Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Костомаха, Н. Ю. Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте / Н. Ю. Костомаха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109298/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. Адаптирована «Программа сопровождения семьи и ребенка в период адаптации к ДОО».

Ключевые слова : адаптация, дети раннего возраста, педагогическая поддержка, эмоциональное состояние.

The article discusses the features of adaptation to kindergarten in young children. The analysis of the pedagogical study of the adaptation of an early age child to kindergarten conditions is carried out, which presents three successive stages — ascertaining, forming and control. The «Family and child support program during the period of adaptation to preschool education» has been adapted.

Keywords: adaptation, young children, pedagogical support, emotional state.

Адаптация детей к дошкольному учреждению характеризуется широким спектром реакций ребенка на изменения привычной для ребенка обстановки, режима дня, разлуки с мамой, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от возраста, пола ребенка и от условий пребывания в дошкольном учреждении. Не способность адаптироваться к дошкольному учреждению может привести к существенным нарушением психического развития ребенка.

Согласно И. С. Ильиной, «адаптация в педагогическом процессе определяется как естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма» [2, c.88].

Основными формами адаптации детей к дошкольному учреждению является коррекция эмоционального, психофизического состояния детей, развитие потребности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, создание благоприятных условий для развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, через преодоление негативных тенденций в воспитательном воздействии и общении взрослых с детьми, учета при взаимодействии с ребенком его индивидуальных особенностей и ориентации на принятие ребенка таким, какой он есть, развитие его самостоятельности.

Педагогическое исследование адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада проходило на базе МБДОУ № 33 «Радуга» г. Старый Оскол. Исследование проводилось в младшей группе. Контингент детей — 20 дошкольников и их родители, воспитатель Воронкова Мария Анатольевна. Педагогическое исследование адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада проходило в три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный.

Основным методом исследования, учитывая возраст испытуемых, было наблюдение, так же были использована проективная методика и опрос воспитателей и родителей. Исходя из выделенных условий психологической адаптации детей к дошкольному учреждений и показателей адаптации осуществляли диагностику:

1) показателей внешних поведенческих коррелятов дискомфорта в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;

2) особенностей эмоционального состояния ребенка;

3) особенностей эмоционально-социального развития ребенка;

4) познавательного развития.

Проведенное исследование показало, что у большинства детей средний и ниже среднего уровень адаптации к дошкольному учреждению, они недостаточно активны во взаимодействии с взрослыми и сверстниками детском саду, у них снижены показатели психофизического благополучия. Трудности были у детей с приемом пищи, аппетитом (2,08 балла), дневным сном (1,62 балла), т. е. дети не могут расслабиться и заснуть, эмоциональным состоянием (2,03 балла), соблюдением правил (1,92 балла). Эти результаты говорят о низкой выраженности такого показателя адаптации к детскому саду как психофизическая адаптация.

Используемая нами методика наблюдения позволяет установить общий уровень адаптации. Результаты приведены на рисунке 1.

Распределение детей по уровню адаптации к ДОУ

Рис. 1. Распределение детей по уровню адаптации к ДОУ

Было установлено, что у 25 % детей уровень адаптации к ДОУ низкий, данные дети не проявляли активность в отношении других детей, при обращении взрослого смущались и терялись.

У 40 % детей младшего дошкольного возраста низко-средний и у 30 % средний уровень адаптации к дошкольному учреждению.

Высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению был установлен у 5 %детей (1 ребенка), у него было отмечено позитивнее настроение, отсутствие трудностей в расставании, активность в играх и на занятиях, хороший аппетит и нормальный сон, адекватные эмоциональные реакции.

Таким образом, большинство детей имеют средний и ниже среднего уровень адаптации к дошкольному учреждению, они недостаточно активны во взаимодействии с взрослыми и сверстниками детском саду, у них снижены показатели психофизического благополучия.

Для исследования эмоционально-социального развития младших дошкольников были анализировали оценки его параметров, данные родителями дошкольников.

Анализ развития показателей, характеризующих эмоционально-социальное развитие показал, что преимущественно у детей средний или ниже среднего уровень развития адекватности поведения и самоконтроля, игровой деятельности, особенностей коммуникации со взрослыми и сверстниками, выраженности показателей эмоциональной сферы.

