших дошкольников реализуется поэтапно:

  1. Подготовка к подвижным играм. Происходит обучение выполнению различных движений, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими детьми. Дети выполняют прыжки по парам, бегают по дорожкам, держась за руки, выполняют сложные движения, требующие поддержки и опоры других детей и т. д. Деятельность детей приобретает характер совместной деятельности, они учатся работать не индивидуально, а вместе, сообща.
  2. Проведение игры. Оно предполагает распределение детей на команды, разбиение на пары, распределение ролей и озвучивание правил игры. В игре используются упражнения, которые дети осваивали на подготовительном этапе. В данном случае дети учатся работать в коллективе, все вместе, как одна команда. Действия приобретают характер коллективистских отношений.
  3. Автоматизация игрового действия. Дети полноценно осваивают игру и ее правила, пробуют ее самостоятельную организацию. Воспитатель руководит игрой со стороны, наблюдает за ходом взаимоотношений детей, соблюдением ими правил игры и вмешивается только в случае возникновения сложной конфликтной ситуации, неразрешимых противоречий между детьми. На этом этапе детская деятельность приобретает автоматизированный характер, дети самостоятельно организуют свою деятельность. В зависимости от уровня взаимоотношений между детьми выбирается наиболее активный участник, лидер. Этот ребенок будет обладать высоким уровнем положительных взаимоотношений среди детей.
  4. Подведение итогов игры. На данном этапе проводится обсуждение игрового действия. Воспитатель уделяет особое внимание взаимоотношениям детей в ходе игры, их воздействия на ее ход и мотивирует детей к сотрудничеству и взаимопомощи в игре, а также в повседневной жизнедеятельности.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Также немаловажным являются условия организации развивающей предметно пространственной среды для реализации подвижных игр.

При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т. е. способствующей различным видам игровой деятельности, разнообразным по содержанию.

Одно из требований к организации развивающей среды — создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» (Д. Б. Эльконин) [8, с. 3].

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к сфере потребностей ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Те тенденции, на которые указывал ряд авторов как на лежащие в основе возникновения игры, в действительности являются результатом развития в дошкольном возрасте, и особое значение при этом имеет подвижная игра.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных: непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что подвижные игры являются достаточно сложным, но очень важным средством воспитания у дошкольников положительных взаимоотношений. Поэтому для их реализации необходимо соблюдать ряд педагогических условий. А именно: следует учесть, что для формирования положительных взаимоотношений, игры должны иметь нравственное направление; также обязательно следует учитывать при выборе игры уровень взаимоотношений между детьми; и, конечно, необходимо учитывать организацию развивающей среды.

Литература:

  1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Педагогика, 2006. — с. 250.
  2. Дмитриенко И. С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. — М.: РГУ, 2001. — 56 с.
  3. Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей //Дошкольное воспитание. 2008. № 1.
  4. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М.: Просвещение, 2009.- 320 с.
  5. Подвижные игры практический материал / Под ред. Л. Былеевой. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 279 с.
  6. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. С.69–74.
  7. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М.: Педагогика, 2010.-180 с.
  8. Эльконин Д. Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — с. 384.
  9. Афонина, Нина Подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений детей 5–6 лет / Нина Афонина. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://moluch.ru/snoska/ (дата обращения: 19.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, подвижная игра, средство воспитания, взаимоотношение, игровое действие, развивающая среда, совместная деятельность, уровень взаимоотношений.


Похожие статьи

Задать вопрос