Современное состояние кадетского образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Поляков, В. В. Современное состояние кадетского образования в Российской Федерации / В. В. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109316/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлены результаты анализа системы кадетского образования в современной России. На основе комплексного анализа различных источников, отражающих состояние развития кадетского образования, выделили ряд тенденций, присущих современной системе кадетских образовательных учреждений.

Ключевые слова: образование, кадетское образование, кадет, воспитание, отечество, педагогический опыт.

В декабре 2022 года на Всероссийской научно-практической конференции в г. Уфе прошло обсуждение концептуальных идей кадетской педагогики. В ходе конференции, на уровне конструктивного диалога был актуализирован ряд значимых проблем, одной из которых являлся вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения: «В условиях напряженной международной обстановки, нарастания конфликтности между странами и агрессии западных государств против Российской Федерации актуализируется вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования активной гражданской позиции у учащихся — будущих воинов, которым предстоит защищать границы нашей Родины в будущем — становится актуальным». [5, с. 96].

Рассматривая содержание кадетского воспитания и образования, традиционное русское понимание слова «кадет» В. А. Вазлеев трактует так: «это не чин и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества» [4, с. 179].

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своих элит на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения. Именно это дало России наше великое прошлое.

Педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной России и передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советской эпохи и основанный на традициях служения Отечеству, приобрели особую актуальность в эпоху государственного социально-экономические изменения и возрождение российской армии.

Питер Сенге, профессор MIT, основатель Общества организационного обучения, в докладе «Образование для сложного общества» отмечает: «Образование является одной из самых комплексных технологий социальной эволюции. Оно дает мировому сообществу возможность преодолеть существующие разрывы и барьеры на пути глобального процветания» [7]. Кадетское образование здесь не исключение.

На сегодняшний день хорошо прослеживается динамика кадетского образования (резкое увеличение количества образовательных организаций и общего числа воспитанников, расширение ведомственной принадлежности, появление новых форматов и пр.), которая обусловлена не столько кадровыми потребностями воинской службы, сколько ее способностью сохранять и передавать национальную культуру подрастающему поколению, обеспечивать культурную самобытность.

А. Ю. Аресьев отмечает, что кадетское образование способно сформировать нормативный тип личности, во-первых, при всей его неопределенности, соответствующий реалиям будущего, во-вторых, сохраняющий особенности так называемой «остаточной культуры», — то есть тех качеств личности, его сознания и мировоззрения, которые еще не потеряли своего значения для российского общества [2, с. 111].

В данное время все кадетские учреждения подготовки кадетов имеют правовой статус общеобразовательных организаций и отличаются от других специальным наименованием и интеграцией дополнительных образовательных программ с основной общеобразовательной программой.

П. А. Федоров в статье «Современное состояние кадетского образования в Российской Федерации» условно подразделяет систему кадетских образовательных организаций на 3 уровня:

1) Федеральный, к которому относятся кадетские учреждения, создаваемые Российской Федерацией и как правило, находящиеся в ведении федеральных министерств и ведомств.

2) Региональный, к которому относятся кадетские корпуса, созданные и управляемые субъектами Российской Федерации.

3) Муниципальный — это кадетские классы муниципальных общеобразовательных школ, которые находятся на балансе муниципальных образований и имеют своей целью патриотическое воспитание детей и молодежи, используя кадетскую модель построения образовательного процесса.

П. А. Федоров отмечает, что ряд видных ученых в области кадетского образования не относят кадетские классы к системе кадетского образования [9, с. 225].

Говоря о вариативных моделях подготовки кадет в современной России И. В. Аханов считает, что модель подготовки кадет в образовательных учреждениях третьего уровня предполагает связь общеобразовательной части образовательного процесса с повышенным вниманием к воспитательной гражданско-патриотической составляющей. Так же считает автор, что важным фактором успешного функционирования кадетского учебного заведения является необходимость приобретения преподавателями кадетских учебных заведений компетенций в области современных подходов к организации педагогического процесса [3].

Деятельность образовательных организаций с кадетской составляющей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], т. е. обучение кадетов в рамках отечественного образования осуществляется с учетом всех принципов образовательной деятельности, разработанных теорией и практикой образования в Российской Федерации и закрепленных в соответствующих законодательных актах.

Сегодня в России действуют более 200 учреждений кадетского образования (корпусов и училищ разных министерств и ведомств), сотни кадетских классов.

