Проблемы применения уголовного закона в отношении коррупционных преступлений в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клименкова, Е. М. Проблемы применения уголовного закона в отношении коррупционных преступлений в России / Е. М. Клименкова, Гороглы Джораев, А. А. Южиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109306/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной научной статье рассматриваются проблемы, связанные с применением уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений в России. Коррупционные преступления представляют все большую общественную опасность и в настоящее время представляют собой важнейшую проблему в нашей стране. На основе мониторинга населения и специалистов делается вывод о необходимости создания адекватной уголовной ответственности.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, взятка, уголовно-правовые проблемы, уголовно-правовая борьба с коррупционными преступлениями.

Введение. Проблема применения уголовного законодательства к коррупционным преступлениям в России важна и актуальна. Коррупция остается одной из важнейших проблем в стране, негативно влияя на экономику и общество в целом. Несмотря на принятие ряда законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, эффективность их реализации остается низкой. Это указывает на необходимость создания более эффективных механизмов борьбы с коррупцией и повышения ответственности за коррупционные деяния.

В отечественной юридической литературе под коррупцией понимают «взяточничество, подкуп государственных и иных служащих и на этом основании корыстное использование служебных полномочий подкупленных лиц, связанных с ними полномочий и возможностей в личном или узком кругу, и «связанные с этим риски, а также получение неправомерных преимуществ субъектами взяточничества» являются, безусловно, социальным злом, которое угрожает верховенству закона, стабильности демократических институтов и нравственности. [9].

Коррупция — это опасное социально-негативное явление, представляющее угрозу государственным институтам и стабильности общественной жизни. Законодательство Российской Федерации содержит ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективной борьбы с коррупцией как опасным социально-негативным явлением. Негативное влияние оказывают незавершенность и бессистемность антикоррупционной законодательной базы.

Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых важнейших и приоритетных задач в жизни нашего общества и государства на современном этапе его функционирования. Коррупция развращает и подрывает основы государства и ставит под угрозу успех политических и социально-экономических преобразований. [10].

Для повышения эффективности борьбы с коррупцией необходима активизация комплекса мер политического, правового и нравственного порядка и содержания, и активная жизненная и политическая воля как руководства государства, так и всего народа Российской Федерации в целом.

На сегодняшний день состояние борьбы с коррупцией остается на низком уровне в связи с тем, что не уделяется должного внимания фактору социальных мер воздействия на коррупционную преступность, демократическим преобразованиям в обществе, направленным на трансферабельность (прозрачность) деятельности государственных органов и создание избирательных правил не реализуются активно на должности государственных служащих различных уровней.

Одним из эффективных рычагов борьбы с коррупционными преступлениями является уголовное преследование за коррупционные преступления. Включение коррупции в перечень основных угроз государственной и общественной безопасности свидетельствует о необходимости принятия комплекса адекватных и актуальных мер по борьбе с существующими и укоренившимися проявлениями коррупции, а также причинами и условиями их появления.

Российская Федерация ратифицировала свое присоединение к основным международным соглашениям, направленным на борьбу с коррупцией. Для России Конвенция ООН против коррупции вступила в силу 8 июня 2006 года, а Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию вступила в силу 1 февраля 2007 года. [1].

В Российской Федерации создана соответствующая правовая база для борьбы с коррупцией. Действуют Указ Президента «О мерах по противодействию коррупции» [7]. План мероприятий по противодействию коррупции, Федеральный закон «О противодействии коррупции» [3], и другие федеральные законы и нормативные акты.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», к коррупции относятся: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление властью, коммерческий подкуп или иное незаконное использование лицом своего служебного положения вопреки интересам, законным интересам общества и государством в целях получения выгод в виде денег, ценностей и других товаров или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление таких благ указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих действий от имени или в интересах юридического лица.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от были ли эти действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или соглашением с должностным лицом о передаче взятки за их совершение.

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) [6] и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), [4] наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

К нарушениям законодательства в этой сфере при юридически значимых обстоятельствах относятся, например, предоставление кредита по сниженной процентной ставке за его пользование, предоставление бесплатных или льготных туристических путевок, ремонт квартир, строительство дачи, передача имущества, в частности транспортных средств, во временное пользование, прощение долгов и т. п.

За коррупционные правонарушения виновные лица могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что уголовным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность юридических лиц, поскольку это противоречит принципу личной ответственности каждого за совершенное преступление, Россия пошла по пути установления административной ответственности для юридических лиц, совершающих коррупционные преступления. В настоящее время законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Статья 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» гласит: если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности. Срок давности по привлечению к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет с момента совершения административного правонарушения. Безнаказанность за совершение административных коррупционных правонарушений порождает коррупционные преступления.

Если коррупционное преступление причинило физическим или юридическим лицам материальный ущерб, они могут обратиться в суд с требованием возмещения ущерба в соответствии со статьей 1069 Российской Федерации. [5].

В качестве антикоррупционной меры следует рассмотреть антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, где также важна роль прокуратуры. Работа по проведению антикоррупционного расследования требует от сотрудника прокуратуры, закрепленного за данным направлением прокурорского надзора, не только знания федерального законодательства, прежде всего в области экономики, но и умения моделировать практику исполнения законов и нормативные акты. Фактором, провоцирующим коррупцию, является наличие в нормативном правовом акте положений, предоставляющих правоприменителю необоснованно широкие усмотрения или возможность неправомерного применения исключений из общих правил, а также положений, устанавливающих расплывчатые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. [11].

Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных и муниципальных служащих, призванных на ранней стадии предупредить влияние личной заинтересованности на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, не допустить перерастание действий государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в преступные формы поведения, является деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, уведомления работникамипредставителя нанимателя об обращении к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. [8].

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Выводы. В настоящее время, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, в юридической литературе, а также в законодательстве Российской Федерации осуществляется разграничение таких понятий, как «противодействие коррупции» и «борьба с коррупцией». В этом контексте следует отметить, что одним из составных элементов является борьба с коррупцией.

Изложенные в настоящем исследовании международные стандарты противодействия коррупции не все были ратифицированы Россией на сегодняшний день.

Проблемы применения уголовного законодательства в отношении коррупционных преступлений в России связаны с недостаточной эффективностью антикоррупционных механизмов, отсутствием должной ответственности за коррупционные деяния и недостаточной прозрачностью системы государственного управления. Несмотря на принятие ряда законов и мер по борьбе с коррупцией, коррупционные схемы продолжают существовать и развиваться. Необходимо усилить контроль за исполнением уголовного законодательства и улучшить работу правоохранительных органов для обеспечения эффективной борьбы с коррупцией. Также необходимо повысить осведомленность общественности и сформировать негативное отношение к коррупции, чтобы создать условия для изменения общественного мнения и поведения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023). О противодействии коррупции (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»
  6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 17.05.2021) «О мерах по противодействию коррупции»
  7. Александр, Чашин Коррупция в России / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2020. — 920 c.
  8. Будатаров С. М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 359. С. 106–110.
  9. Еремина О. С. Коррупция: источники, причины, социально-негативные последствия // В сборнике: Университетские чтения — 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2018. — 214 с.
  10. Леонов, Николай Коррупция / Николай Леонов. — М.: Интербук, Эвеста, 2020. — 192 c
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, Россия, уголовное законодательство, лицо, преступление, административная ответственность, коррупционное преступление, личная заинтересованность, опасное социально-негативное явление.


Ключевые слова

коррупция, взятка, коррупционное преступление, уголовно-правовые проблемы, уголовно-правовая борьба с коррупционными преступлениями

Похожие статьи

Задать вопрос