В данной статье рассматриваются изменения и факторы влияния на объем иностранных прямых инвестиций в Узбекистане и строится модель тренда ПИИ за последние 30 лет. Раскрывается значимость государственно-частного партнерства и инфраструктурных проектов, анализируются ключевые заинтересованные стороны.
Ключевые слова: инвестиции, иностранные прямые инвестиции, государственно-частное партнерство, инфраструктура, капитал
This article examines the changes and factors influencing the volume of foreign direct investment in Uzbekistan and builds a model of the IPI trend over the past 30 years. The importance of public-private partnerships and infrastructure projects is revealed, and key stakeholders are analyzed.
Keywords: investments, foreign direct investments, public-private partnership, infrastructure, capital
В 2022 году мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) продемонстрировали значительный рост, достигнув 2.498 млрд долларов США, что отражает увеличение на 64 % по сравнению с низким уровнем предыдущего года. Восстановление было обусловлено процветающими рынками слияний и поглощений и быстрым ростом международного проектного финансирования, благодаря свободным финансовым условиям и значительным стимулам в инфраструктуре. Однако мировая обстановка для кросс-бордерных инвестиций кардинально изменилась в 2023 году из-за конфликта в Украине и продолжающихся эффектов пандемии, приводя к тройному кризису во многих странах, касающемуся продовольствия, топлива и финансов.
Эта неопределенность существенно повлияла на мировые ПИИ в 2022 году, что привело к изменению новых инвестиционных проектов, включая анонсы о новых проектах, сделки международного проектного финансирования и кросс-бордерные слияния и поглощения.
В условиях этих глобальных вызовов Узбекистан выделяется как все более привлекательное направление для международного капитала. Произведенные за последние три года реформы, такие как либерализация валютного рынка и создание специальных экономических зон с налоговыми льготами, способствовали становлению этой привлекательности. Потоки ПИИ выросли с 1,728 млрд долларов США в 2020 году до 2.275 млрд долларов США в 2021 году, согласно Докладу о мировых инвестициях ЮНКТАД за 2022 год.
Активные меры правительства, включая принятие закона о специальных экономических зонах в феврале 2020 года и инициативы в энергетическом и телекоммуникационном секторах, привлекли иностранные инвестиции. Компании, такие как Volkswagen, MegaFon и ACWA Power, реализовали значительные проекты, соответствуя амбициозному плану энергетической трансформации Узбекистана. Правительство активно поддерживает ПИИ, предоставляя помощь иностранным инвесторам и направляя усилия на привлечение ПИИ в банковский сектор, энергетику, нефть и газ, производство, телекоммуникации, транспорт и сельское хозяйство, в рамках крупномасштабного плана приватизации президента. Узбекистан, богатый природными ресурсами и стратегически расположенный между Китаем и Европой, продолжает проходить реструктуризацию своих крупных государственных предприятий и активно участвует в процессе глобальной экономической интеграции.
Анализ модели тренда ПИИ в Узбекистане (1992–2022)
Для данного анализа используются показатели иностранных прямых инвестиций РУз за период с 1992 по 2022 года. Построение и оценка моделей осуществляется на платформе R studio при помощи таких библиотек как: forecast, datasets, lmtest, fBasics, ggplot2, smooth.
Этап ввода данных
## Time Series:
## Start = 1992
## End = 2022
## Frequency = 1
## [1] 9 48 73 -24 90 167 140 121 75 83 65 83 177 213 207
## [16] 668 548 613 1663 1615 744 692 809 1041 1663 1798 625 2316 1728 2275
## [31] 2498ы
Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции Узбекистана 1992–2022 на графике
Этап постоения модели
После построения различных моделей тренда и оценки их среднего отклонения было определено, что больше всего для прогнозирования с учетом выбранных данных подходит параболическая модель тренда.
Рис. 2. График параболического тренда прямых иностранных инвестиций Узбекистана 1992–2022
Так как проверка остатков показала, что они случайны и не влияют на модель, поэтому их можно не учитывать при прогнозировании.