Через цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации выделяют их отличительные особенности.

Как раз для них и была разработана концепция кадетского образования [6].

Концепция кадетского образования предполагает, что главная цель — дать детям патриотическую социализацию, развить устойчивую нравственную позицию, умение отличать добро от зла, обеспечить профессиональную подготовку по будущим специальностям, работать и служить в интересах Отечества. Тем самым готовя их к тому, чтобы стать новым уровнем служащих в России.

Основные принципы Кадетского образования, прописаны в Концепции кадетского образования в Российской Федерации:

— формирование личности кадет как совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования;

— осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий;

— приоритет обязанностей служения Отечеству над правами;

— гармоничное сочетание воспитания и обучения;

— воспитание в коллективных и военных общежитиях; в исторических традициях кадетов служения Отечеству с детства и в атмосфере любви к России и ее истории, формирующейся на основе основных национальных ценностей; в примерах служения Отечеству выдающихся деятелей России, ее Героев, Святых и на личном примере ее учителей;

— подход к подготовке кадетов стать достойными гражданами России, патриотами, творческими и ответственными творцами, специалистами своего дела, способными преодолевать трудности в жизни и службе, высокоморальными, скромными, самоотверженными, верными культурно-историческим традициям.

Проведя анализ современного состояния кадетского образования в Российской Федерации П. А. Федоров, сделал вывод, что для достижения целей кадетского образования необходимо решить следующие задачи:

— воспитание кадета как гражданина, как патриота своей страны, просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и действиях, обладающего позицией лидера, способного к духовному совершенствованию и творчеству, готового и способного служить Родине и ее защите;

— формирование у кадетов отношения к дальнейшему самосовершенствованию и способности самоотверженно работать в различных сферах жизни на Родине;

— приобретение кадетами знаний и навыков для работы по государственным специальностям, в том числе военной, служебной, путем внедрения технологии комплексной подготовки, которая является составной частью подготовки кадетов;

— подготовка кадета как служащего, который готов взять на себя ответственность за судьбу страны;

— воспитание у кадетов моральных, психологических и организаторских качеств, жизнестойкости, устойчивости к физическим и морально-психологическим нагрузкам;

— создание образовательной среды, создающей положительную мотивацию у кадетов к приобретению знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких качеств характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Родине;

— обеспечить кадетам с высокой мотивацией и способностями необходимые условия для творческого развития.

Принимая во внимание цели, связанные с подготовкой кадетов, а конкретно подготовки несовершеннолетних к государственной или военной службе, особая роль воспитанию обучающихся в рамках образовательного процесса установлена нормативными актами Минобороны и МВД России.

Кадетская организация заботится о развитии своих членов, используя целостный подход к военному, патриотическому, правовому, моральному и эстетическому воспитанию.

Нельзя не согласиться с утверждением О. И. Селиверстова, что образовательная деятельность должна основываться на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях Вооружённых Сил Российской Федерации [8, с. 43].

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598
  2. Асриев, А. Ю. Приоритеты социального заказа кадетскому образованию в Сибири / А. Ю. Асриев // Человек и образование. — 2022. — № 1(70). — С. 111–119.
  3. Аханов, И. В. Вариативные модели подготовки кадет в современной России / И. В. Аханов // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 1. — С. 10–17.
  4. Вазлеев, В. А. Содержание кадетского воспитания и образования / В. А. Вазлеев // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 178–181.
  5. Кадетская педагогика в системе школьного военно-патриотического образования: теория, методология, практика, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Уфа, 8–9 декабря 2022 года. — Уфа, М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023. — 232 с.
  6. Концепция кадетского образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cronao.ru/images/docs/LBK/Kontseptsia_kadetskogo_obrazovania_v_Rossiyskoy_Federatsii.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
  7. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 10.12.2023).
  8. Селиверстова, О. И. Проблемы совершенствования кадетского образования в Российской Федерации / О. И. Селиверстова // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2015. — Т. 10. — С. 40–55.
  9. Федоров, П. А. Современное состояние кадетского образования в Российской Федерации, как одного из этапов подготовки граждан к государственной службе / П. А. Федоров // Педагогический журнал. — 2019. — Т. 9, № 1–1. — С. 254–259.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское образование, Российская Федерация, Россия, образовательный процесс, подготовка кадетов, подрастающее поколение, национальная культура, образовательная деятельность, патриотическое воспитание, современная Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос