Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Юханова, Л. Ю. Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада / Л. Ю. Юханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109332/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, старшие дошкольник, развитие, игровая деятельность, воспитание, обучение.

The article examines the role of play in the life of a preschooler, gives the main characteristics of gaming technologies and the purpose of using them in preschool educational organizations, highlights the main pedagogical conditions for the use of modern gaming technologies in senior kindergarten groups, and draws conclusions about the material considered.

Keywords : game, game technology, senior preschooler, development, play activity, education, training.

Дошкольный период — сравнительно короткий, но именно этот период является наиболее важным в воспитании и становлении личности ребенка. Ведь детство — удивительный источник гениальных идей и оригинальных решений, время фантазии, творчества и нестандартного мышления. Игра оказывает огромное влияние на воспитание, развитие и формирование личности ребенка. Через игру ребенок узнает и познает окружающий мир, усваивает моральные нормы общества. По мере взросления игровая деятельность ребенка расширяется и усложняется [2].

В старшем дошкольном возрасте само по себе понятие игры для ребенка становится шире, ребенок познает и активно участвует в сюжетно-ролевых, дидактических, режиссерских играх. Игровой материал здесь носит самый разнообразный характер, и расширяет сферу применения игровых действий.

Существуют многочисленные как педагогические, так и психологические исследования, доказывающие, что в процессе игры, происходит многостороннее развитие ребенка.

Научно доказано, что игра выступает наиболее близким видом деятельности для ребенка, с помощью которой ребенок формирует свое отношение к окружающему миру, труду, взрослым и сверстникам, в игре он примеряет на себя всевозможные роли, проигрывает волнительные для него ситуации, приобретая в них не только новые знания и умения, но и оттачивая уже имеющиеся.

Игра представляет собой тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Тем самым, игра — это набор способов взаимодействия с миром, познания и открытия его и поиска в нем своего места.

В связи со значительным влиянием игры на процессы воспитания, обучения и развития дошкольников, в дошкольных образовательных организациях широко используются игровые педагогические технологии.

В понятие «игровые педагогические технологии» входит достаточно обширная группа приемов и способов организации педагогического процесса в виде различных игр. Игровые технологии в старшей группе детского сада используются в воспитании и обучении детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях [4].

В отличие от игр в целом, игровые педагогические технологии имеют четко поставленную цель и соответствующие педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явной форме и характеризуются познавательной и развивающей направленностью. Игровая форма занятий и совместного досуга создается в старшей группе с помощью игровых приемов и ситуаций, которые действуют как средство мотивации, с помощью которой педагог воспитывает в детях чувства нравственности, трудолюбия, открытости, честности, реализуя тем самым педагогические цели и задачи.

Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: с их помощью можно нивелировать негативные факторы, влияющие на снижение его эффективности. Если дети систематически получают игровую терапию, они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «прилично» выражают гнев, избавляются от страха [1].

Для того чтобы игровые технологии эффективно влияли на развитие дошкольников, необходимо создавать педагогические условия их использования.

Нами определены следующие педагогические условия организации современных игровых технологий в старших группах детского сада:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Ознакомление детей с современными игровыми технологиями, обучение их использованию.
  3. Создание контактов в играх: взрослый-ребенок и ребёнок-сверстник на основе доброжелательных взаимоотношений, взаимопомощи и сотрудничества.
  4. Соблюдение условий в игре по сбережению физического и психического здоровья и формирования личностных качеств.
  5. Обогащение и обобщение знаний детей о предметах и процессах окружающего мира, формирование познавательного интереса и творчества.

Предметно-игровая среда в современных ДОО должна отвечать некоторым требованиям: это свобода определения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОО условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр.

С помощью игровой деятельности ребенка, игрового материала и правильно построенной игровой ситуации педагог может добиться наилучших результатов в воспитании, обучении и развитии ребенка. По большому счету в процессе игровой деятельности проигрываются всевозможные сценарии повседневной жизни, что дает толчок к саморазвитию и самовыражению ребенка [1].

При использовании игровых технологий необходимо понимать, что игра, игровая ситуация, создаваемая в группе на занятии или в досуговое время, напрямую влияет на эмоциональное и психическое состояние воспитанников. В старшем дошкольном возрасте дети очень легковерны и восприимчивы ко всему, что происходит. Поэтому следует помнить, что любая игра или ее элементы, используемые в группе старших дошкольников, должны быть продуманы с учетом возрастных особенностей учеников, характера каждого ребенка.

Это говорит о необходимости воздействия взрослых на игру, но данное воздействие не должно нести агрессивный, навязчивый характер, педагог должен корректно направлять игровую деятельность ребенка, но, с другой стороны, сопутствовать формированию самостоятельных детских игровых сюжетов.

Будучи на практике в ДОО, мы проводили исследования по организации игровой деятельности и применению игровых технологий в старшей группе «Солнышко», МБДОУ Детский сад № 26 «Гнёздышко». По результатам наблюдений было замечено, что всего 45 % детей могут и умеют играть в разные виды игр и пользоваться игровыми предметами, специальными обучающими и развивающими игрушками. 32 % воспитанников, умеют играть в разные виды игр, однако они имеют трудности в правильном использовании игровых, обучающих, развивающих технологий или используют их оборудование не по назначению. Остальные дети, а это 23 %, в основном могут и умеют хорошо играть в подвижные игры, но с другими видами игр имеются трудности, особенно с дидактическими и настольными.

Исходя из результатов проведённого наблюдения можно сделать вывод, что большая часть детей имеют достаточно высокие показатели по организации игровой деятельности и применению игровых технологий, но есть дети, у которых наблюдаются затруднения в игровой деятельности, поэтому необходимо применять определенные нами педагогические условия по улучшению умений старших дошкольников пользоваться современными игровыми технологиями.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности и необходимости использования современных игровых технологий старшими дошкольниками, учитывая, что игровая деятельность дошкольников становится средством воспитания и развития лишь в том случае, если педагог создает педагогические условия по использованию игровых технологий, тем самым добиваясь желаемого эффекта.

Литература:

  1. Колокольникова З. У. Игровые технологии: учеб. пособие / З. У. Колокольникова. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. –164 с.
  2. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 223 с.
  3. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 250 с.
  4. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, Детский сад, игровая деятельность, ребенок, вид игр, игровая деятельность ребенка, окружающий мир, старшая группа, игровой материал, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос