Вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи как средство выстраивания партнерских взаимоотношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Дудар, М. С. Вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи как средство выстраивания партнерских взаимоотношений / М. С. Дудар, Н. В. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109239/ (дата обращения: 05.05.2024).



Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени — к системе дошкольного образования.

Качество дошкольного образования, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного образовательного учреждения. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами детского сада и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В качестве условия для успешной реализации программы дошкольного образования предполагается обеспечение условий для поддержки родителей (законных представителей), вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Деятельность по повышению компетентности родителей (в сфере их прав, возможностей и компетенций) организуется путем вовлечения родителей на регулярной основе в образование детей (в деятельность по реализации Программы развития, основной образовательной программы дошкольного образования, годового плана работы организации).

Традиционные формы работы с родителями, условно подразделяющие на 4 группы: информационно-аналитические (тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. п.); досуговые (праздник, конкурс, семейные походы и экскурсии и т. п.); познавательные (консультация, семинар, день открытых дверей и т. п.); наглядно-информационные (родительские стенды/уголки, библиотеки для родителей и т. п.), нуждаются в преодолении формализма и несоответствия социокультурным потребностям современного общества.

В качестве альтернативы следует рассматривать новые, современные формы взаимодействия с родителями.

В первую очередь для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку, выстраивания грамотного общения с каждым родителем необходимы сбор, обработка и использование информации о семье, общекультурном уровне родителей, отношении к ребенку в семье, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогическом консультировании. Часть этой информации дошкольное учреждение получает в процессе анкетирования, анализа документов, опроса. На основе полученной информации выявляется часть родителей, заинтересованная в изменении своего отношения к взаимодействию с собственным ребенком.

По результатам такого исследования, с учетом особенностей семей деятельность ДОО была организована в нескольких направлениях:

Организована работы семейного клуба для родителей группы с целью установления между педагогами и родителями доверительных отношений, направленная на осознание значимости семьи в воспитании ребенка и на оказание помощи родителям в проблемах воспитания.

В содержание его деятельности входили родительские тренинги, педагогические беседы, игровые практикумы, обмен мнениями по определенной проблеме, мастер-классы, тиражирование опыта семейного воспитания, психолого-педагогическое консультирование, совместная досуговая деятельность.

Особый интерес вызвала у родителей новая перспективная форма взаимодействия: организация работы смешанных детско-родительских групп , имеющих целью знакомство взрослых с рациональными методами воспитания и формирования определенных навыков с использованием приемов коррекции нарушений межличностных отношений между родителями и детьми посредством совместной игровой и интеллектуальной деятельности. Помимо задач психолого-педагогического просвещения эта деятельность опосредованно приобщает родителей к образовательному процессу, поскольку педагогический коллектив работает над включением ресурсов социально-психологического тренинга в работе с родителями и детьми дошкольного возраста в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В дошкольном учреждении существует практика разработки образовательного маршрута группы . Это приложение к плану образовательной деятельности, и оно дает возможность родителям внести в образовательный процесс свои предложения и корректировки, предложить свое участие в той или иной деятельности.

Данный современный вид включения всех полноправных участников образовательного процесса не только позволяет неформально реализовать образовательную программу конкретной дошкольной группы в каждой из определенных образовательных областей, но и повысить уровень коммуникативных навыков детей и родителей, улучшить микроклимат семьи на основе взаимного обучения и взаимопознания детей и их родителей.

В этой связи также не теряет своей актуальности досуговая деятельность с участием родителей . Она привлекает внимание родителей к детскому саду, способствует установлению неформальных контактов между педагогами и родителями и более доверительных отношений между родителями и детьми. Перспективное направление в организации такой деятельности — участие родителей в подготовке мероприятия, включение в сценарий совместных творческих дел (театральные вечера досуга), соревнований различной направленности в семейных командах.

Реализуя направление деятельности, именуемое в стандарте как «поддержка детской инициативы», воспитатель вправе рассчитывать на родителей, но только после предварительного консультирования, чтобы избежать ситуации, когда взрослый сделает все за ребенка. Поскольку организация самостоятельной деятельность детей немыслима без развивающей предметно-пространственной среды, и требования к ней зафиксированы в стандарте, к проектированию и созданию среды группового помещения традиционно привлекаются родители. Одним из показателей качества развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада является связанное с детьми оформление пространства. В основе его лежит идея о том, «что детей должны окружать доказательства их собственной состоятельности, детям важно постоянно видеть подтверждение того, что они что-то сумели, что у них поучилось».

Для партнерского взаимодействия участников образовательных отношений важно обеспечение информированности родителей о жизни ребенка в детском саду.

В рамках опыта для информирования родителей использовались ресурсы ИКТ-технологий , точнее информирование о содержании деятельности через мессенджеры.

Внедрены в практику ДОО интерактивные и ИКТ-технологии.

Внедрена технология «Телеобразование». Суть технологии заключается в обмене информацией между участниками образовательных отношений в режиме реального времени (онлайн).

Организация обучения педагогов ДОО проведению прямых эфиров, используя интернет-ресурсы и платформы как Вконтакте, Сферум, яндекс-телемост, а также разработка плана на год по включению «прямых эфиров»:

– при организации образовательных мероприятий педагогов с детьми, организуемых ДОО,

– телерепортажи с мест включения за пределами ДОО (экскурсии, поездки, соревнования, концерты, турпоходы, выставки),

прямая трансляция праздников, мероприятий, досугов в ДОО

Внедрена технология «Виртуальное участие ребенка в жизнедеятельности ДОО» . Суть технологии — обеспечить эмоциональную связь между детьми, присутствующими в группе и отсутствующими в ней по разным причинам. С помощью приложения Сферум, видео звонков мессенджера viber воспитатели ДОО обеспечивают эмоциональное взаимодействие между детьми (присутствующими в группе и отсутствующими по болезни или другим причинам) в режиме реального времени (в режимных моментах и образовательной деятельности.

Внедрена технология «Виртуальный гость группы». Суть технологии- преобразование контактной технологии «Гость группы» в дистанционный формат с использованием сети Интернет, приложений, мессенджеров и платформ, позволяющих в прямом эфире обеспечить общение детей с «гостем» через компьютер (ноутбук, телефон).

Родитель «гость группы» по заранее разработанному алгоритму подготовки к мероприятию выходит с детьми в прямой эфир (для обмена информацией и получения прямой обратной связи в виде «вопрос-ответ») длительностью не более 5-ти минут (в соответствии с требованиями СанПин). Технология применяется с детьми старшего дошкольного возраста.

Родитель взаимодействует с детьми группы в рамках технологии в следующих направлениях:

– при ознакомлении с профессиями (рассказывает о своей профессии),

– при организации виртуальной экскурсии (рассказывает о каком-то объекте города, района, области — факты из истории),

– о каком-то факте, исследовании, событии, новости,

– о месте, в котором сейчас находится (обзор): на море, в зоопарке, на заводе, фабрике, в магазине и так далее

Внедрены формы дистанционного ознакомления родителей воспитанников с условиями в ДОО посредством размещения на сайте ДОО «Виртуальной экскурсии по ДОО» , «Аудиогид по ДОО» .

На сайте имеется раздел «Консультационный центр» (http://mdou9.beluo31.ru/), в котором размещен график консультирования родителей воспитанников педагогами ДОО в режиме онлайн с использованием приложения Сферум, видео-viber, согласно предварительным запросам родителей воспитанников посредством мобильной или телефонной связи. Консультации проводятся по запросу родителей, но не реже 1 раза в неделю одним педагогом (специалистом ДОО в соответствии с графиком проведения онлайн-консультаций, размещенным на сайте ДОО).

Для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Достигнуты следующие результаты:

1) Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в группе (совместные творческие, спортивные, познавательные досуги и проекты; заседания клуба для родителей; консультации; родительские собрания; мастер-классы и др.). Участниками семейного клуба для родителей в старшей группе 21 человек (начальное количество — 11);

2) Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования): с 87 % до 96 %;

3) Повысилась удовлетворенность родителей формами взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования): с 54 % до 92 %.

Анализ практического этапа работы, показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. В результате использования различных форм и методов общения с родителями, как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. Так, если на начальном этапе лишь 20 % родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями их число значительно увеличилось — до 55 %. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей с 27 % до 65 %.

Результатом проведенной целенаправленной работы воспитателей группы с семьей по выстраиванию партнерских взаимоотношений стала выработка и принятие общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов, единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствовало не только созданию психологического комфорта для детей, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Таким образом, подтверждена эффективность системы работы с использования нетрадиционных форм взаимодействия с семьей для выстраивания партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс, деятельность, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, участие родителей, Виртуальная экскурсия.


Похожие статьи

Задать вопрос