Гарденотерапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях монтессори-класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 22.12.2023

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Букаева, Л. Н. Гарденотерапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях монтессори-класса / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/498/108811/ (дата обращения: 06.05.2024).



Гарденотерапия английскоеслово, что означает в переводе garden (сад, растения), терапия — лечение, т. е. лечение садом, растениями.

Этот метод опирается на взаимодействие ребенка c ОВЗ с природой как процесс сопереживания, соучастия, эмпатии.

40-летний опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что работа с растениями благотворно влияет на психическое и физическое состояние ребенка, является одним из старейших видов активной терапии. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное влияние на организм. Вовлечение детей в занятия гарденотерапией помогает им лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленной как на себя, так и на окружающие растения. Эта деятельность напрямую связана с положительным воздействием энергетики земли, растений. Дело не только в том, чтобы научить детей выращивать растения, важно привить им уважение к природе, умение ценить её, наблюдать за ней.

Работа проводилась в Монтессори-классе с детьми в возрасте 4–12 лет с интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в умеренной, тяжелой и глубокой степени, которые сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Дети занимались в классе 2–3 раза в неделю по 30–45 минут.

Цель : формирование знаний, умений и навыков как составной части социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о комнатных и садовых растениях, ухода за ними.
  2. Формирование трудовых умений и навыков через практические занятия: посев семян, посадка, полив, пересадка, рыхление, сбор урожая, уход за комнатными растениями.
  3. Развитие интереса к живой природе, бережного отношения к ней.
  4. Развитие сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
  5. Формирование коммуникативно-творческих способностей и воображения.

Работа с растениями является частью Монтессори-программы по разделам: «Упражнения в практической жизни» и «Космическое воспитание» (растительный мир). Условия Монтессори-класса наилучшим образом помогают решать поставленные задачи.

Требования к коррекционно-развивающей среде:

  1. Материалы, предназначенные для работы, находятся на уровне глаз ребенка, чтобы он мог взять его самостоятельно, без помощи воспитателя.
  2. Материал чистый, привлекательный, укомплектован, в хорошем состоянии.
  3. Строго соблюдается принцип постепенности и возрастающей степени сложности. С детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата сначала отрабатываются навыки захвата ручки кувшина, его подъема над столом, переливания воды в чашку, а затем полива растений.
  4. Упражнения и материалы должны соответствовать возможностям ребенка, уровню развития, учитывать особенности нарушений и компенсаторные способности. Например, опрыскиватель для цветов меняла многократно, пока не нашла опрыскиватель, более узкий и удобный для захвата детской рукой.
  5. Выполнению задания, если ребенок не знаком с ним, предшествует презентация, показ его. Это даёт ребенку алгоритм, вызывает желание имитировать увиденное. Презентация проводится медленно, с многократным повторением.
  6. Во время презентации педагог избегает лишних словесных инструкций и указаний, что помогает ребенку сконцентрироваться на действиях, а также наблюдать за эффектами, связанными с материалом: шум льющейся воды, звук пересыпающихся зёрен и пр.
  7. Во время работы позиция педагога сводится к «активному наблюдению» (трудностей в работе с материалом, его интересов и предпочтений и др.).
  8. Если ребенок не способен сам выполнить упражнение, ему помогает педагог, дозируя свою помощь (например, поддержать руку ребенка под локоть, под предплечьем и пр.). В любом случае ребенку представляется возможность участвовать в действии и наблюдать за результатом.
  9. Темы и время работы индивидуальны.

Работа проводилась по направлениям:

1. Формирование навыков ухода за растениями

а ) Полив цветов

Пример презентации:

Материал: комнатное растение в горшке, клеёнка, поднос, лейка, тряпка.

Прямая цель : научить ухаживать за комнатными растениями.

Косвенная цель: координация работы руки и глаза, воспитание заботливого отношения к растениям.

Возраст: от 2,5 лет.

Презентация :

  1. Педагог предлагает ребёнку полить растение. Берет поднос с набором материала, ставит на стол, рядом расстилает клеёнку. На правый верхний угол стола ставит поднос с лейкой.
  2. Педагог делает акцент на то, что цветы нужно поливать только отстоянной водой.
  3. Ставит на клеёнку цветок.
  4. Педагог говорит: «Растение поливают под корень». Демонстрирует, как поливает растение: правой рукой лейку берут за ручку, левой придерживают носик лейки.
  5. Ставит лейку на место.

