Изменение объема прямых иностранных инвестиций в Узбекистане благодаря росту интереса к инфраструктурным проектам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мамедова, Н. С. Изменение объема прямых иностранных инвестиций в Узбекистане благодаря росту интереса к инфраструктурным проектам / Н. С. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 397-401. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109225/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматриваются изменения и факторы влияния на объем иностранных прямых инвестиций в Узбекистане и строится модель тренда ПИИ за последние 30 лет. Раскрывается значимость государственно-частного партнерства и инфраструктурных проектов, анализируются ключевые заинтересованные стороны.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные прямые инвестиции, государственно-частное партнерство, инфраструктура, капитал

This article examines the changes and factors influencing the volume of foreign direct investment in Uzbekistan and builds a model of the IPI trend over the past 30 years. The importance of public-private partnerships and infrastructure projects is revealed, and key stakeholders are analyzed.

Keywords: investments, foreign direct investments, public-private partnership, infrastructure, capital

В 2022 году мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) продемонстрировали значительный рост, достигнув 2.498 млрд долларов США, что отражает увеличение на 64 % по сравнению с низким уровнем предыдущего года. Восстановление было обусловлено процветающими рынками слияний и поглощений и быстрым ростом международного проектного финансирования, благодаря свободным финансовым условиям и значительным стимулам в инфраструктуре. Однако мировая обстановка для кросс-бордерных инвестиций кардинально изменилась в 2023 году из-за конфликта в Украине и продолжающихся эффектов пандемии, приводя к тройному кризису во многих странах, касающемуся продовольствия, топлива и финансов.

Эта неопределенность существенно повлияла на мировые ПИИ в 2022 году, что привело к изменению новых инвестиционных проектов, включая анонсы о новых проектах, сделки международного проектного финансирования и кросс-бордерные слияния и поглощения.

В условиях этих глобальных вызовов Узбекистан выделяется как все более привлекательное направление для международного капитала. Произведенные за последние три года реформы, такие как либерализация валютного рынка и создание специальных экономических зон с налоговыми льготами, способствовали становлению этой привлекательности. Потоки ПИИ выросли с 1,728 млрд долларов США в 2020 году до 2.275 млрд долларов США в 2021 году, согласно Докладу о мировых инвестициях ЮНКТАД за 2022 год.

Активные меры правительства, включая принятие закона о специальных экономических зонах в феврале 2020 года и инициативы в энергетическом и телекоммуникационном секторах, привлекли иностранные инвестиции. Компании, такие как Volkswagen, MegaFon и ACWA Power, реализовали значительные проекты, соответствуя амбициозному плану энергетической трансформации Узбекистана. Правительство активно поддерживает ПИИ, предоставляя помощь иностранным инвесторам и направляя усилия на привлечение ПИИ в банковский сектор, энергетику, нефть и газ, производство, телекоммуникации, транспорт и сельское хозяйство, в рамках крупномасштабного плана приватизации президента. Узбекистан, богатый природными ресурсами и стратегически расположенный между Китаем и Европой, продолжает проходить реструктуризацию своих крупных государственных предприятий и активно участвует в процессе глобальной экономической интеграции.

Анализ модели тренда ПИИ в Узбекистане (1992–2022)

Для данного анализа используются показатели иностранных прямых инвестиций РУз за период с 1992 по 2022 года. Построение и оценка моделей осуществляется на платформе R studio при помощи таких библиотек как: forecast, datasets, lmtest, fBasics, ggplot2, smooth.

Этап ввода данных

## Time Series:

## Start = 1992

## End = 2022

## Frequency = 1

## [1] 9 48 73 -24 90 167 140 121 75 83 65 83 177 213 207

## [16] 668 548 613 1663 1615 744 692 809 1041 1663 1798 625 2316 1728 2275

## [31] 2498ы

Прямые иностранные инвестиции Узбекистана 1992–2022 на графике

Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции Узбекистана 1992–2022 на графике

Этап постоения модели

После построения различных моделей тренда и оценки их среднего отклонения было определено, что больше всего для прогнозирования с учетом выбранных данных подходит параболическая модель тренда.

График параболического тренда прямых иностранных инвестиций Узбекистана 1992–2022

Рис. 2. График параболического тренда прямых иностранных инвестиций Узбекистана 1992–2022

Так как проверка остатков показала, что они случайны и не влияют на модель, поэтому их можно не учитывать при прогнозировании.

График проверки остатков

Рис. 3. График проверки остатков

Уравнение тренда:

Этап прогнозирования

## Time Series:

## Start = 2023

## End = 2025

## Frequency = 1

## [1] 2452.817 2627.982 2806.771

Погрешность параболического тренда

## ME RMSE MAE MPE MAPE MASE ACF1

## Training set 0 340.652 228.53 -27.455 73.402 0.795 -0.011

Погрешность будет находиться в районе 228 млн долларов США.

После применения функций прогнозирования можно сделать вывод о значениях ПИИ Узбекистана на ближайшие три года:

— В 2023 году объем иностранных прямых инвестиций будет около $2.452 млдр (погрешность до $228 млн)

— В 2024 году — $2.627 млрд (погрешность до $228 млн)

— В 2025 году — $2.806 млрд (погрешность до $228 млн)

Привлечение ПИИ путем реализации инфраструктурных проектов . На самом деле, на сегодняшний день сложно переоценить роль инфраструктуры и государственно-частного партнерства (ГЧП) в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Узбекистан. Поскольку Узбекистан стремится к достижению стратегической цели — вхождению в число развитых стран мира, модернизация и переход к инновационной модели развития становятся обязательными для различных секторов нашей экономики. В этом стремлении ГЧП становится мощным инструментом, который может эффективно согласовывать интересы государства, бизнеса и общества:

— ГЧП позволяет решить дилемму краткосрочных инвестиций в больших объемах

— ГЧП оптимально распределяет риски инвестиций в инфраструктуру, а также затраты между государством и частным сектором

— Контракты ГЧП предусматривают долгосрочную ответственность за предоставление качественных услуг

— ГЧП способствуют внедрению новых технологий, а материалы активно внедряются в рамках предпринимательских инициатив.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой стратегию, которая объединяет финансирование от частных и, в некоторых случаях, от государственных источников с целью улучшения государственных услуг и управления активами. Эта методология сосредоточена на достижении конкретных результатов в предоставлении услуг и предоставляет более сложный и экономически эффективный способ управления рисками в государственном секторе, по сравнению с традиционными подходами, ориентированными на финансирование. В рамках ГЧП заключаются контракты между государственными заказчиками и частными подрядчиками, четко определяющие долгосрочные потребности в услугах, таких как транспорт, образование или здравоохранение. Эти соглашения гарантируют, что частный сектор не подвергнет риску свой капитал до достижения устойчивых результатов, что обеспечивает долгосрочное партнерство и эффективное предоставление услуг. Государственно-частное партнерство эффективно применяется для завершения крупных государственных проектов, таких как строительство инфраструктуры, за счет инвестиций частного сектора. Этот подход успешен, когда инновации частных компаний сочетаются с мотивацией государственных органов к выполнению проектов в срок и в пределах бюджета. Риски для частного сектора включают в себя возможные финансовые издержки, технические проблемы и соблюдение стандартов качества. Для государственных партнеров риски связаны с возможным недостатком спроса на платные услуги, например, на дороги или мосты. Несмотря на преимущества, ГЧП критикуют за размытие границ между общественными и коммерческими интересами, а также за возможное злоупотребление внутренними сделками и рентной стремление.

К примерам ГЧП можно отнести концессионные соглашения «строительство-эксплуатация-передача», применяемые в сферах образования или здравоохранения. В рамках таких соглашений заказчик из государственного сектора оплачивает поставщика услуг из частного сектора в течение долгосрочного контракта, привязанного к достижению стандартов обслуживания, что обеспечивает качественное предоставление услуг на протяжении длительного периода.

Государственно-частное партнерство обычно охватывает контрактный период от 20 до 30 лет и даже дольше. Финансирование частично обеспечивается частным сектором, но включает платежи от государственного сектора и/или пользователей на протяжении всего срока проекта. Частный партнер активно участвует в разработке, реализации и финансировании проекта, в то время как государственный партнер осуществляет контроль и мониторинг соответствия целям. Распределение рисков происходит в рамках переговоров, идеально с учетом способностей каждой стороны оценивать, контролировать и управлять рисками.

Кроме того, в контексте проекта ПФИ (проекты финансирования и инфраструктуры), государственный сектор несет финансовые обязательства перед обществом и сохраняет конечную ответственность за предоставление услуг. В отличие от этого, в приватизированной модели полезного использования, частный сектор несет конечную ответственность за оказание услуг.