Таблица 1

Результаты диагностики параметров эмоционально-социального развития младших дошкольников (в %)

Параметры эмоционально-социального развития

Уровни развития

высокий

средний

ниже-среднего

низкий

Адекватность поведения и самоконтроль

0

35

50

15

Игровая деятельность

10

45

45

0

Общение со взрослыми

10

35

45

10

Коммуникации с детьми

0

50

45

5

Эмоциональные особенности

5

45

45

5

Общий уровень

0

35

50

15

При этом больше всего детей (50 %) имеют ниже среднего показатели развития адекватности поведения у 15 % она низкая, т. е. дети не в полной мере способны действовать согласно ситуации, ориентироваться при этом на образцы поведения взрослого и осуществлять контроль за своей деятельностью.

45 % детей имеют средний и столько же ниже среднего уровень развития игровой деятельности, т. е. не обладают умением ориентироваться на игровую задачу и самостоятельно ставить ее себе. Уровень общения со взрослыми так же большая часть детей (45 %) имеют ниже среднего, они не активны, не инициативны в общении со взрослыми, часто не чувствительны к проявлению инициативы взрослого, его оценкам.

Коммуникации с детьми у 50 % имеют средний уровень развития у младших дошкольников, т. е. дети не всегда инициативны в отношениях с другими детьми, способны бесконфликтно взаимодействовать с ними.

Показатели выраженности эмоциональных особенностей так же у большинства детей средние или ниже среднего, т. е. дети не всегда характеризуются положительным настроением и преобладанием положительных эмоций.

Для того, чтобы полностью скоординировать процесс адаптации детей к детскому саду, необходимо разработать и внедрить методическую Программу сопровождения семьи и ребенка в период адаптации к ДОО. Все мероприятия, которые были подготовлены с участниками учебной программы, соответствуют Перспективному планированию программы педагогической поддержки адаптационного периода детей.

Выполнение запланированных задач программы позволило нам перейти к третьему этапу нашего эксперимента — контрольному. На данном этапе было повторно проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования родителей

Вопрос

Ответ

Результат

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

60 %

20 %

10 %

10 %

2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду в течение последнего месяца? Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

10 %

10 %

10 %

70 %

3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

А) действия всех сотрудников

Б) совместные действия сотрудников и родителей В) действия родителей

50 %

40 %

10 %

4. Каким было поведение Вашего ребенка в последние дни посещения детского сада

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) все эти факторы имели место

70 %

0 %

0 %

30 %

5. Как Вы думаете, достаточно полно организована педагогическая поддержка ребенка?

А) достаточно

Б) недостаточно

В) вообще не организуется

80 %

20 %

0 %

Результаты анкеты позволили сделать следующие выводы:

У 70 % детей закончен процесс адаптации к детскому саду. Один ребенок идет в детский сад с уговорами, один с плачем. Остальные дети негативных эмоций не проявляют, семь идут с удовольствием.

Для определения достоинства и недостатков процесса педагогической поддержки адаптации детей 3–4 лет в младшей группе ДОО нами повторно были организованны беседа с воспитателями и наблюдение за организацией деятельности детей в группе.

В результате беседы с воспитателем выяснилось, что все запланированные мероприятия по адаптации вновь прибывших детей отражены в плане воспитательно-образовательной работы группы. В плане отражены индивидуальные и групповые формы работы с детьми, направленные на облегчения процесса адаптации в ДОО. Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Новые показатели степени готовности на каждого ребенка определенны путем подсчета среднего балла по перечисленным параметрам и представлены на рисунке 2.

Сводные показатели степени готовности каждого ребенка

Рис. 2. Сводные показатели степени готовности каждого ребенка

В результате заполнения анкет на каждого ребенка, было выявлено, что 50 % детей готовы к посещению ДОО, 50 % готовы условно.

В результате непосредственного наблюдения за адаптируемыми детьми в утренние часы в течение недели и беседы с воспитателем, было выявлено, что процесс адаптации детей протекает безболезненно.

Таким образом, обработав результаты беседы и анкетирования педагогов и родителей, мы получили предположения о том, что успешность адаптации ребенка младшего дошкольного возраста зависит от специфики педагогической поддержки в ДОО.

Литература:

  1. Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста / Ю. А. Афонькина. — Москва: АРКТИ, 2019. — 72 с.
  2. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие/ И. С. Ильина. — М, 2008.
  3. Пахоменкова, Е. А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — Т. 10. — С. 201–205.
  4. Сидоркина, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование/ Т. Ю. Сидоркина /. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. — 92 с.
  5. Тимофеева, Л. Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста/ Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова //Дошкольная педагогика. — 2017. — № 7 (92). — С. 6–10.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольное учреждение, уровень адаптации, адаптация ребенка, младший дошкольный возраст, эмоционально-социальное развитие, игровая деятельность, педагогическая поддержка, ранний возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос