Проблема загруженности органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, А. А. Проблема загруженности органов прокуратуры / А. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109338/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует существующую в Российской Федерации проблему, выражающуюся в большой загруженности органов прокуратуры по рассмотрениям обращений граждан и организаций.

Ключевые слова: юриспруденция, право, органы прокуратуры, прокурор, прокурорский работник.

По статье 33 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы [1]. В статье 1 части 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202–1 содержится положение, закрепляющее за собой функцию прокуратуры, надзорную, ссылаясь на конституционные цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав, свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства [2].

В соответствии с вышесказанным, в этом же Федеральном законе зафиксирована такая функция прокуратуры как разрешение жалоб, заявлений и других обращений, которые содержат в себе сведения о нарушении законодательства (статья 10 часть 1).

Несмотря на формулировку положений закона, выражающуюся в части компетенции органов прокуратуры, лицо после принятия решения прокурора имеет возможность обратиться в суд для того, чтобы защитить свои права. Однако и в данном случае на вышестоящего прокурора возлагаются полномочия, относящиеся к разрешению спора по жалобе на какой-либо судебный акт по делу. Помимо этого, прокурор обязан привлекать к ответственности правонарушителей.

Также основной целью деятельности прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека определена проверка исполнения обязанностей и самих контролирующих органов, в том числе и их должностными лицами.

Вышеупомянутое свидетельствует о проблеме, которая связана с увеличением нагрузки на органы прокуратуры.

Безусловно есть оговорка, касающаяся решения вопросов обращения, которое входит в компетенцию соответствующих органов и должностных лиц, если эти обращения ранее ими не рассматривались. Тогда прокуратура вправе направлять их в такие органы. Выявленное позволяет сделать вывод об некотором упрощении деятельности, однако это ещё не дает возможности полагать, что на данный момент нагрузка на прокуратуру значительно уменьшилась.

По мнению Ергашева Е. Р., самая большая нагрузка, то есть объем деятельности, осуществления надзора, расследования преступления, участия в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел возлагается на прокуратуры городов и районов в отличие от прокуратур уровней выше [4].

Сопутствующим признаком наличия анализируемой проблемы является тяжелая ситуация с нехваткой кадров именно на уровне первичного территориального звена; иными словами, «кадровый голод». А это, в свою очередь может привести к массовым нарушениям законодательства, вследствие чего есть вероятность ухудшения положения экономической, политической ситуации как в стране в долгосрочной перспективе.

Помимо этого, как отмечает Алева-Герман Е. А. А., прокуратуры организуют свою деятельность по отраслевому признаку вследствие обоснованного принципа многофункциональности [3]. Здесь необходимо учесть момент с нехваткой кадров в городских и районных органах, поскольку тогда компетенция прокуроров будет распространяться на несколько отраслей деятельности, что в свою очередь опять же ведет к утечке кадров от чрезмерной нагрузки.

Разумеется, грамотное обеспечение нормирования организации работы в органах прокуратуры сделает возможным повышение производительности и эффективности деятельности прокуроров на основе установления минимальных его затрат на выполнение необходимых функций при нормальной интенсивности труда.

Нормативы позволяют добиться равномерной нагрузки работников и служащих, правильно решить вопрос о распределении обязанностей и специализации, и, следовательно, использовать ресурсы с учетом их квалификации.

Большой поток жалоб, заявлений и других обращений, по мнению автора, является рост доверия граждан страны к органам прокуратуры по сравнению с иными правоохранительными органами. Данную проблему утраты доверия общества к таким органам упоминаются в работе Марченко Г. В., Забарина А. В. и Чимарова С. Ю [5]. Как отмечает в своем исследовании Никологорская Ю.В, это объясняется не столько негативным опытом общения, сколько убежденностью в их недобросовестности и неэффективности [6].

В подтверждение вышеизложенного следует привести пример со статистическими данными по Сибирскому федеральному округу за прошлый год. В 2022 году в органы прокуратуры поступило 9355 обращений, а это на 8,7 % больше, чем в 2021 году; если делать акцент на личном приеме, выясняется, что к работникам прокуратуры обратилось 3067 граждан, следовательно, также наблюдается рост, хоть и незначительный (2,5 %) [7].

Это может свидетельствовать не только о доверии людей и активной роли граждан, но и о большом количестве проблем, которые ещё остаются неурегулированными и неразрешенными, что в свою очередь влечет большую нагрузку органов прокуратуры.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 06.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. № 4. Ст. 445.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. № 8. Ст. 366

3. Алева-Герман, Е. А. Многофункциональность прокуратуры Российской Федерации как принцип ее организации и деятельности / Е. А. Алева-Герман. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 4. — С. 170–181.

4. Ергашев, Е. Р. Организация работы в прокуратуре (первичного территориального звена прокурорской системы): учебное пособие для вузов / Е. Р. Ергашев. — Москва: Юрайт, 2023. — 143 c.

5. Марченко, Г. В., Забарин, А. В., Чимаров, С. Ю. Формирование общественного доверия к деятельности правоохранительных органов / Г. В. Марченко, А. В. Забарин, С. Ю. Чимаров. — Текст: непосредственный // Управленческое консультирование. — 2022. — № 2. — С. 93–109.

6. Никологорская, Ю. В. Новые формы взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества как механизм формирования общественного доверия / Ю. В. Никологорская. — Текст: непосредственный // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2017. — № 1. — С. 141–148.

7. Новости регионов. Результаты рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры в 2022 году. — Текст: электронный // Управление Генеральной Прокуратуры РФ в Сибирском Федеральном Округе: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_sibfo/mass-media/news/news-regional?item=85122222 (дата обращения: 17.12.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, Российская Федерация, нехватка кадров, обращение, орган, свобода человека, функция прокуратуры.


Похожие статьи

Задать вопрос