Государственный сектор играет ключевую роль в любом ГЧП, будь то проект ПФИ, совместное предприятие или иная партнерская структура. Его задачи включают определение области деятельности, установление приоритетов и целей, а также обеспечение эффективности, стимулируя руководство ГЧП к достижению результатов. Ответственность частного сектора включает достижение бизнес-целей ГЧП, обеспечивая соотношение цены и качества для государственного сектора.

ГЧП не всегда ограничивается «частичной приватизацией». Например, важно различать компанию частного сектора, в которой государственный сектор владеет акциями, но не оказывает влияния на ее цели, от совместного предприятия, где бизнес ограничен государственными интересами. Модель ГЧП гибка и применяется в разных формах, включая проекты ПФИ в Соединенном Королевстве, охватывающие более 400 контрактов в различных секторах.

Успешные программы ГЧП требуют реформ в обоих секторах для создания благоприятных условий. Реформы включают переход к контрактам, основанным на результатах, стимулирующему законодательству и институциональным изменениям. Гибкость модели ГЧП предоставляет эффективную основу для улучшения качества и устойчивости государственных услуг с использованием ресурсов и навыков частного сектора.

Почему правительства обращаются к государственно-частному партнерству?

ГЧП эффективно распределяют затраты на приобретение актива во времени и переносят капитальные затраты на балансы частных компаний, снижая давление на государственный сектор. Этот метод основан на закупке государственных услуг, фокусируясь на результатах, а не на активах. В случаях, когда капитальные бюджеты государственного сектора ограничены, ГЧП предоставляют выгодное решение для предоставления услуг, которые могли бы быть недоступны без привлечения частного сектора.

Основной принцип всех ГЧП — мобилизация капитала частного сектора. Это повышает соотношение цены и качества для правительства, передавая риски частному сектору и стимулируя его к долгосрочному предоставлению надежных государственных услуг. Такие преимущества делают ГЧП предпочтительным методом закупок, даже если у государства нет ограничений на капитал.

Улучшение соотношения цены и качества достигается за счет правильных коммерческих решений частного сектора, подвергающегося риску. Это включает в себя дизайн, режим работы, управление ресурсами, срок службы оборудования и другие аспекты. ГЧП действуют на стыке государственного и частного секторов, предоставляя эффективный способ сотрудничества для достижения результатов, недостижимых в одиночку.

Показатели ГЧП в Узбекистане

— В 2019–2022 годах были приняты меры по реализации 30 ГЧП проектов, и подписаны соглашения по 28 проектам на сумму 35,6 млн долларов. Кроме того, завершены тендерные этапы по 2 проектам и вот-вот будет подписано соглашение о ГЧП.

— В течение 2022–2026 годов планируется реализовать 3 проекта, ведется подготовка и изучение соответствующих документов.

Литература:

  1. Salimova-Tekay, Jannat (2021). Infrastructure financing in Kazakhstan. MPFD Working Paper Series, No. WP/22/02. Bangkok: ESCAP [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.unescap.org/sites/default/d8files/knowledge-products/WP22xx %20infrastructure %20financing_Kazakhstan_formatted.pdf (дата обращения 11.12.2023)
  2. Statistics agency under the president of the republic of Uzbekistan: Investments in fixed capital in the republic of Uzbekistan (for January-June 2023) ESCAP [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: investitsiya-ang_25_07_2023_.pdf (stat.uz) (дата обращения 11.12.2023)
  3. The World Bank Dataroom\\ Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) — Uzbekistan [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) — Uzbekistan | Data (worldbank.org) (дата обращения 11.12.2023)
  4. Index mundi: Uzbekistan — Foreign direct investment [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Uzbekistan — Foreign direct investment (indexmundi.com) (дата обращения 12.12.2023)
  5. ADB: Data Library \\ Uzbekistan: By the Numbers [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Uzbekistan: By the Numbers | ADB Data Library | Asian Development Bank (дата обращения 12.12.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): частный сектор, государственный сектор, государственно-частное партнерство, узбекистан, проект, инвестиция, млрд долларов США, предоставление услуг, конечная ответственность, международное проектное финансирование.


Ключевые слова

инвестиции, капитал, инфраструктура, государственно-частное партнерство, иностранные прямые инвестиции

Похожие статьи

Задать вопрос