Примечание: желательно иметь метки для политого и не политого растения (мордочка веселая и грустная).

  1. Относит растение на место.
  2. Педагог предлагает ребенку повторить упражнение, взяв другое растение.
  3. После окончания работы вытирают клеёнку, складывают на поднос и убирают на место.

Дальнейшие упражнения:

— полив растений из кувшина;

— полив растений из бутылки;

— полив растений на улице из лейки, шланга;

— полив цветов с предварительным рыхлением;

— полив цветов в поддон (в зависимости от особенностей его роста и развития).

б) «Протирание листьев растений».

в) «Опрыскивание растений».

2. Обучение навыкам посадки, посева,

пересадки растений, ухода за ними, сбора урожая

Работа началась в октябре в «Огороде на окне» с посадки лука в воду и в землю. Дети посеяли укроп, петрушку, листочки которых использовали в еду.

В конце февраля посадили луковицы гиацинтов в подарок маме. Луковицы были посажены в одинаковые голубые горшочки и не помечены. Но из шести горшочков каждый ребенок выбирал свой, приходя на занятия, поливал его, наблюдал. У мальчика с синдромом Дауна, который пришёл через неделю и увидел своё цветущее растение, на лице было удивление, восхищение, счастье. Он взял цветок в руки, прижался щёчкой, закрыв глаза, вдыхал аромат, целовал. Это продолжалось минут 5 и не хотелось вторгаться в его чувства и эмоции.

В марте посеяли семена помидор, перца, баклажан, огурцов. Дети с большим интересом наблюдали за появлением всходов, поливали их, делали всё это очень аккуратно.

В начале апреля на окошко в корзинку дети положила картошку. Мне хотелось, чтобы дети видели, что у картошки бывают ростки. Дети охотно наблюдали за их ростом. За месяц ни один росток не был сломан. Особенно отличалась девочка с синдромом Дауна. Каждый раз, приходя на занятие, она бежала к окошку и нежно пальчиками гладила росточки, замечала, что ростки стали больше. При посадке картошки была удивительно трогательная картина. Девочка сделала совочком ямку, долго на огороде гладила картошку, говорила что-то на «своём» языке, поцеловала, положила в ямку и засыпала землёй. Для меня это было то самое главное, что я хотела увидеть в работе. Это искренние детские эмоции, сопереживание, нежность, забота о растении.

В мае и июне рассада была высажена на огород. Дети на прогулке теперь ежедневно наблюдают за растениями, ухаживают за ними: рыхлят почву, убирают сорняки, поливают.

3. Художественный труд и творчество с природным материалом:

— составление букетов;

— создание композиций на клумбе;

— аранжировки из цветов, листьев, семян, веток;

— знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности из листьев и других частей растения;

— поделки из природного материала, овощей и фруктов.

За 10 месяцев работы в классе достигнуты хорошие результаты в четырех сферах:

  1. В интеллектуальной — развитие памяти, словарного запаса, любознательности, наблюдательности.
  2. В социальной — формирование навыков общения через включение в общую деятельность, а также развитие самостоятельности при реализации деятельности.
  3. В физической — улучшение моторных навыков и координации движений.
  4. В психоэмоциональной — рост самооценки, чувство гордости за успех. Дети понимают, что от них зависят живые существа — растения.

Литература:

  1. Сорокова М. П. Система М.Монтесссори: Теория и практика: учебное пособие, 6-е изд., стер.-М.;
  2. Авдонина Т. Б., Гурьева Д. Х. Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Архивариус, 2020 № 148);
  3. Сахарова В. Н., Новикова Ж. Н. «Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы». -М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 2005.
  4. Николаева С. Н., «Любовь к природе воспитываем с детства», — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Кондратьева Н. Н. и др. «Программа экологического образования детей», — М.: Детство-пресс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): растение, ребенок, работа, время работы, лейка, материал, опорно-двигательный аппарат, педагог, природный материал, сбор урожая.


Похожие статьи

Задать вопрос