Рис. 3. График проверки остатков
Уравнение тренда:
Этап прогнозирования
## Time Series:
## Start = 2023
## End = 2025
## Frequency = 1
## [1] 2452.817 2627.982 2806.771
Погрешность параболического тренда
## ME RMSE MAE MPE MAPE MASE ACF1
## Training set 0 340.652 228.53 -27.455 73.402 0.795 -0.011
Погрешность будет находиться в районе 228 млн долларов США.
После применения функций прогнозирования можно сделать вывод о значениях ПИИ Узбекистана на ближайшие три года:
— В 2023 году объем иностранных прямых инвестиций будет около $2.452 млдр (погрешность до $228 млн)
— В 2024 году — $2.627 млрд (погрешность до $228 млн)
— В 2025 году — $2.806 млрд (погрешность до $228 млн)
Привлечение ПИИ путем реализации инфраструктурных проектов . На самом деле, на сегодняшний день сложно переоценить роль инфраструктуры и государственно-частного партнерства (ГЧП) в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Узбекистан. Поскольку Узбекистан стремится к достижению стратегической цели — вхождению в число развитых стран мира, модернизация и переход к инновационной модели развития становятся обязательными для различных секторов нашей экономики. В этом стремлении ГЧП становится мощным инструментом, который может эффективно согласовывать интересы государства, бизнеса и общества:
— ГЧП позволяет решить дилемму краткосрочных инвестиций в больших объемах
— ГЧП оптимально распределяет риски инвестиций в инфраструктуру, а также затраты между государством и частным сектором
— Контракты ГЧП предусматривают долгосрочную ответственность за предоставление качественных услуг
— ГЧП способствуют внедрению новых технологий, а материалы активно внедряются в рамках предпринимательских инициатив.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой стратегию, которая объединяет финансирование от частных и, в некоторых случаях, от государственных источников с целью улучшения государственных услуг и управления активами. Эта методология сосредоточена на достижении конкретных результатов в предоставлении услуг и предоставляет более сложный и экономически эффективный способ управления рисками в государственном секторе, по сравнению с традиционными подходами, ориентированными на финансирование. В рамках ГЧП заключаются контракты между государственными заказчиками и частными подрядчиками, четко определяющие долгосрочные потребности в услугах, таких как транспорт, образование или здравоохранение. Эти соглашения гарантируют, что частный сектор не подвергнет риску свой капитал до достижения устойчивых результатов, что обеспечивает долгосрочное партнерство и эффективное предоставление услуг. Государственно-частное партнерство эффективно применяется для завершения крупных государственных проектов, таких как строительство инфраструктуры, за счет инвестиций частного сектора. Этот подход успешен, когда инновации частных компаний сочетаются с мотивацией государственных органов к выполнению проектов в срок и в пределах бюджета. Риски для частного сектора включают в себя возможные финансовые издержки, технические проблемы и соблюдение стандартов качества. Для государственных партнеров риски связаны с возможным недостатком спроса на платные услуги, например, на дороги или мосты. Несмотря на преимущества, ГЧП критикуют за размытие границ между общественными и коммерческими интересами, а также за возможное злоупотребление внутренними сделками и рентной стремление.
К примерам ГЧП можно отнести концессионные соглашения «строительство-эксплуатация-передача», применяемые в сферах образования или здравоохранения. В рамках таких соглашений заказчик из государственного сектора оплачивает поставщика услуг из частного сектора в течение долгосрочного контракта, привязанного к достижению стандартов обслуживания, что обеспечивает качественное предоставление услуг на протяжении длительного периода.
Государственно-частное партнерство обычно охватывает контрактный период от 20 до 30 лет и даже дольше. Финансирование частично обеспечивается частным сектором, но включает платежи от государственного сектора и/или пользователей на протяжении всего срока проекта. Частный партнер активно участвует в разработке, реализации и финансировании проекта, в то время как государственный партнер осуществляет контроль и мониторинг соответствия целям. Распределение рисков происходит в рамках переговоров, идеально с учетом способностей каждой стороны оценивать, контролировать и управлять рисками.
Кроме того, в контексте проекта ПФИ (проекты финансирования и инфраструктуры), государственный сектор несет финансовые обязательства перед обществом и сохраняет конечную ответственность за предоставление услуг. В отличие от этого, в приватизированной модели полезного использования, частный сектор несет конечную ответственность за оказание услуг.
Государственный сектор играет ключевую роль в любом ГЧП, будь то проект ПФИ, совместное предприятие или иная партнерская структура. Его задачи включают определение области деятельности, установление приоритетов и целей, а также обеспечение эффективности, стимулируя руководство ГЧП к достижению результатов. Ответственность частного сектора включает достижение бизнес-целей ГЧП, обеспечивая соотношение цены и качества для государственного сектора.
ГЧП не всегда ограничивается «частичной приватизацией». Например, важно различать компанию частного сектора, в которой государственный сектор владеет акциями, но не оказывает влияния на ее цели, от совместного предприятия, где бизнес ограничен государственными интересами. Модель ГЧП гибка и применяется в разных формах, включая проекты ПФИ в Соединенном Королевстве, охватывающие более 400 контрактов в различных секторах.
Успешные программы ГЧП требуют реформ в обоих секторах для создания благоприятных условий. Реформы включают переход к контрактам, основанным на результатах, стимулирующему законодательству и институциональным изменениям. Гибкость модели ГЧП предоставляет эффективную основу для улучшения качества и устойчивости государственных услуг с использованием ресурсов и навыков частного сектора.
Почему правительства обращаются к государственно-частному партнерству?
ГЧП эффективно распределяют затраты на приобретение актива во времени и переносят капитальные затраты на балансы частных компаний, снижая давление на государственный сектор. Этот метод основан на закупке государственных услуг, фокусируясь на результатах, а не на активах. В случаях, когда капитальные бюджеты государственного сектора ограничены, ГЧП предоставляют выгодное решение для предоставления услуг, которые могли бы быть недоступны без привлечения частного сектора.
Основной принцип всех ГЧП — мобилизация капитала частного сектора. Это повышает соотношение цены и качества для правительства, передавая риски частному сектору и стимулируя его к долгосрочному предоставлению надежных государственных услуг. Такие преимущества делают ГЧП предпочтительным методом закупок, даже если у государства нет ограничений на капитал.
Улучшение соотношения цены и качества достигается за счет правильных коммерческих решений частного сектора, подвергающегося риску. Это включает в себя дизайн, режим работы, управление ресурсами, срок службы оборудования и другие аспекты. ГЧП действуют на стыке государственного и частного секторов, предоставляя эффективный способ сотрудничества для достижения результатов, недостижимых в одиночку.
Показатели ГЧП в Узбекистане
— В 2019–2022 годах были приняты меры по реализации 30 ГЧП проектов, и подписаны соглашения по 28 проектам на сумму 35,6 млн долларов. Кроме того, завершены тендерные этапы по 2 проектам и вот-вот будет подписано соглашение о ГЧП.
— В течение 2022–2026 годов планируется реализовать 3 проекта, ведется подготовка и изучение соответствующих документов.
Литература:
- Salimova-Tekay, Jannat (2021). Infrastructure financing in Kazakhstan. MPFD Working Paper Series, No. WP/22/02. Bangkok: ESCAP [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.unescap.org/sites/default/d8files/knowledge-products/WP22xx %20infrastructure %20financing_Kazakhstan_formatted.pdf (дата обращения 11.12.2023)
- Statistics agency under the president of the republic of Uzbekistan: Investments in fixed capital in the republic of Uzbekistan (for January-June 2023) ESCAP [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: investitsiya-ang_25_07_2023_.pdf (stat.uz) (дата обращения 11.12.2023)
- The World Bank Dataroom\\ Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) — Uzbekistan [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) — Uzbekistan | Data (worldbank.org) (дата обращения 11.12.2023)
- Index mundi: Uzbekistan — Foreign direct investment [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Uzbekistan — Foreign direct investment (indexmundi.com) (дата обращения 12.12.2023)
- ADB: Data Library \\ Uzbekistan: By the Numbers [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: Uzbekistan: By the Numbers | ADB Data Library | Asian Development Bank (дата обращения 12.12.2023)